«У нее люк отъезжает вот так – вжжик, пальцем по экрану!» – «Да ну?!» – «Да, как мобилу разблокировать!». Такие разговоры то и дело слышались в нашей редакции последние несколько дней. На днях съемочная группа сайта Auto.Ufa1.ru прокатилась на единственном в регионе Tesla Model S – и, честно говоря, не смогла сдержать детского восторга.
Богатый внутренний мир
Представьте себе пятиметровый айфон на огромных 21-дюймовых колесах. Если результат подозрительно напоминает «Теслу» – вы недалеки от истины, хотя скорее это «Тесла» больше похожа на айфон. Издали «Эска» не выглядит чем-то эксклюзивным. В ее чертах – опять же издали – можно угадать что-то от других производителей, но стоит подойти поближе, как устоявшиеся стереотипы начинают давать сбой. Здесь нет привычных дверных ручек, решетки радиатора, а на месте центральной консоли расположился огромный 17-дюймовый сенсорный экран, который заменяет собой десятки кнопочек и рычажков. Но обо всем по порядку.
Начать обзор следует с ключа, выполненного в виде машинки. На нем три скрытых кнопки – две открывают багажник и капот (под которым еще один багажник), третья открывает сам автомобиль. При приближении владельца дверные ручки сами выезжают из ниш в дверях, как бы говоря: добро пожаловать на борт!
Если водитель внутри, значит, машина уже завелась. Глядя на салон, нельзя не заметить, что он выполнен с предельной лаконичностью: ни кармашков, ни ящичков в дверях здесь нет, но для хранения всяких мелочей сгодится, например, выемка за дверными ручками. Кроме того, вещи можно сложить в подлокотник (совмещенный с двумя подстаканниками) или на просторную полку под центральной консолью, где в обычных машинах расположен рычаг КПП.
В «Тесле» этот рычаг уменьшился до размеров шариковой ручки и переехал за руль: режимы R, N и D включаются примерно так же, как «дворники». Чтобы поставить автомобиль на парковку, нужно просто нажать на кнопку на торце рычажка. Поворотники включаются как обычно – здесь создатели не стали устраивать сюрпризов.
За рулем, на месте привычной приборной панели, расположен LCD-экран. В центре привычный циферблат спидометра, а по бокам, в зависимости от режима, – окошко плеера, напоминалка об открытых дверях или график расхода заряда.
Из всего возможного разнообразия кнопок в «Тесле» осталось только две: первая включает аварийные огни, вторая открывает бардачок. Как уже отмечалось, на месте центральной консоли в «Тесле» закреплен 17-дюймовый планшет. Девайс работает под управлением одного из дистрибутивов «Линукса» и имеет несколько основных режимов: навигатор, камера заднего вида, информация о расходе энергии, интернет-браузер и медиапроигрыватель. Разумеется, штуковина способна «по воздуху» подключаться к смартфону, включать интернет-радио и музыку из мобильной фонотеки.
Дисплей можно делить на две условных части, одна из которых будет, скажем, показывать вид с камеры, а другая продолжит гулять по Сети. Самую нижнюю часть экрана разработчики интерфейса отдали под управление климат-контролем и громкостью, оставив в левом углу невзрачную кнопочку с настройками автомобиля. В этих настройках можно найти все: переключение режима тормозов, включение пневмоподвески, открытие люка простым перетаскиванием ползунка на экране и многое другое.
Собственно, добрую половину этих функций можно проделать с телефона. С помощью мобильного приложения владелец может посмотреть местонахождение своей машины, узнать остаточный пробег, а также бибикнуть, моргнуть аварийкой, открыть люк и поправить температуру в салоне из любой точки мира.
Передний багажник электромобиля выглядит достаточно скромно, но на поверку оказывается весьма вместительным: наш оператор Тимур Гиниятуллин поместился под капотом целиком, прихватив с собой еще и камеру. В задней части автомобиля есть еще одно багажное отделение, куда более просторное. В полу здесь предусмотрена специальная ниша, в которой спрятаны два складных детских кресла. При необходимости они поднимаются и раскладываются прямо в багажнике, при этом конструкция лифтбэка избавляет от ассоциаций с анекдотом про автобус с дровами, а усиленная задняя часть кузова делает перевозку детей достаточно безопасной.
Алюминиевый скороход
Говорят, что люди, впервые оказавшиеся за рулем «Теслы», испытывают легкий шок и обязательно спрашивают: «А она точно завелась?» Факт в том, что в «Тесле» заводиться просто нечему; электромобиль просто включается. Удивление продолжается на первых метрах движения: машина едет без вибрации, без урчания мотора, и единственный звук, который нарушает эту тишину, – негромкое шуршание шин по асфальту.
Так было поначалу и со мной. Чтобы освоиться за рулем, делаю несколько кругов по пустой парковке. Ощущения приятные: автомобиль мягко идет по площадке, руль послушно крутится, дисплей строит какой-то график расхода энергии. Выезжаю на трассу и отпускаю лошадок на волю.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Все, что вы слышали о безумной динамике «Теслы», – чистая правда. Нога давит педаль газа, и резкое ускорение вколачивает тебя в спинку кресла. Все, как на американских горках, только по прямой и совсем на другие дистанции.
На трассе к рулевому управлению подключаются все мыслимые и немыслимые электронные системы, помогающие удержать машину и при этом не попасть в неприятности. Имея на борту 400 с хвостиком лошадиных сил, «Тесла» заставляет пристально следить за скоростью, и на трассе, напичканной камерами видеофиксации, круиз-контроль здесь может стать почти что обязательным к использованию.
Педаль газа чрезвычайно чутко реагирует на нажатие: стоит чуть отпустить хватку, как машина заметно сбрасывает скорость. В настройках автомобиля можно найти и более «продвинутый» режим торможения, при котором «Тесла» останавливается как вкопанная. Впрочем, его лучше не использовать по очевидной причине: рано или поздно это может закончиться серьезным ДТП.
Но это только на трассе такое раздолье. В городе Tesla Model S ведет себя как обычный автомобиль с коробкой-автоматом: обстановка не позволяет насладиться всеми прелестями этой машины – хотя, возможно, внимание соседей по дороге поможет развеять скуку.
В целом, существенный недостаток в «Тесле» ровно один: это жутко неудобная посадка-высадка из машины. Садясь за руль, ты придвигаешь кресло поближе к педалям, но вот сюрприз: чтобы комфортно выбраться наружу, придется двигать кресло обратно, иначе колени начнут цепляться за руль. Впрочем, разработчики и тут нашли чем удивить: в электромобиле есть возможность сохранять настройки каждого водителя в отдельный профиль. Соответственно, если машиной в разное время управляют разные люди, каждому из них достаточно нажать одну кнопку, после чего сиденья, зеркала и все остальное сами примут необходимое положение.
Tesla в средней полосе
Владение «Теслой» в наших широтах – дело непростое. Во-первых, даже при наличии необходимого количества денег провернуть операцию в одиночку нереально. В частности, будущему владельцу чудо-машины придется перевести с голландского (уфимская «Тесла» приехала именно оттуда) все документы; задекларировать на таможне все, что находится в машине, включая омывайку; объяснить дотошным таможенникам, куда делся мотор и что два детских кресла в багажнике – это достаточно безопасно.
Далее наступает черед регистрации и страхования электромобиля. Опять же конструктивные особенности «Теслы» вгоняют сотрудников ГИБДД в ступор, а страховщики паникуют от одной мысли об алюминиевом кузове. О стоимости самой страховки лучше и вовсе умолчать.
Чтобы полноценно пользоваться машиной, владельцу придется попотеть над ее локализацией. В первую очередь, нужно сменить европейскую SIM-карту на местную; поколдовать с мобильным приложением, которое по умолчанию вообще недоступно российским пользователям; наконец, стоит смириться с англоязычным интерфейсом, поскольку русской прошивки на «Теслу» в природе просто не существует.
Еще один важный момент – это гарантийное обслуживание. Ближайшие к Уфе официальные сервисные центры Tesla находятся в Вене и Берлине, поэтому тащить машину на эвакуаторе за тридевять земель, разумеется, никто не будет. Не все просто и с заказом запчастей, и, в конце концов, со специалистами. Поэтому по умолчанию считается, что все ввезенные в Россию «Теслы» автоматически слетают с гарантии. И не зря: по мнению разработчиков электрокара, все, что должен знать владелец об обслуживании своего автомобиля, – это горлышко бачка омывателя, чуть ли не единственный «сервисный вход» во всей машине. Если снять кожух под капотом, можно еще заметить какие-то трубы и пару емкостей для тормозной жидкости и охлаждающего средства для батарей. На этом все.
Особо стоит вопрос зарядки электромобиля. Вариантов несколько: либо протягивать удлинитель через полдвора, либо обзаводиться коттеджем или гаражом, где машина сможет «покушать». Кстати, гнездо зарядки у «Теслы» спрятано под левым отражателем и открывается простым нажатием кнопки на встроенном планшете или смартфоне.
От обычной розетки «Тесла» будет заряжаться часов пять-шесть. Это, конечно, делает ее весьма удобной для регулярных перемещений по городу: днем катаемся, ночью включаем в сеть. Должно хватить заряда и для сравнительно небольших путешествий: несмотря на внушительный запас хода, Tesla Model S вряд ли дотянет до той же Казани; однако для поездок по республике заряда батарей вполне должно хватить.
Конечно, электромобили пока еще не способны стать полноценной альтернативой привычным «нефтяным» машинам, но из всех существующих разработок Tesla Model S ближе всех подошла к той черте, за которой начинается будущее. Стоит полагать, не за горами и появление автомобилей-беспилотников: представьте себе удивление автоинспектора, остановившего водителя такой машины за превышение скорости. Хотя, стоп: какого водителя?
Сравнение ТТХ Tesla Model S и возможных конкурентов
Редакция выражает благодарность ГК «Граллит» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО и Тимура ГИНИЯТУЛЛИНА