Российский союз автостраховщиков опубликовал методические рекомендации для водителей, которые должны помочь автомобилистам в оформлении мелких ДТП по так называемому европротоколу, то есть без вызова на место происшествия сотрудников Госавтоинспекции. По мнению представителей РСА, документ поможет водителям правильно заполнять все бумаги, чтобы избежать возможных конфликтов со страховой компанией. Известно, что во многих случаях страховщики отказывают в выплатах именно из-за того, что в документах об аварии допущены те или иные ошибки.
Напомним, что обойтись без звонка в Госавтоинспекцию можно лишь в том случае, если детали ДТП соответствуют следующим требованиям:
в аварии участвовали только два транспортных средства, застрахованных по ОСАГО;
нет погибших и пострадавших;
материальный ущерб не превышает 25 тысяч рублей;
участники ДТП согласны с обстоятельствами случившегося.
В первую очередь, страховщики рекомендуют сохранить максимально возможное количество следов аварии. Оцените повреждения на обеих машинах, и если вы уверены, что повреждения потянут на относительно небольшую сумму, можно смело заполнить все документы самостоятельно. Однако и здесь в законе таится одна тонкость: автомобили с прицепом – в том числе и легковые – рассматриваются как два транспортных средства. Поэтому при столкновении с подобным авто в любом случае придется вызывать ГИБДД. Не помешает и проверить действительность полиса у другого водителя. Небесполезной станет и запись с видеорегистратора, на которой запечатлен момент аварии. Наконец, место ДТП желательно сфотографировать, при этом снять не только общий план, но и все поврежденные детали.
К помощи полиции следует обратиться и в еще одном случае: если есть подозрение, что ваш оппонент управлял машиной в нетрезвом состоянии. «Показания такого участника ДТП могут в дальнейшем измениться, а это, в свою очередь, может привести к проблемам при урегулировании страхового случая», – советуют страховщики.
Впрочем, даже если все документы оформлены верно, это еще не означает, что вам остается лишь забрать деньги: страховая компания оставляет за собой право назначить проведение независимой экспертизы автомобилей.
«Обратите внимание, что извещение о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность участника ДТП, – отмечают в РСА. – Тем не менее, правильно заполненный бланк извещения ускорит работу страховой компании и позволит быстрее получить возмещение».
Образец извещения можно скачать на сайте Российского союза автостраховщиков. Не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит в страховую компанию этот документ, однако копия извещения должна обязательно быть у второго водителя.
При заполнении особое внимание стоит уделить пункту 14, где указываются характер и перечень всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП, будь то царапина, вмятина, трещина и так далее. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом стоит проследить, чтобы ваш оппонент не добавил в извещение ничего лишнего.
При описании обстоятельств аварии следует учитывать, что ПДД – дело тонкое, и то, что мы привыкли считать синонимами, здесь может оказаться совершенно разными понятиями. Яркий пример: если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позиции «Менял полосу» и «Обгонял». Аналогично с остановкой на светофоре – ошибочно называть это «стоянкой».
В пункте 17 составляется схема ДТП, на которой обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц и направления движения. Кроме того, нужно отметить конечное положение обоих автомобилей, все дорожные знаки, светофоры, дорожную разметку и прочие вещи, которые имеют отношение к аварии. В пункте «Замечания» нужно указать остальные обстоятельства ДТП, которым не нашлось места в других графах. Если подробностей столько, что на их изложение не хватает даже оборотной стороны бланка, можно сделать дополнения на чистом листе бумаги, написав на основном бланке извещения «с приложением». После подписания и разъединения бланков вносить какие-либо правки в документ уже нельзя.
При заполнении извещения о ДТП представители Российского союза автостраховщиков дают несколько простых советов:
Не забудьте указать буквенное обозначение вашего автомобиля, которое зафиксировано на лицевой стороне;
Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица;
Все пустые графы заполните прочерками;
Все исправления или дополнения, вносимые в извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей-участников ДТП;
Не оставляйте незаполненных граф;
Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства, обязательно напишите об этом в извещении;
Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены;
При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите один из следующих пунктов: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина);
Опишите обстоятельства ДТП, используя «галочки» в пункте 16. Обратите особое внимание на отсутствие противоречий в обстоятельствах случившегося;
Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются не зафиксированными;
Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, их положение во время удара и их конечное расположение. Также обязательно отметьте светофоры, дорожные знаки, линии дорожной разметки, а по возможности – расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, обломков, следов торможения, следов заноса и т.п.;
Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в пункте 16 извещения, и схемой ДТП. Это может послужить основанием для отказа в страховой выплате;
Не забудьте подписать извещение о ДТП с лицевой и обратной стороны. Также обязательно поставьте подпись в пункте 18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по обстоятельствам аварии! Без этой подписи также возможен отказ в страховой выплате.
Фото: Фото с сайта Мountainviewpaincenter.com