Уже более 40 лет автомобили АВТОВАЗа бороздят просторы нашей страны. Многие помнят те времена, когда приобретение личной машины было несбыточной мечтой. Сегодня мы мечтаем уже о других авто, однако большинству по карману все те же «Лады» – доступные автомобили с доступными запчастями.
Кто-то скажет, что у нас плохие дороги и средний возраст автопарка подкачал: как известно, более 45% машин в России старше 10 лет. Все это так. Однако мы с вами хорошо знакомы и с импортным автохламом, а дороги в нашей стране одинаковы для всех. Дороги те же – результат разный.
Любой водитель знает, что от наших дорог в первую очередь страдают элементы подвески. Чуть ли не первыми сдаются виброизоляторы, основное назначение которых – защитить подвеску автомобиля от вибраций. С ранней смертью таких элементов смириться можно – в конце концов, заменить их не так уж сложно и дорого.
Если углубиться в вопросы слабой защиты подвески, вопросов появляется еще больше. Какая деталь готовится отказать без надежной виброзащиты? Но главное, почему жизнь резиновых элементов подвески автомобилей АВТОВАЗа на практике оказывается значительно короче, чем в иномарках?
Почему управляемость иномарок и их поперечная устойчивость при маневрировании выше? Не стоит сваливать на более совершенную конструкцию: наши разработчики автомобилей тоже не лыком шиты.
Взять, к примеру, всем известную «Ниву». Именно в этой модели в 1977 году (кстати, впервые в мире!) была применена схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом. Прошли годы, и cейчас эта схема является нормой для компактного внедорожника – своего рода стандарт для всех мировых автопроизводителей.
Еще один пример – «Калина» и «Приора». Об их конструкции нельзя сказать ничего плохого – в отличие от оформления, конечно, – но в сегменте «народных» машин мало кто станет всерьез требовать дизайнерских изысков.
Хорошие машины, хорошие технологии, но... водители продолжают ругать отечественный автопром, не задумываясь об истинных причинах частых поломок. К «детским болезням» можно отнести и сильные вибрации, и слабую управляемость, и проблемы с устойчивостью на трассе. Мало кто пытался вникнуть в суть проблемы: что именно становится главным виновником «детских болезней» наших машин?
А вот и сами виновники – резиновые виброизоляторы, разбросанные по всему периметру подвески и удерживающие на своих плечах силовой агрегат. Для многих, кстати, эти детали – не больше чем обычная резинка, которая должна стоить копейки и подольше не разваливаться. На практике все не так просто. Основных характеристик, которыми должны обладать виброизоляторы, не так уж и мало. Как минимум они должны быть одновременно жесткими и эластичными, что само по себе уже кажется невозможным.
Во-вторых, они должны обладать низкой ползучестью под нагрузками, тогда, например, подшипник опоры стойки в переднеприводных автомобилях не будет разрушаться через один-два года. Наконец, они должны обладать низким теплообразованием при интенсивных циклических нагрузках: благодаря этому сайлент-блок рычагов заднеприводных автомобилей не откажет через пару лет.
К сожалению, всем комплексом этих свойств виброизоляторы конвейерной сборки не обладают. На рынке запчастей ситуация та же. Стоит отметить, что «Лады» и по сей день комплектуются виброизоляторами, разработанными еще полвека назад. Без шуток: технология для их производства, то есть секрет состава резины, в свое время была передана фирмой «Пирелли» вместе с лицензией «Фиата» на производство ВАЗ-2101. Рецептура «Пирелли» появилась еще в 60-х годах прошлого столетия и по современным маркам уже безнадежно устарела. Доказательством тому служит разница в ресурсе этих деталей в отечественных и зарубежных автомобилях. И разумеется, преимущество имеют иномарки.
Почему-то эту тему старательно не замечают не только сами автовладельцы, но и автопроизводители. Конечно, есть немало сторонних фирм, которые выпускают виброизоляторы, но практически все они делают копии заводских деталей: из той же резины, по той же технологии.
Чуть ли не единственным исключением можно назвать российскую торговую марку «СЭВИ», которая не стала формально подходить к вопросам технологий, а, напротив, решила детально изучить эту область. Название расшифровывается просто: сверхэластичные виброизоляторы. Партнером предприятия в Башкирии является ООО ТД «Агидель Авто», которое, в свою очередь, сотрудничает со многими автомобильными магазинами региона. Десятки лет экспериментов позволили разработчикам получить желаемый результат: СЭВИ получили резину с по-настоящему уникальными свойствами: в ней одновременно усиливается жесткость и эластичность, а теплообразование и «ползучесть» снижается. Для сравнения, в обычной резине чем выше жесткость, тем ниже эластичность.
Конечно, все это технические тонкости, мало понятные неспециалистам. Но заметить разницу нетрудно: после установки СЭВИ значительно улучшается управляемость автомобиля, а прослужат такие виброизоляторы в два раза дольше, чем «оригиналы».
«С начала 70-х годов я занимался разработками на предприятии, производившем резиновые комплектующие для всех конвейеров страны, – рассказывает заместитель директора по технологическому развитию компании «СЭВИ», владелец более 30 патентов Евгений Андряков. – В настоящее время мы являемся единственным инновационным предприятием в своей отрасли. Я горжусь тем, что смог внедрить свои идеи и,тем самым облегчить жизнь российских автовладельцев. И поэтому я гарантирую, что управляемость отечественных автомобилей можно довести до уровня импортных, а ресурс деталей подвески – до мировых требований».
ООО ТД «Агидель Авто», официальный дистрибьютор торговой марки «СЭВИ» в Республике Башкортостан;
адрес: г. Уфа, ул. Донского, 65/2;
тел. (347) 2-400-200;
Agdl.ru, Sevi.ru.
Фото: Фото компании «СЭВИ» и с сайта Bestof.eastvalleytribune.com