Настоящее исследование является не зависимым от топливных компаний и выполнено по инициативе редакции и читателей 102km.ru.
Пожалуй, из всех околоавтомобильных проблем, автовладельцев больше всего волнуют вопросы, связанные с топливом. Почему бензин такой дорогой, что на самом деле наливают в бензобаки на заправках, стоит ли заправляться «из бочки», не грешат ли АЗС недоливом – все это так или иначе заставляет водителей лишний раз нервничать.
Мы решили проверить, действительно ли все так плохо на топливном рынке столицы Башкирии. Один миф мы, можно сказать, развенчали. Летом мы отправляли АИ-92 на экспертизу в лабораторию Магнитогорского государственного технического университета. Исследование показало, что уфимский бензин в целом можно назвать хорошим: в образцах с крупных сетевых заправок были лишь незначительные отклонения от стандартов, да и те в большинстве случаев можно списать на воздействие июльской жары. С другой стороны, качество топлива на частных АЗС раз на раз не приходится. На одной безымянной заправке нам продали хороший 92-ой, уложившийся в ГОСТ абсолютно по всем проверенным параметрам, зато на другой налили небезопасный для двигателя суррогат.
Но даже хороший бензин – еще не гарантия того, что вас не обманули на заправке. Говорят, что АЗС частенько грешат недоливом топлива, зарабатывая деньги на «невидимом» бензине. Поэтому автосайт 102km.ru, телеканал «Вся Уфа» и группа компаний «Башавтоком» совершили небольшой рейд по уфимским автозаправкам и измерили фактический объем топлива. Ранее мы опубликовали отчет о том, как нас встречали на заправках. Статья вызвала большой отклик среди автовладельцев и специалистов, поэтому мы благодарны всем, кто ругал, сомневался и советовал. Каждый отзыв оказался для нас полезным, и пришло время поделиться результатами.
Как это было
Мы посетили семь АЗС, расположенных на территории Уфы. О предстоящем визите топливные компании мы не предупреждали. Итак, представляем адреса проверенных заправок:
«Башкирнефтепродукт», ул. Пушкина, 35/1, к.1;
«Башнефть», пр. Октября, 182/1, к. 1;
«Лукойл», Индустриальное шоссе, 118а;
«Картойл», Индустриальное шоссе, 114/1;
«Артойл», ул. Маршала Жукова, 27;
«УНП», ул. Рихарда Зорге, 17/1, к. 2;
ООО «Доминант», ул. Пархоменко, 110.
Мы не претендуем на абсолютную точность исследования: во-первых, у приборов, которые мы использовали, имеется погрешность измерения, а, во-вторых, на открытом воздухе невозможно обеспечить лабораторные условия.
Измерение объема проводилось с использованием поверенного мерника М2Р-10-01СШ. Погрешность прибора не превышает 0,5%, что в пересчете на 10 литров бензина (именно столько мы заливали на каждой АЗС) составляет максимум 50 миллилитров.
Бензин набирали в предварительно смоченную металлическую канистру, не забывая по возможности сливать остатки из шланга. После этого переливали топливо в мерник, с помощью которого уже и измеряли фактический объем. В случае, если уровень бензина был ниже нормы, измеряли разницу с помощью специальной шкалы, имеющейся на мернике.
Стоит заметить, что измерялся именно объем топлива, а не его масса. Все просто: автомобилисты покупают бензин в литрах, а не в килограммах, поэтому и нам важнее было знать, сколько выдает пистолет.
Что касается изменений объема топлива в зависимости от температуры, на этот счет есть свои стандарты. Топливораздаточные колонки, как правило, настроены так, чтобы отпустить ровно 10 литров бензина при любой погоде. Другими словами, в соответствии с официальной методикой поверки колонок, объем отпускаемого топлива в любую погоду должен быть таким же, как и при +20.
За то время, пока мы переливали топливо в мерник, бензин не успевал ни нагреться, ни остыть. Поэтому в этом исследовании мы приводим те цифры, которые нам показал прибор: предполагается, что корректировку по температуре за нас уже провело оборудование АЗС, а поверка колонок контролирующими органами проводилась по-честному.
Результаты оглашались и записывались в присутствии свидетелей (в их числе были представители ФАР в РБ, сотрудники заправок и простые автолюбители, подходившие полюбопытствовать).
Реальная цена
Ровно десять литров (не говоря уже о десяти «с хвостиком», на что мы втайне надеялись) нам не налили нигде. Впрочем, с учетом погрешности измерения в 50 миллилитров, «десятка» вполне могла оказаться у «Лукойла», где мерник показал недолив в 25 миллилитров. Уложился в погрешность «Картойл»: до 10 литров не хватило каких-то 35 миллилитров. Также неплохо показали себя «Башнефть» и «Артойл». На проверенных АЗС этих брендов измеренный недолив составил по 45 миллилитров.
Оставшиеся три заправки в отведенную погрешность измерений не вписались. На АЗС «УНП» мерник показал недолив в 70 миллилитров, что, в общем-то, не критично. Больше всего удивили показания прибора на «Башкирнефтепродукте»: до заветной «десятки» не хватило 110 миллилитров! Еще меньше бензина нам отпустили на безымянной АЗС на Пархоменко, где недолив составил 135 миллилитров.
В день рейда литр АИ-92 на уфимских заправках в среднем стоил 26 рублей. А сколько мы на самом деле платим за бензин? Реальная цена топлива во всех случаях оказалась немного выше, чем было указано на ценнике. Самым дешевым оказался 92-ой с «УНП»: 25,68 рубля за литр. Безымянная АЗС на Пархоменко, хоть и продавала топливо за те же 25,50, его реальная стоимость оказалась выше на 35 копеек. Третье место занимает «Башнефть» – реальная цена литра составила 26,12 рубля. Самым дорогим оказалось «Экто» с «ЛУКОЙЛа», прибавившее к своей официальной цене (кстати, и без того самой высокой) еще семь копеек.
Право на справедливость
Допустим, мы просто везучие. А если вдруг вы недосчитаетесь пары-тройки литров на бак, что делать? Показания стрелки слишком приблизительны, да и у бака есть горловина, в которую помещается еще несколько литров топлива. Но если подозрения есть, и небеспочвенные – на этот случай стоит знать свои права.
Изготовить мерник можно и самостоятельно – из пятилитровой канистры из-под минералки. Конечно, точность его будет невысока, но грубый недолив можно будет заметить без труда. С претензией необходимо обратиться к оператору АЗС или менеджеру – если таковой присутствует на заправке. Делать предварительные замеры не обязательно, но как еще подкрепить уверенность в том, что вас обманули?
Попросите представителей заправки провести контрольный пролив с помощью поверенного мерника. Где они его возьмут, не ваша задача, по закону, прибор должен находиться на АЗС. Отказать в этой просьбе вам не могут, согласно «Правилам продажи отдельных видов товаров», «продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование».
Дальше все зависит от показаний мерника и вашего желания проучить заправщиков. Незначительный недолив (в пределах 0,5%) допустим. Если прибор показал больше, в большинстве случаев вам компенсируют недостачу.
Бывает так, что с адекватностью у представителей АЗС не все в порядке. Отказываются проводить замеры? Не признают своей вины? Составляйте акт, в котором стоит отразить все существенные факты, включая имена и телефоны свидетелей, данные представителей АЗС, дату и время забора, название и номер АЗС, тип мерника, температуру воздуха и показания прибора. В идеале работники станции должны расписаться под актом, если отказываются – отражайте это в документе. Не забывайте и про кассовый чек.
Следующий шаг – поход в официальные структуры. Внеплановые проверки могут проводить профильные отделы полиции, инспекции по защите прав потребителей и суды. Поводом для официального рейда может стать ваше заявления, но и это еще не гарантия победы. Дело в том, что государственные органы обязаны за сутки предупредить руководство АЗС о предстоящей проверке: этого более, чем достаточно, чтобы перенастроить аппаратуру.
Другой вопрос – а стоит ли овчинка выделки? Максимум, что грозит провинившейся фирме, согласно статье 14.7 КоАП РФ, – это штраф от 10 до 20 тысяч рублей. Для должностных лиц наказание будет еще мягче, до двух тысяч. Предполагается, что от таких копеечных сумм виноватые должны раскаяться и исправиться, а вы – гордиться тем, что проучили злодеев.
Повод для беспокойства
Подведем итог. С одной стороны, выявленный нами недолив нельзя назвать ощутимым: в пересчете на 50-литровый бак он составил бы максимум 0,7 литра. С другой – заказав полный бак, вы теоретически заплатили бы 18 рублей ни за что. К тому же есть мнение, что процент недолива растет в зависимости от объема топлива. Увы, но проверить это было невозможно по техническим причинам. Наконец, в поле нашего зрения попали только уфимские заправки: за городом, говорят, серьезный недолив – в порядке вещей, и заправщики без стеснения обманывают клиентов, не опасаясь возможного скандала.
Так есть ли повод для беспокойства? И да, и нет. Причин и оправданий может быть сколько угодно. Во-первых, при падении температуры от +20 до -20 тонна бензина худеет на 55-60 литров. Проще говоря, тонна так и осталась тонной, а вот выручить за нее еще полторы тысячи рублей на морозе уже не получится. С другой стороны, методы измерений несовершенны: погрешность в 5 миллилитров на литр кажется незначительной, но… сколько литров недоливает каждая колонка за смену? А за год?
В третьих, официальные проверки – это целая церемония. Контрольные органы могут являться не так уж и часто, к тому же должны заранее предупредить руководство АЗС о своем визите, так что «заправилы» успевают подготовиться к проверке. Наконец, человеческий фактор: с комиссиями ходят такие же люди, и им тоже лень соблюдать абсолютно все условия для измерений. Внутренние проверки остаются, как правило, на совести самих АЗС: чем и как измерять недолив для калибровки колонок, они решают самостоятельно.
Что касается оправданий недоливу, здесь есть еще несколько вариантов. В том числе и такие экзотические, как «колонка простаивала несколько часов, часть топлива ушло на смачивание механизмов». Почему в мернике раз за разом оказывалось не 10 литров, а чуть меньше – вопрос открытый. Никто не узнает, что стало истинной причиной недолива: злой умысел или технические нюансы. Поэтому не стоит относиться к результатам, как к абсолютной истине. Однако факт остается фактом: недоливы имеют место быть. Но убытки отдельно взятых водителей настолько несущественны, что лучше потратить свои нервы на что-нибудь другое.