В начале недели республиканское отделение Федерации автовладельцев России провело конференцию, посвященную вопросам безопасности дорожного движения. Проблемы, которые планировалось обсудить на круглом столе, касались, пожалуй, всех областей околоавтомобильной жизни – от качества дорог и смертности в дорожно-транспортных происшествиях до «автогражданки» и бесконечных пробок.
Приглашения на мероприятия были разосланы практически во все профильные ведомства – в администрацию столицы, Госсобрание – Курултай республики, министерства, госучреждения и так далее. Тем не менее, принять участие в дискуссии решились далеко не все: к началу конференции за столами оказались всего лишь пять человек.
Со стороны ФАР выступили президент организации Сергей Канаев и представитель в Башкирии Линар Хабирьянов. Юридические тонкости была готова разъяснить юрист «Центра аварийных комиссаров» Радмила Рахматулина, а госструктуры представляли председатель Комитета Госсобрания – Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин и начальник Управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов.
Круглый стол начался с минуты молчания в память об автоинспекторе Ринате Мавлютове и Ольге Чиглинцевой. Оба с разницей в несколько дней погибли в результате наездов. И лишь после этого началось обсуждение главного вопроса: что еще нужно сделать, чтобы дорожное движение стало по-настоящему безопасным.
Динар Гильмутдинов по традиции привел свежую статистику аварийности, подчеркнув при этом, что снижение показателей – еще не повод для гордости за свою работу.
«Мы не считаем, что выполнили свою задачу, только из-за того, что количество жертв ДТП уменьшилось, – отметил главный автоинспектор Башкирии. – Это по-прежнему страшные цифры – с начала года на дорогах Башкирии погибло 394 человека».
Сергей Канаев, в свою очередь, уверен, что ситуацию не спасут ни ужесточение законодательства, ни акции по пропаганде правил дорожного движения. В особой группе риска находятся пешеходы, которые продолжают попадать под колеса, несмотря на интенсивность движения и расположение зебр.
«Исходя из того, что я успел увидеть в вашем городе, в Уфе нет настолько наболевших проблем с дорогами и пробками, как в столице, – отметил Сергей Канаев. – Широкие проспекты, да и небольшие заторы на улицах нельзя даже сравнивать с московскими. Но проблемы есть. И первое, что нужно сейчас решать – это освещение дорог. Зебрами делу не поможешь – в темноте, к примеру, не видно не то что пешехода, самой разметки-то не разглядишь. А пешеходов, как известно, практически не штрафуют – поэтому и повышение штрафов для них окажется неэффективным».
Главный автоинспектор согласился с предложением включить свет на уфимских улицах, но на фразу о равнодушии гаишников к пешеходам возразил: «А как их прикажете штрафовать? Перебегает такой через дорогу, останавливаешь его, а он тебе: я тороплюсь, документов нет, и убегает. Что с ним делать? Бежать за ним? Стрелять в него?»
Выход, конечно, очевиден: городу необходимы переходы, над- и подземные. Динар Гильмутдинов рассказал, что проекты нескольких таких объектов уже согласованы, но вопросы с финансированием по-прежнему не решены. Особое беспокойство Федерации автовладельцев вызвал злополучный переход на «Юношеской библиотеке» – напомним, нерегулируемую зебру демонтировали после того, как проспект Октября расширился до восьми полос, однако привычка перебегать через оживленную трассу у уфимцев никуда не делась.
«Мы проводили серию акций, в рамках которых выходили на самые проблемные перекрестки и пытались объяснить людям, что такое нарушение небезопасно, – говорит региональный представитель ФАР в РБ Линар Хабирьянов. – Мы спрашивали: что нужно сделать, чтобы вы перестали здесь бегать? В ответ мы слышали предложения об увеличении штрафов хотя бы до 500 рублей и требования вернуть пешеходные переходы на привычные места».
Участники конференции попросили Динара Гильмутдинова расставить в таких местах посты, которые бы следили за пешеходами. «Посты есть, – ответил начальник республиканской Госавтоинспекции. – Но мы не можем за всеми уследить и расставить инспекторов на каждом перекрестке – не хватит людей».
Проблемы безопасности, к сожалению, не ограничиваются культурой пешеходов: зачастую не меньшее значение имеет и культура самих автомобилистов, в том числе и водителей маршруток. По статистике, один «газелист» за рейс совершает в среднем 17 различных нарушений. Впору ужасаться, сколько их накапливается за день в масштабах города и к чему это может привести. Впрочем, этому скоро будет положен конец: на проспекте Октября появится выделенная полоса для автобусов, а самих «газелистов», большинство из которых выходят на маршруты нелегально, заставят освободить дорогу для официальных перевозчиков.
«Я раз в три месяца стараюсь ездить на общественном транспорте, – говорит главный автоинспектор Башкирии. – Кто-то узнает меня и старается ехать по правилам, а кто-то продолжает ехать как обычно. Разумеется, на эти факты мы реагируем, как положено».
Другой наболевший вопрос, который беспокоит активистов ФАР – это транспортный налог. Представители организации уверены, что этот сбор морально устарел, и было бы справедливо включить его в стоимость топлива. Как известно, последнее было сделано, однако налог никуда не исчез, и автомобилисты по-прежнему каждый год платят за лошадиные силы. На круглом столе Федерация автовладельцев предложила отменить сбор хотя бы для маломощных авто, скажем, до 150 «лошадей». Председатель Комитета Госсобрания – Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин, в свою очередь, ответил, что подобные решения находятся вне компетенции региональных властей, однако кое-что все же было сделано.
«Законом предусмотрена возможность изменения ставки транспортного налога в ту или иную сторону, – говорит Наиль Кутлугильдин. – Башкортостан стал первым регионом, где был поставлен вопрос о снижении ставки, и это было сделано».
Проблем у автомобилистов по-прежнему много, и Федерация автовладельцев сейчас пытается наладить диалог с властью. Обратная связь необходима, чтобы и чиновники могли лучше узнать о том, что беспокоит водителей, и водители имели возможность достучаться до чиновников. На федеральном уровне этот вопрос практически решен: по словам главы ФАР Сергея Канаева, в Госдуме нет ни одного комитета, в котором не нашлось хотя бы одного представителя организации. В Башкирии диалог с властью пока только начинается: ФАР проводит совместные с Госавтоинспекцией рейды, однако остальные профильные ведомства пока не торопятся выходить на связь с активистами общественной организации. Тем не менее, начало положено: по словам Наиля Кутлугильдина, двери его кабинета всегда открыты для конструктивных предложений. Последуют ли примеру депутата другие представители Курултая? В ФАР не теряют надежды, что в следующий раз дискуссия пройдет в более широком составе.
Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО