СЕЙЧАС -17°С
Все новости
Все новости

Zero Emissions Race: абсолютный ноль

Не успел уехать из Уфы итальянец Беппе Тенти, возглавляющий автопробег Overland World Truck Expedition, как в столицу Башкирии пожаловали другие зарубежные гости. На этот раз через республику проехали участники автокругосветки Zero Emissions Race во главе

Поделиться

Поделиться

Не успел уехать из Уфы итальянец Беппе Тенти, возглавляющий автопробег Overland World Truck Expedition, как в столицу Башкирии пожаловали другие зарубежные гости. На этот раз через республику проехали участники автокругосветки Zero Emissions Race во главе с экологом-энтузиастом из Швейцарии Луи Палмером.

Встретиться две экспедиции пока не успели, но это и не входит в их планы: сеньор Тенти и герр Палмер преследуют хоть и схожие, но все-таки совершенно разные цели. В колонне Overland, конечно, имеются четыре беспилотных электромобиля, но итальянцам важнее съемки собственного телевизионного реалити-шоу: по крайней мере, пропагандировать «зеленые» идеи Беппе Тенти не стал.

Участники Zero Race, в свою очередь, стартовали с одной целью: доказать автомобилистам, что электрокары вполне успешно могут использоваться даже для долгих поездок. Название автопробега можно перевести с английского как «Гонка с нулевыми выбросами». Амбициозная цель – подобно герою Жюля Верна обогнуть земной шар за 80 дней, при этом не потратив ни грамма бензина, – заставляет участников не засиживаться подолгу на одном месте, а двигаться дальше, до следующей запланированной остановки.

Впрочем, график у итальянцев куда более щадящий: их беспилотники способны разгоняться лишь до 50 километров в час, при этом каждые 80 километров пути они требуют подзарядки. Сами же участники автопробега Overland путешествуют в комфортабельных минивэнах, полностью оборудованных для проживания: ради эксперимента с беспилотными электромобилями им приходится часто делать долгие остановки. Если учесть, что Тенти выехал из Милана в конце июля, а Палмер из Женевы – в середине августа, стоит полагать, что экипажи могут встретиться со дня на день.

В отличие от коллег по дороге Швейцарец Палмер со своими единомышленниками наматывает километры практически налегке: все личные вещи участников экспедиции едут следом в микроавтобусе Peugeot. Всего им предстоит проехать более 30 тысяч километров по территории Европы, Азии и обеих Америк.

Поделиться

Несколько лет назад Палмер уже провел «генеральную репетицию», совершив кругосветный автопробег на автомобиле, оборудованном солнечными батареями. Проект Solar Taxi, как его назвал эколог, обделил вниманием Россию, зато на борту «солнцемобиля» в качестве пассажиров побывали мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Маршрут очередного проекта Луи Палмера, Zero Emissions Race, уже включает в себя 14 российских городов, начиная с Орла и заканчивая небольшим городком Макушино в Курганской области. После этого участники экспедиции пересекут границу с Казахстаном, а уже оттуда двинутся в Китай. «Башкирская» часть автопробега началась вечером в понедельник, 6 сентября: в этот день электромобили добрались до города Октябрьский. До Уфы они добрались на следующее утро.

Торжественная встреча автоколонны была запланирована на десять утра: по расчетам, именно в это время команда Zero Race должна была подъехать к Демскому КПМ на трассе М5. Куда свернули электрокары, выехав из Октябрьского, неизвестно, но в итоге в столицу Башкирии они въезжали по трассе М7, через Затон.

Программа пребывания участников Zero Emissions Race в Уфе была расписана по часам, если не по минутам. В 10 утра – приезд, в 11 – экологическая акция и общение с народом, в полдень – лекция Луи Палмера для студентов Башгосуниверситета, после обеда – отъезд. Следующую остановку электрокары сделают уже за пределами Башкортостана – в городе Юрюзань Челябинской области.

К половине одиннадцатого на уфимской площади имени Салавата Юлаева уже поеживались от холода журналисты, школьники, экологи и просто любопытные. Тут же стояла и патрульная «Лада» ГИБДД. Кто-то спрашивал: «На чем они хоть едут-то? «Вольвы»? “Саабы”»?

Наконец, ближе к 11 послышались сигналы клаксонов. Еще через минуту на улице Валиди показалась сначала машина сопровождения, следом – три машины участников и технический микроавтобус. Замыкал колонну красный Audi с московскими номерами.

Впрочем, слово «машины» вряд ли подходит для описания электромобилей. В частности, берлинская команда Vectrix приехала на мотоцикле, австралийцы Trev приехали на одноименном трехколесном концепте, а электрокар Zerotracer швейцарской Orlikon Solar Racing вообще представлял собой нечто среднее между автомобилем и мотоциклом.

Поделиться

До Уфы сумели добраться не все участники: к примеру, корейская команда Power Plaza сошла с дистанции, так и не доехав до российской границы. Porcshe Cayenne российских экологов, переоборудованный под электричество, вообще не смог выйти на старт, несмотря на заблаговременно поданную заявку. Причина оказалась банальной: у ребят в последний момент сорвался спонсор, который и должен был предоставить «электрокайенн».

С уфимской погодой участникам автопробега не повезло: все они кутались от холода в куртки, но все же не уставали широко улыбаться журналистам, юным экологам и просто любопытствующим прохожим. В это время на самой площади, размахивая черно-зелеными флагами, выстроились активисты Дружины охраны природы «Регион 02». Рядом стояли школьники, державшие плакаты «Миру – чистый воздух» и «Поддержим проект Луи Палмера!».

«What does it mean?»* - вопрошали иностранцы, глядя на написанные кириллицей лозунги. Кто-то из журналистов объяснил, чего хотят дети. После этого участники автопробега разбрелись по площади общаться с народом, а народ обступил диковинные электромобили, рассматривая, обсуждая и фотографируясь. Все три электромобиля были сразу же поставлены на зарядку.

«Это как сотовый телефон, работает от аккумулятора, – разъяснил устройство диковинок участник швейцарской команды Франк Локер. – Подключаете в сеть – и через несколько часов можно ехать дальше».

Электромобили развивают солидную скорость: до 120 километров в час. В среднем, каждый участок пути не превышает 250 километров. После этого экипажам приходится останавливаться на подзарядку

По словам руководителя Zero Race Луи Палмера, главная проблема, с которой командам приходится сталкиваться в пути – это недостаток розеток. И хотя помощники, которые сопровождают экспедицию в российской части «автокругосветки», заранее стараются договориться с местными властями, на практике нередко получается так, что вместо трех розеток электромобили вынуждены делить одну. Зато с избитой фразой о второй народной беде Луи Палмер поспешил не согласиться.

Поделиться

«Где-то трасса была хорошей, где-то похуже, но раз уж мы смогли доехать до Уфы без особых происшествий, значит не все так плохо», – говорит руководитель автопробега.

Напоследок коллеги-телевизионщики дали герру Палмеру возможность прокатиться на российской машине. Совершив несколько кругов на «Chevrolet Niva» по площади, швейцарец заметил: «Good car, but it works on petroleum. It must work on electric power»**.

После обеда участники Zero Race выехали из Уфы по трассе М5 в сторону Челябинской области. В пятницу экспедиция будет уже в Казахстане, а еще через неделю – в Китае. Финиширует гонка там же, где и началась – в Женеве. По плану, это должно произойти 22 января.

* Что это значит?
** Хорошая машина, но работает на бензине, а должна работать на электричестве.

Фото: Фото автора, видео Дмитрия ЯНЧЕНКО

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter