Что ни говори, а в России даже процесс автомобилизации идет своим самобытным путем. В тесной автомобильной Европе, где парковка представляет собой изнурительное занятие, практически ежемесячно завершающееся царапинами на бамперах, в почете небольшие юркие экономичные автомобильчики класса В вроде «Форд Фиеста», «Пежо 207», «Рено Клио», «Фольксваген Поло», «Ситроен С3», «Опель Корса», «Мазда 2», «Хонда Джаз», «Тойота Ярис», «Нисан Микра» и т.д. У нас же таким автомобилям отведена роль «женских».
Редкий наш соотечественник мужского пола, даже ежедневно мающийся в пробках, не мечтает о двухсотом «крузаке». Мечтать ездить по ровному асфальту на здоровенных джипах, кушающих по 20 литров 95-го на сотню, и парковаться на газонах и детских площадках – это очень по-русски. Нерационально, неэтично, зато загадочно.
Но дискуссию о zagadochnoy russkoy dushe оставим психологическим web-ресурсам, а сами отметим, что, несмотря на мечты и загадку души, львиную долю продаж в России занимают иномарки класса С. Это, конечно, не джип. Но и назвать, к примеру, «Форд Фокус» или «Мицубиси Лансер» женским автомобилем тоже ни у кого язык не повернется. Такой автомобиль еще недостаточно прожорлив, но уже достаточно просторен для семьи и быстр для хотя бы частичного удовлетворения гоночно-светофорных амбиций главы семейства.
Что же могут предложить уфимские автосалоны потенциальному покупателю автомобиля класса С? С грустью признаем очевидное: отечественные автопроизводители не могут предложить ничего. С тех пор, как с производства был снят «Москвич-2141», отечественный класс С пустует. «Десяткам» и прочей вазовской братии, формально дотягивающей до С-класса по меркам 80-х годов прошлого века, в современный гольф-класс дорога обозначена «кирпичом» – въезд запрещен! Поэтому-то и новинку АвтоВАЗа «Ладу Калину» маркетологи сразу позиционировали как автомобиль В-класса. Может быть, непатриотично, зато честно.
А вот гольф-иномарки в Уфе представлены практически всеми известными брендами. Японцы предлагают «Тойоту Короллу», «Тойоту Аурис», «Хонду Цивик», «Ниссан Тииду», «Сузуки SХ4», «Мицубиси Лансер», «Субару Импрезу», «Мазду 3». Корейцы – «Шевролет Лацетти», «Хюндай Элантру», «Киа Сид», а также обрусевшие «Киа Спектра» и «Киа Церато» и «Хендай Элантру» предыдущего поколения. Французы – «Рено Меган», «Ситроен С4» и новичка «Пежо 308». Немцы – «Фольксваген Гольф», «единичку» БМВ, «Ауди А3», а также формально космополитичные, но по духу все равно немецкие, «Опель Астру» и «Форд Фокус». Испанцы – «Сеат Леон». Итальянцы – «Фиат Браво» и «Альфа Ромео 156». Американцы – брутальный «Додж Калибр».
Но не стоит рассматривать в качестве массовых автомобилей гольф-класса такие продающиеся в Уфе премиумные бренды, как «единичка» БМВ, «Ауди А3», «Вольво С40» и «Альфа Ромео 156». Оставим в стороне и явно устаревшие корейские модели вроде собирающихся в Ижевске «Киа Спектра» и «Киа Церато», а в Таганроге «Хендай Элантра» предыдущего поколения.
«Новые корейцы» – «Киа Сид» и «Хендай Элантра» куда современнее и по дизайну, и по техническим характеристикам и, к сожалению, по цене. Глядя на ценник «Киа Сид», начинающийся с полумиллиона рублей, так и хочется спросить: «Простите, в каком немецком городе изготовлен этот автомобиль?» Да, уже базовая комплектация этого автомобиля оснащена современным двигателем 1,4 л, выдающим 109 лошадиных сил. Да, уже в базе на этом авто есть бортовой компьютер, магнитола CD/MP3 с управлением на руле и шестью динамиками, шесть(!) подушек безопасности, кондиционер, электрозеркала с подогревом, АБС, дисковые тормоза по кругу. Да, столь же богато оснащенный «Хендай Элантра», но уже с двигателем 1,6 л мощностью 122 «лошадок» будет стоить 515 тысяч рублей.
Но! Попробуйте сесть в примерно такой же по цене и в сравнимой комплектации «Опель Астра» 1,4, и вы, как говорят в Одессе, почувствуете две большие разницы. У такого «Опеля» под капотом будет на 16 «лошадей» меньше, чем у «Киа Сид» и также меньше на две подушки безопасности и на два динамика в салоне. Вот тут то пресловутое «немецкое качество» и сакраментальная «культура автомобилестроения» обретут отнюдь не виртуальные очертания. Это другой автомобиль, другая философия, другое отношение к человеку. И стоит только поехать, как разница станет еще более ощутимой. «Корейцам» чуть-чуть не хватает точности, они чуть-чуть более размазаны в управлении, у них чуть-чуть нет такого чувства единения с автомобилем и т. п. Вот сумма этих «чуть-чуть» и складывается, говоря языком маркетологов, в конкурентные преимущества.
Еще более чувство немецкого преимущества усиливается, если сесть в автомобиль, который своим именем дал название классу. «Фольксваген Гольф» хорош всем, но звание народного автомобиля омрачает совсем не народная цена. Стоимость даже скромной комплектации «Трендлайн» без кондиционера с двигателем 1,6 л мощностью 102 лошадиных сил переваливает за 600 тысяч рублей.
Зато обрусевший «Форд Фокус» по цене более чем доступен. Трехдверный хетчбек в начальной комплектации «Амбьент» берет старт с 352 тысяч рублей. Правда, машина в этом случае совсем «голая» и слабая. Двигатель 1,4 л мощностью 80 л.с. подойдет совсем уж неторопливому водителю, а отсутствие кондиционера и магнитолы – аскету. Экономия на безопасности также не выглядит уместной – АБС и пассажирская подушка безопасности только в опциях. Более-менее пристойно оснащенный автомобиль с современным 16-клапанным двигателем 1,6 л мощностью 115 л.с. вплотную приблизится к 500 тысячам рублей.
И все же если покупатель вновь обернет свой взор в сторону корейцев, то надо учитывать еще одно обстоятельство. Не так давно корейцы брали если не отточенным качеством, то хотя бы количеством, то сейчас с выходом на рынок новых «Тойота Королла» и «Мицубиси Лансер» это преимущество также утрачено. Больше автомобиля за меньшие деньги? И новая «Королла» длиной 4540 мм, и «Лансер» десятого поколения длиной 4570 мм превосходят «Элантру» длиной 4505 мм и уж тем более хетчбек «Сид». Они уже вплотную приблизились к классу D. (А «Фольксваген Джетта» уже и перешел эту границу).
По ценам самые массовые из японских машин на нашем рынке тоже вполне доступны. «Королла» в комплектации «комфорт» 1,4 стартует с отметки в 494 тысячи рублей. При этом на базовом автомобиле под капотом прячутся 97 «лошадок», а в салоне – магнитола CD/MP3/WMA с четырьмя динамиками, четыре подушки безопасности, кондиционер, также в базе есть и электрозеркала с подогревом, АБС, дисковые тормоза по кругу. Хетчбек «Тойота Аурис» начинается с комплектации «Элеганс» 1,4 ценой 523 тысячи рублей.
Самый жесткий конкурент «Королле» – «Мицубиси Лансер». Начальная комплектация «Инвайт» подразумевает 1,5-литровый двигатель мощностью 109 л. с., кондиционер, АБС, бортовой компьютер, две подушки безопасности, подогрев передних сидений, электрозеркала с подогревом. За все это необходимо выложить чуть более 503 тысяч рублей.
Но обычно выкладывают больше, потому что «изюминка» «Лансера» заключается в новом резвом двигателе объемом 1,8 л и мощностью 143 л.с. Такой «Лансер» дороже всего на 52 тысячи рублей, зато в дополнение к скорости и мощи покупатель получает еще и магнитолу CD/MP3, две боковые подушки безопасности и коленную подушку безопасности для водителя.
Не менее резвый двигатель уже в базовой комплектации предлагает поклонникам скоростного драйва «Хонда Цивик». Ее двигатель 1,8 л развивает 140 л. с. и агрегатируется с шестиступенчатой КПП. Естественно, что такой седан ценой от 541 тысячи рублей обладает такими благами автомобильной цивилизации, как 4 подушки безопасности, кондиционер, магнитола CD/MP3 с четырьмя динамиками, подогрев передних сидений, электрозеркала с подогревом и т. п. Но выбирают «Цивик» не только за резвый двигатель, но и за красивую двухэтажную приборную панель. В темноте интерьер автомобиля благодаря такому выразительному «торпедо» похож на салон космического корабля.
Очереди на старушку «Мазду 3» закончились похоже вместе с публикацией в Интернете шпионских фотографий новой «трешки», которая, скорее всего, появится в автосалонах в конце 2009–начале 2010 года. «Матрешка» устремляется в путь к сердцу покупателя с отметки в 537 с половиной тысяч рублей. За эти деньги комплектация «Туринг» оснащается двигателем 1,6 л мощностью 105 л.с. и достойным набором опций, включающим не только подушки, но и шторки безопасности, электростеклоподъемники всех дверей, кондиционер, подогревы сидений, магнитолу CD/MP3 с четырьмя динамиками и управлением на руле и т.д.
Хорошо укомплектована и при этом более демократична в цене другая японка – «Ниссан Тиида». Двигатель 1,6 л мощностью 110 л.с., просторный для задних пассажиров салон и длинный список опций уже в базовой комплектации при начальной цене 509 тысяч рублей делают ее весьма привлекательной.
«Субару Импреза» начинается от 607 тысяч рублей. За эти деньги помимо славы раллийного автомобиля и полного привода, можно получить двигатель 1,6 л мощностью 107 л. с., 4 подушки безопасности, климат-контроль, полный электропакет, бортовой компьютер, АБС и т.д.
Любителям французского шарма должен понравиться новичок «Пежо 308». От 307-го новый «пыж» унаследовал отличную эргономику. От старшего 407-го – вертикальные противотуманные фары, от младшего 207-го – динамично-выразительную филейную часть. В активе новичка «Двигатель года 2007», созданный совместно со специалистами БМВ, объемом 1,6 л и мощностью 150 л.с. Правда, цена на машину с таким двигателем начинается с 628300 рублей. Но слава, господа, слава того стоит!
Тем не менее для тех, кто предпочитает лаврам и драйву сухой рационализм и калькулятор, предлагается 308-й с двигателем того же объема, но меньшей на 30 л.с. мощностью и всего за 498 тысяч рублей. Две подушки безопасности, магнитола с шестью динамиками и управлением на руле, кондиционер, АБС, бортовой компьютер, электрозеркала с подогревом органично вписываются в эту цену.
На цене можно сэкономить, если предпочесть «пыжику» старичка «Меган». Цена седана комплектации «Аутентик» начинается с демократичных 428850 рублей. Но эта машина совсем «голая» – без кондиционера, магнитолы, подогрева сидений и с двигателем 1,4 л мощностью 100 л.с. Если ее дооснастить конкурентными опциями, то цена также приблизится к полумиллиону рублей.
Другой французский ветеран авторынка в гольф-классе «Ситроен С4» наоборот изначально оснащен очень хорошо, но и также изначально недешев. Любителям неподвижной ступицы руля он предлагается от 525 тысяч рублей.
Оставляя в стороне еще не широко распространенные на уфимском авторынке «Фиат Браво» (начальная цена 670 тысяч рублей), «Сеат Леон» (от 572500 рублей), «Сузуки SX-4» (от 567 тысяч рублей), «Додж Калибр» (от $25800), можно сказать, что выбор у потенциальных покупателей автомобилей гольф-класс очень широкий. Кто-то берет за душу (или за кошелек?) покупателя просторным салоном, кто-то мощным двигателем, кто-то изысканным дизайном. При этом цена при сегодняшней доступности автокредитования зачастую является не главным определяющим фактором покупки. А на вкус и цвет, как помнится…
Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ