Грустная хроника событий
По территории Мавритании (которая, кстати говоря, является бывшей французской колонией) должны были проходить восемь из пятнадцати этапов юбилейного ралли. Обстановку в стране благостно-спокойной не назовешь, однако в число «горячих точек» она не входит. Последний месяц 2007 года стал роковым для французских туристов. В начале декабря два человека были убиты и четверо ранены на севере Мавритании во время приключенческого тура на воздушных шарах, организованного французской компанией. Перед самым новым годом случилась еще одна трагедия: 24 декабря в 250 километрах от столицы страны Нуакшот было совершено вооруженное нападение на еще одну группу французских туристов, выехавших на пикник, в результате которого четыре человека погибли и пятеро получили ранения. Нападавшие отобрали у туристов деньги и открыли огонь из автоматического оружия, после чего скрылись на старой машине «Мерседес-Бенц».
27 декабря директор гонки Этьен Лавинь в срочном порядке вылетает в Нуакшот и получает от властей гарантии обеспечения безопасности маршрута ралли. Появляется первая информация о возможных виновниках трагедии: по данным мавританских властей двое из трех нападавших связаны с «Салафистской группировкой проповеди и джихада» (СГПД), называющей себя «отделением «Аль-Каиды»* в странах исламского Магриба».
На следующий день министерство иностранных дел Франции рекомендует своим гражданам отказаться от поездок в Мавританию, но никакого упоминания об участниках ралли нет и ничего не предвещает дальнейшего развития ситуации.
3 января эти рекомендации носят уже настоятельный характер и обращены не только к туристам, но и к непосредственным участникам «Дакар-2008». Подогревают атмосферу «настоятельные рекомендации» со стороны террористов, угрожающих нападениями на участников и зрителей. На следующий день объявляется об отмене гонки.
Несостоявшийся юбилей
В 2008 году самому-самому во всех отношениях автомарафону исполняется тридцать лет. Первая гонка по маршруту Париж — Дакар началась 26 декабря 1978 года, трасса проходила через Алжир и несколько центральноафриканских стран. Отсев участников был впечатляющим: из 182 единиц техники (автомобили, грузовики и мотоциклы) до Розового озера добрались только 74. В первой же гонке участвовали две наших «Нивы», ведомые, правда, французскими экипажами. Наша команда дебютировала на «Дакаре» в 1990 году, когда заводская команда КамАЗа попробовала свои силы в марафонах. Дальше было семь побед в самом тяжелом рейде в мире и слава грузовика-легенды. Первые российские «джипперы» на африканских просторах появились в 1994 году.
Юбилейный «Дакар» обещал быть рекордным по количеству участников. Утром 5 января на старт в Лиссабоне к стенам древнего монастыря иеронимитов должно было выйти 245 мотоциклистов, 20 квадроциклистов, 205 экипажей автомобилей и 100 экипажей грузовиков. Рекордным могло бы быть и число представителей России — 33 человека.
Общая протяженность запланированного маршрута составляла 9 273 километра, причем 5 736 из них приходились на спецучастки, расположенные на территории четырех стран — Португалии, Марокко, Мавритании и Сенегала. В отличие от предыдущих гонок было решено разделить маршруты для мотоциклов, автомобилей и грузовиков, дабы избежать повторений трагических инцидентов, таких как авария грузовика Владимира Чагина. Кроме того, Этьен Лавинь пообещал участникам гонки очень много песка, в отличие от прошлого года. Благим начинаниям сбыться, к сожалению, оказалось не суждено.
Русское чудо
Для многих людей при упоминании о Дакаре первой ассоциации будет не африканское государство Сенегал, столицей которого этот город является, а силуэт рассекающего пески «Камаза». Команда «Камаз-Мастер» на сегодняшний день — это самый титулованный, самый профессиональный, самый известный в мире отечественный экипаж. Семикратные обладатели золотого «Бедуина» с полным правом рассчитывали на победу и в этих соревнованиях, боевой грузовик был значительно модернизирован с учетом изменившихся требований технического регламента «Дакара-2008».
Главное отличие нового «Камаза 4326–9» от предыдущей модели 4911 Extreme — смещение на 400 мм двигателя в сторону задней оси, разрешенное новой спецификацией. Вслед за двигателем на 200 мм назад сместилась и кабина, укоротив таким образом передний свес. Улучшенная в результате частичного вхождения тяжелых агрегатов в базу развесовка по замыслу конструкторов должна была помочь справляться с обещанным Этьеном Лавинем песком.
Изменения коснулись подвески. Новые амортизаторы положительно сказались на плавности хода, а переработанная подвеска кабины не менее положительно скажется на здоровье экипажа. Сам грузовик стал заметно легче: без топлива, запасных частей, снаряжения и экипажа его масса составляет 8,5 тонн (максимально разрешенная новыми ограничениями). Это на 500–700 кг больше по сравнению с основными соперниками.
Еще одно обещание организаторов — уделить пристальное внимание экологии — подвигло на серьезное уменьшение дымности 750-сильного турбодизеля. Из-за уменьшения подачи топлива снизилась мощность, однако ситуацию удалось частично исправить. Как видно, времени на окончательную доработку теперь более чем достаточно.
Шансы на реализацию имеет и еще одна новинка. По замыслу конструкторов на помощь гидроусилителю руля приходят три гидроцилиндра: один помогает поворачивать правому колесу, второй работает гидроотбойником, смягчающим приходящие на руль удары от колес, а третий позволяет выключить передний стабилизатор поперечной устойчивости. Все что требуется — разрешение на использование такой схемы, в таком случае подобные системы будут установлены на все боевые машины.
Кто ответит?
О реакции участников гонки на решение организаторов догадаться несложно. Шокированные спортсмены принялись подсчитывать убытки, которые исчисляются сотнями тысяч долларов. Пришлось менять всю логистику, покупать обратные билеты, отправлять обратно машины и грузы. Организаторы, квалифицировав ситуацию как форс-мажор и сославшись на соответствующий пункт в контракте с участниками гонки, согласились лишь на частичное возмещение убытков. По словам гонщиков, сумма возмещения — капля в море, да и потерянные надежды и потраченные нервы возместить уже точно не удастся.
Кроме самих гонщиков компенсации потребовали муниципалитеты двух португальских городов: Портимау и Бенавенте. Вообще многим отмена ралли менее чем за сутки до старта кажется очень странной. Основную вину перекладывают на французов, вспоминая заявление организаторов, в котором говорится, что решение принято после «переговоров с французским правительством» и «получения его твердых рекомендаций». Несмотря на то, что легендарная гонка не проходит по территории Франции, вес этой страны в организации огромен.
В стане «Камаз-Мастер» царит уныние, сами спортсмены называют произошедшее не иначе как трагедией. Ведь наступивший 2008 год по инициативе мэра Набережных Челнов Ильдара Халикова объявлен в городе годом команды «Камаз-Мастер». Руководитель команды Семен Якубов в ответ на такой широкий жест сделал заявление: «В этом году мы едем на «Дакар» прежде всего для того, чтобы вернуть статус чемпионов». Не вышло. Угнетает и неопределенность формулировок организаторов — не понятно, отменили ли гонку окончательно или просто перенесли. Есть, правда, уже обещания по поводу следующего ралли — об изменении маршрута.
Однако экипажи все-таки намерены попасть в этом году в Африку и обкатать новые грузовики в песках Марокко. «Такое решение было принято на только что завершившемся собрании команды», — сообщил директор по информационной политике ОАО «КамАЗ» Владимир Самойлов. После тестов автомобили через Испанию, Францию, Германию и Скандинавию перегонят в Россию. Сами гонщики собираются принять участие в летнем ралли «Санкт-Петербург — Пекин-2008» — хоть какая-то моральная компенсация.
* Запрещена в РФ