Вопросы бурного развития автомобильного рынка, проблем его роста, недостаточности поставок на востребованные модели автомобилей, специфики продаж автомобилей именитых автомобильных брендов мы решили обсудить с Михаилом Пилюгиным, генеральным директором Башкирской автомобильной компании.
– Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о структуре Башкирской автомобильной компании.
– Как и все в нашей жизни, мы постоянно совершенствуемся и модернизируемся, два года назад мы зарегистрировали управляющую компанию под названием «Башкирская автомобильная компания», в которую входят не только предприятия «Калина-авто» с автоцентром Nissan, предприятие «Автофорум» с автоцентром Renault и предприятие «Автос» с автоцентром Honda, но и компании, предлагающие финансовые услуги, страхование и кредитование, поставку автомобильных шин, поставку Webasto – автономный предпусковой подогреватель.
– Как давно вы лично занимаетесь автомобильным бизнесом?
– Началом можно считать дату подписания первого контракта на поставку автомобилей – контракт был подписан в июле 1992 года.
– Какой марки были эти автомобили?
– После некоторых раздумий и анализа ситуации, складывающейся на тот момент в 1991 году, мы решили, что наиболее популярной маркой в Уфе будет Nissan.
– Тогда, в 90-х годах прошлого века, наиболее популярной маркой в России все еще оставался ВАЗ?
– ВАЗ – это был массовый автомобиль, но уже тогда зачатки кооперативного движения позволили сделать людям накопления для покупки иномарки. Конечно, продажи не носили массовый характер. Первый наш контракт был на поставку 25 автомобилей, второй – уже 45 автомобилей.
– Когда, по вашему мнению, произошел перелом на автомобильном рынке, и спрос на иномарки стал расти?
– Перелом произошел в 2002 году. Если быть более точным, то первая волна спроса была в 1998 году, но, понятно, что спрос был раздут исчезновением большой денежной массы вызванным дефолтом. А после того как кризис прошел, спрос стабилизировался.
– Кстати, как вы его перенесли?
– Кризис мы перенесли очень хорошо, благодаря тому, что мы не делаем никогда, никаких непродуманных авансированных контрактов. Мы не брали денег в долг, работали по факту, и даже можно сказать, что кризис пошел нам на пользу. И только к 2002 году наша отрасль восстановилась от кризиса, и продажи начали нарастать. И эти 40-50% роста рынка в год являются колоссальной цифрой для мировых автопроизводителей.
– Вы справляетесь с возросшим спросом?
– Ну, мы же завязаны в общей системе, мы работаем с автопроизводителем, а для него рост рынка на 50% в год – вещь непонятная, и к такому росту многие относятся с опаской. Отсюда возникает дефицит, особо тяжелая ситуация у Nissan складывается с поставками Qashqai, сейчас очередь составляет срок около года. Это очень удачная модель как по цене, так и по своим потребительским свойствам. В этом отношении ситуация с Renault лучше в связи с открытием завода в Москве: производитель быстрее предполагаемого срока вышел на запланированные мощности, и дефицит модели Logan заметно сокращен. Но дефицит все еще остается, потому что Logan настолько удобная, надежная и дешевая машина, что спрос на нее далек от насыщения. По марке Honda у нас дефицит практически по всем моделям.
Единственное исключение – это модель Legend, изумительная машина, но она уже уходит в премиум-класс по цене и качеству, а в премиум-классе массовых продаж не бывает.
– Как вы полагаете, почему производители выделяют такие маленькие квоты на Россию?
– Есть такое понятие – производственные мощности, которые у Honda перегружены. Идет строительство новых заводов в Китае, который по продажам Nissan занимает второе место после США, а тех мощностей, которые существуют сейчас, просто на всех не хватает. Но компания планомерно работает над созданием уникальных предложений для клиентов в части создания качественных автомобилей. Кстати, на прошлой неделе были опубликованы данные американского опроса потребителей по надежности автомобилей. Результаты таковы: на первом месте оказались автомобили марки Honda, на втором месте – Acura, хондовский преимум-бренд, то есть все первые места заняты маркой Honda. Даже Toyota по результатам опроса оказалась лишь на пятом месте.
– Какой бренд является самым прибыльным? Nissan?
– Это трудно сказать, ситуация складывается по-разному. Все зависит от условий и объемов поставок. Я не могу сказать, что какой-то бренд прибыльнее другого.
– Маржа у всех разная?
– Маржа – это не показатель, проблемы с поставками или со спросом (у нас, слава Богу, таких проблем пока не было) могут свести вашу маржу к минимуму. Теоретически на премиум-бренде можно иметь маржу до 15% от стоимости автомобиля, но, проанализировав спрос, можно понять, что массовые марки продавать выгоднее.
– У вас недавно появился автомобиль бизнес-класса – Nissan Teana, который позиционировался как конкурент лидеру бизнес-класса – Toyota Camry. Каковы успехи?
– «Позиционируется как конкурент» – я бы так не сказал. Nissan – это настолько великая фирма, настолько классный автопроизводитель, который, даже без учета продаж Renault (все, я думаю, знают, что Nissan-Renault – это альянс), занимает шестое место в мире по продажам. Автомобиль Teana – исключительно качественный автомобиль, пришедший на замену автомобиля Maxima. Мы столкнулись с тем, что внешне он не так притягателен для российского клиента, как Maxima. В результате мы не имеем таких же высоких продаж. Хотя у нас есть клиенты, которые покупают уже третий автомобиль модели Teana, выбирая каждый раз более мощную модификацию.
– Насколько популярен в Уфе на сегодня трейд-ин, когда появится возможность купить новый автомобиль в салоне, сдав на продажу старый?
– Трейд-ин – это новое для России понятие, люди у нас привыкли к базару. Но все идет к тому, что у многих работа, бизнес оставляют все меньше времени. В этих условиях трейд-ин становится великим благом для одних и хорошим бизнесом – для других. Продавать автомобили, в том числе и подержанные, должны профессионалы. Трейд-ин появляется, когда на рынке образуется некая критическая масса подержанных автомобилей. Ну и люди должны «созреть», владелец подержанной машины должен быть готов отдать машину так, чтобы профессионалу было выгодно с ней работать. Считается, что оптимальный возраст машины для трейд-ина составляет пять лет. К тому же, существующие сегодня кредитные программы специально рассчитаны на то, чтобы человек, не привлекая собственных денег, мог сдать свой старый автомобиль и получить кредит на необходимую разницу в цене.
– Насколько мы знаем, у марок Renault и Nissan есть свои программы по кредитованию?
– Да, эти программы действуют в Уфе и дают хороший стимул для увеличения продаж. А для трейд-ина мы открыли хорошую площадку, и ожидаем увеличения числа подержанных автомобилей для торговли.
– Какие новинки нас ожидают в ближайшее время?
– Можно сказать, что автопроизводители только и радуют нас новинками в последнее время. В этом году мы получили новую машину Nissan Tiida – это продолжение традиций легендарной Almera, а еще ранее – Sunny – первые машины, по которым Россия узнала марку Nissan. Буквально три недели назад пришли первые машины Nissan Tiida, и сейчас мы готовы показать этот комфортный и стильный автомобиль с адекватной ценой. В марте начнутся продажи нового автомобиля Renault Laguna. Эта машина принципиально отличается от предыдущего поколения. Если раньше упор делался на дизайн, то новый автомобиль сделан с чистого листа по технологиям авиастроения. Машина получилась исключительно прочной, и надежность ее должна быть выше аналогов.
– А какой прирост рынка по сегментам автомобилей?
– Большой прирост идет по автомобилям класса D и сегменту компактных и средних внедорожников. Но длинные очереди зачастую отпугивают покупателя, который, не найдя искомой модели известных производителей, вынужден покупать корейский или китайский внедорожник. Ну какой нормальный человек будет год ждать машину? Ему надо ездить здесь и сейчас.
– Вы планируете начать продажи автомобилей новых брендов? Я намекаю на Infinity.
– У нас свои принципы отбора производителей, и мы постоянно работаем в этой области. Infinity – это премиум-бренд компании Nissan, продажами автомобилей которого уже занимаются четыре дилера по России. Но мы считаем, что рынок Уфы еще не готов к покупке этих машин в достаточном количестве. Посмотрим, как будут развиваться события.
– А вы какой автомобиль водите?
– Я езжу на Honda Legend, это исключительная машина, на автомобиле предыдущего поколения отъездил почти шесть лет и 172 тысячи км. Новая модель удивляет своим качеством и управляемостью. Передача и распределение крутящего момента на каждое колесо придают уверенности. Я заезжаю на ней в такие места, куда раньше бы въехать побоялся: это машина для любых дорог. И плюс 300 лошадиных сил, которые дают очень хорошее ощущение запаса мощности.
– А какие редкие в Уфе автомобили вы водили?
– Всему городу известно, что у меня есть настоящий оригинальный «Фольксваген Жук» 1973 года выпуска, я на нем приехал из Германии. Машина заднемоторная, находится в идеальном состоянии, я на нем иногда выезжаю в город.
– Вы состоите в каком-нибудь клубе любителей «Жука»?
– Нет, но у нас в Уфе есть клуб любителей Honda Civic, мы с ними плотно сотрудничаем и проводим различные совместные мероприятия.
– Каков ваш прогноз развития автомобильного рынка в Уфе?
– Рынок будет очень мощно развиваться, с одной стороны – это хорошо, с другой стороны – это не нормально, это рынок, ориентированный на продукт, потому что такой прирост и дефицит машин расслабляет сотрудников дилера, и им с трудом удается поддерживать качество обслуживания на должном уровне. А вообще, лет через 5-10 рынок стабилизируется, станет ориентированным на клиента, и начнется нормальная работа в условиях жесткой конкуренции. А клиенты от этого только выиграют. Мне уже не придется лично контролировать и отслеживать каждую жалобу клиента на обслуживание.
– И последний вопрос. Имея в своем распоряжении такие сильные бренды, вы не боитесь появления новых дилеров, которые также займутся продажей автомобилей этих же брендов?
– Мы этого не боимся, это будет точно, и это уже есть. У брендов Hyundai, Mitsubishi уже есть по второму собственнику в городе, и это очень хорошо, это заставит нас лучше работать, а клиент от этого только выиграет. Усиление конкурентной борьбы должно пойти на улучшение качества обслуживания.