Пропорционально росту числа автомобилей растет и количество нарушений правил дорожного движения, являясь первопричиной роста ДТП. Соответственно увеличивается и количество обращений автолюбителей (страхователей) в страховые компании (к страховщикам), общение с представителями которых зачастую требует много времени и нервов. Попытаться пролить свет на эту и другие проблемы мы решили с помощью директора Республиканского общества по защите прав автолюбителей (РОЗПА) Владиславом Николаевичем и начальником юридической службы этой организации Еленой Владимировной.
– Владислав, чем занимается ваше общество?
В. Н.: Наша организация занимается оказанием юридических услуг физическим и юридическим лицам, являющимся участниками ДТП, а именно защитой прав автолюбителей при взаимодействии с разного рода страховыми компаниями, ГИБДД и прочими федеральными и муниципальными органами. Второй, не менее весомой составляющей нашей деятельности, является ведение споров с ГИБДД по фактам нарушения правил дорожного движения. Данное направление деятельности в связи с введением новых штрафов с 1 января 2008 года будет особенно актуально. Мы стараемся максимально профессионально обеспечить процесс получения страховых сумм в полном объеме и в минимальные сроки. Что касается нарушений ПДД, то мы вполне успешно проводим мероприятия по оспариванию решений инспектора ГИБДД, либо мировых судей.
– С чего все начинается?
В. Н.: Первое – это сам факт ДТП и звонок нам по телефону 292-63-25, после чего на место выезжает наш аварийный комиссар, дает практические советы и рекомендации по взаимодействию с сотрудниками ГИБДД. Этот момент на практике является одним из наиболее важных, так как именно на этом этапе составляется первичная документация, а остальные бумаги заполняются на основе первичных данных с места происшествия. Затем помощь в даче объяснений сотрудникам ГИБДД.
– Если сотрудники ГИБДД составили схему, что-либо изменить в ней уже нельзя?
В. Н.: В схемах по ДТП ничего никогда не изменяется: местонахождение предметов рисуется по географической привязке к местности и временной привязке к моменту свершения ДТП. В последствии, в особых случаях, возможно дополнение и уточнение, но кардинальных изменений эти документы содержать не могут.
– А как быть с повреждениями, которые по тем или иным причинам не попали в опись?
В. Н.: Бывают скрытые повреждения, которые невозможно выявить сразу. На месте под капот никто не смотрит, описываются только внешние и видимые глазу повреждения. Сотрудник ГИБДД может сделать запись о том, что возможно наличие скрытых повреждений. И даже при отсутствии данной записи подробный список повреждений составляется позже при проведении оценки ущерба, если с перечнем согласны все стороны, участвующие в осмотре аварийного транспорта. Если возникают разногласия, то стороны прибегают к услугам экспертов. После составления схемы и дачи объяснений, если это необходимо, мы вызываем эвакуатор. Не все это знают, но страхователь (автолюбитель) может потребовать возмещения расходов, произведенных ранее и связанных с вызовом эвакуатора для транспортировки автомашины с места ДТП и транспортировки автомашины к месту проведения ремонта. Также страховщиком должны быть возмещены все расходы по аренде места парковки на автостоянке за период до момента получения страховой выплаты, аренде аналогичного поврежденному автомобиля для передвижения за период до получения страховой выплаты. Если транспортное средство использовалось страхователем в коммерческих целях, то страховщик обязан возместить страхователю подтвержденную сумму упущенной материальной выгоды. Возмещение всех этих расходов страхователь вправе потребовать от страховщика.
– А что мне делать, если я не согласен с решением инспектора ГИБДД о признании меня виновным в случившемся?
В. Н.: Каждый случай надо рассматривать сугубо индивидуально. Инспектор может и ошибаться, но это нужно доказать. Для этого при попадании в ДТП необходимо после принятия мер и осуществления действий, предписанных ПДД, постараться найти свидетелей случившегося и записать их координаты. Это облегчит работу инспектора и сбережет ваши время и нервы. После необходимо вызвать на место нашего аварийного комиссара. Он поможет вам приобрести уверенность в неприятной ситуации и практическими советами убережет от дальнейших проблем, связанных с ДТП .
– А может быть такая ситуация, что виновную сторону определить не удается?
Е. В.: В таком случае выносится постановление о прекращении административного производства по делу. Но если вас, к примеру, такая ситуация не устраивает, то это можно оспорить уже в судебном порядке. Бывает, что при прекращении административного производства по делу страховые компании отказывают в выплате – в этих случаях вам помогут юристы.
– Хорошо, следующая ситуация: при езде на большой скорости на проспекте им. Салавата Юлаева, где скоростной режим ограничен до 90 км/ч, у автомобиля лопается покрышка, и он резко становится неуправляемым. Происходит авария. Как тогда найти виновного?
В. Н.: В вашем вопросе есть доля дезинформации: скоростной режим на вышеупомянутом проспекте разграничивается по полосам движения от 60 до 90 км/ч. В этом случае необходимо провести детальное расследование причин случившегося. Если будет обнаружено несоответствие качества покрышки заявленному заводом-изготовителем, и имеются документы, подтверждающие ее покупку в конкретном магазине, то покупатель некачественного товара вправе предъявить иск производителю или его представителю в России. Самостоятельно осуществить это будет затруднительно из-за сложности процедуры.
– Скажите, возможно ли предъявить претензию к службам города?
Е. В.: Вообще возможность предъявить иск к службам города, ответственным за качество дорожного покрытия или за установку временных дорожных знаков, никогда не исключается, но эти дела довольно сложные. Тем не менее, такие дела, проходящие в сопровождении квалифицированных юристов, могут завершиться благополучно для клиента.
– То есть шанс имеется? Я приведу пример: ехал недавно по улице Цюрупы в три часа ночи. Дорожные службы сделали срезку асфальта и ничем ее не обозначили. Автомобиль сильно тряхнуло. Будь скорость выше – были бы возможны и более серьезные повреждения. Что тогда делать?
Е. В.: Когда идет ремонт дороги, и она не сдана в эксплуатацию, соответствующая служба обязана поставить временные знаки и ограждения, причем с таким расчетом, чтобы в ночное время суток их было видно. В случае нарушения со стороны дорожных служб правил проведения ремонтных работ, если претензионный порядок не дает какого-либо результата, единственным выходом является обращение к независимой экспертизе с целью получения независимой оценки причиненного ущерба и, если имеются пострадавшие, к медицинской экспертизе. Если есть договор страхования каско, то страховая компания возместит ущерб и в порядке регресса предъявит иск к этим службам. А если имеется только договор ОСАГО, то остается только судебный порядок возмещения причиненного ущерба, где ответчиками будут выступать дорожные службы.
– Но ГИБДД на место вызвать все-таки придется?
Е. В.: Да, потому что вы должны засвидетельствовать данный факт в виде административного материала. Даже если ГИБДД прекратит дело в связи с отсутствием состава преступления, весь административный материал можно использовать в последующем при рассмотрении дела в суде.
– А если рабочие поставят знак до приезда ГИБДД, будут ли иметь силу фотографии, сделанные мной на месте происшествия?
Е. В.: Да, вы можете это сделать. Фотографии, графические изображения, видеосъемка являются доказательствами. Однако и работникам дорожной службы нужно учитывать тот момент, что подтасовка фактов, а равно и предоставление неверной, либо искаженной информации является уголовно преследуемым деянием.
– Каковы шансы выиграть дело?
Е. В.: Вообще практика положительная. Но эти дела достаточно длительны по времени. Помимо ГИБДД суд может потребовать вызвать представителей ГУП «РосГосТрансСигнал РБ», представителей СТС «Автодор» и, возможно, подрядчиков, ответственных за проведение ремонтных работ.
– Некоторые страховые компании не выплачивают суммы на возмещение ущерба, а направляют поврежденные автомобили на ремонт в строго указанный и единственно возможный автосервис. Законны ли такие действия?
Е. В.: Нет, такие действия в целом незаконны. Часто возникают неприятные ситуации с автомобилями, приобретенными в кредит. Страховая сумма, предназначенная для проведения восстановительного ремонта автомобиля, зачисляется на счет страхователя в банке, выдавшем кредит на приобретение автомобиля, и в последующем списывается в счет погашения суммы кредита. Получается, что денег на восстановление своей собственной машины у страхователя не остается.
– Звучит пессимистично, потому что я сам попадал в такую ситуацию, и после таких отношений с банком и страховщиками возникало чувство несправедливости…
В. Н.: Не на пустом месте, уверяю. Просто зачастую трактовка законов и подзаконных актов искажается. Страховые фирмы пользуются незнанием своих прав страхователями. Например, страховая фирма, заботясь о рациональном использовании суммы страховой выплаты, заранее заключила договор с авторемонтным предприятием для упрощения и удешевления процедуры проведения восстановительного ремонта. Этот шаг похвален и является примером для подражания. Вот только бывают ситуации с точностью до наоборот: этот договор мог быть заключен руководителем страховой фирмы и из корыстных побуждений, с целью получения так называемого «отката». Причем качество работ на поверку оказывается хуже ранее обещанного, не говоря уже о сроках и стоимости. Если вас устроит качество работ этого сервиса, вы, конечно, можете согласиться на проведение восстановительного ремонта в этом предприятии, но только добровольно. Не все авторемонтные предприятия выполняют технологические процессы, необходимые для достижения требуемого уровня качества при проведении ремонтных работ. Например, при ремонте детали, демонтаж которой невозможен – допустим, покраске крыши – ремонтники обязаны демонтировать все детали автомобиля, правила эксплуатации которых не допускают нагрева данных деталей до температур, равных, либо превышающих максимальную температуру их эксплуатации. А при соблюдении технологии покраски автомобиля лакокрасочными материалами определенных марок температура в камере сушки может достигать 120 градусов по Цельсию. При таких температурах может произойти деформация пластиковых деталей автомобиля, и они могут прийти в негодность. Лакокрасочные же работы зачастую проводятся вне специально оборудованных помещений, что приводит к неизбежному снижению качества выполненных работ. Еще одна важная деталь, которой при выборе места ремонта вашего автомобиля следует уделить особое внимание, это проведение независимой оценки ущерба, полученного в ДТП.
– Мы плавно дошли до деятельности оценщиков….
В. Л.: Да, ведь при наступлении страхового случая 95% клиентов страховых компаний, не зная своих прав, идут к указанному страховщиком оценщику. И только 5% догадываются возразить и провести оценку с использованием стороннего, по настоящему независимого оценщика. Для примера рассмотрим такой случай: оценка ущерба, проведенная «карманным» специалистом страховой службы, составила 20 тысяч рублей. Однако эта сумма явно недостаточна для проведения полноценного восстановительного ремонта. После проведения независимой оценки может выясниться, что «карманный» оценщик страховщика умышленно пренебрег данными, которые бы позволили провести качественную и полную оценку. Далее идет комплектация всех документов из ГИБДД и прочих организаций и представление их в страховую компанию. Особо выделю то, что факт получения страховой фирмой любого документа, касающегося разбирательств по вашему делу, будь то справка ГИБДД или копия паспорта, должен быть отражен в документальном виде. Обычно таким документом является расписка в получении, где указывается наименование документа, дата получения и данные должностного лица, лично получившего этот документ. Любой, самый незначительный на ваш взгляд документ, имеющий даже косвенное отношение к делу, должен быть учтен и зарегистрирован. Заявления в том числе. И если у вас на руках после сбора всего пакета документов останутся копии, это позволит вам в дальнейшем чувствовать себя защищенным. Вот и все. После получения всех документов страховой компании дается 15 рабочих дней на рассмотрение по полису ОСАГО и 20 рабочих дней – по каско, хотя по каско сроки рассмотрения указаны в полисе. Тем не менее, в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как разумные сроки, и задержку страховщиком рассмотрения случая можно оспорить в суде.
Е. К.: Хочу добавить также по утере товарной стоимости (УТС). Дело в том, что по ОСАГО потерпевший имеет право требовать не только материальный ущерб с учетом износа, но и УТС, которая по закону относится к реальному ущербу. На деле УТС может превышать сумму материального ущерба в разы. Политика страховых компаний на сегодня такова, что они отказываются от выплат УТС, умалчивая об этой возможности. А ведь можно взыскать УТС в судебном порядке.
В. Л.: Давайте представим, что вы пошли на поводу у страховой компании, убедившей вас отказаться от проведения независимой экспертизы, и вы получили выплату или ее неоспоримую часть, но она оказалась недостаточной. В этом случае вам придется производить повторную экспертизу, в которой будут использованы точные данные о стоимости оригинальных узлов и деталей с учетом цены их доставки, использован реальный коэффициент износа с учетом климатических особенностей эксплуатации и реальное состояние износа автомобиля; включены расходы на стоянку и эвакуатор, учтена упущенная материальная выгода (если имел место факт использования в коммерческих целях), включена УТС. Стоимость восстановительного ремонта будет учтена исходя из расценок сертифицированного предприятием-изготовителем вашего автомобиля авторемонтного предприятия и других тонкостей. Указав все, на что страховая компания не обратила внимания, пишется досудебная претензия к страховой компании. Если она остается неудовлетворенной, подается исковое заявление в суд по месту нахождения ответчика.
– Как все это происходит на практике?
В. Л.: На практике наши клиенты с момента совершения ДТП выписывают нотариально заверенную доверенность, и все хлопоты по общению, взаимодействию и спорам с заинтересованными сторонами и органами власти мы берем на себя.
– Как изменится ваша деятельность в связи с принятием поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ и ужесточением штрафов?
В. Л.: Мы по-прежнему планируем оказывать квалифицированную юридическую помощь водителям. Помимо штрафов им теперь грозит лишение прав, к примеру, за выезд на встречную полосу – а это уже очень серьезно. Состояние дорожной разметки, знаков, да и самих дорог зачастую провоцирует даже самого законопослушного автолюбителя на нарушение. Даже министр МВД РФ недавно признал, что дорожные знаки и разметка на дороге не всегда соответствует ситуации, а в одном случае из десяти установлены незаконно.
– Что я должен делать уже сидя в машине сотрудников ГИБДД?
В. Л.: Если вы не согласны с сотрудником ГИБДД, то вы вправе потребовать составления протокола, а не постановления об административном правонарушении, и самостоятельно указать обстоятельства, якобы повлекшие вами нарушение ПДД. Тут я хочу привести в пример ситуацию, когда на месте можно объяснить сотруднику ГИБДД, что если его радар по замеру скорости не прошел процедуру сертификации, то ссылка на показания данного прибора в суде будет просто не уместна.
– Что делать, если мировой судья уже лишил меня прав?
В. Л.: При совершении более тяжкого правонарушения, даже если постановление уже вынесено, самое главное не протянуть сроки и вовремя обратиться к юристам. Например, если стоит знак «Обгон запрещен» – кто его поставил? Согласована ли установка данного знака с «РосГосТрансСигналом»? Практика показывает, что около 10% знаков установлено неправильно. У остальных знаков – за редким исключением – либо изображение не соответствует требованиям (нечеткий рисунок, явные признаки кустарного производства и прочее), либо установлены они не должным образом (высота, кусты, удаленность от края проезжей части), что вкупе делает невозможным выполнение требований этих знаков. Размеры знака, его удаленность от обочины и еще множество факторов, которыми, как правило, пренебрегают работники дорожных служб, должны соответствовать ГОСТу. Даже если знак установлен правильно, то создать предпосылки к нарушению может вводящая в заблуждение дорожная разметка, которая зачастую противоречит знаку. Еще одна распространенная ситуация: водитель и инспектор ГИБДД по-разному трактуют ситуацию. В этом случае водитель, например, должен четко знать, что является перекрестком, после которого действие знака заканчивается, а что таковым не может являться по определению. Некоторые перекрестки, даже если они не обозначены знаком, таковыми являются. Но все способы доказательства своей невиновности, либо виновности по причинам, от вас не зависящим, в одной статье невозможно.
– Можно ли наказать сотрудника ГИБДД, требующего взятку?
В. Л.: Сделать это можно, но крайне трудно. Можно дать ему купюру с надписью «взятка» и затем сообщить в отдел внутренней безопасности МВД, но такую купюру редко кто имеет. Хотя этот способ самый действенный. Можно провести аудио-, а лучше видеозапись. Но такая операция требует наличия специальной аппаратуры, которая в МВД не всегда есть в наличии. Но если вам это удастся, то взяточник точно не отвертится.
– Есть моменты, о которых вы бы хотели рассказать сами?
В. Л.: Да, я бы хотел воспользоваться представившейся возможностью и призвать автолюбителей активнее включаться в процесс отстаивания своих прав в самых разных сферах. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, в части по юридической грамотности населения, позволяет некоторым недобросовестным чиновникам и коммерческим структурам заниматься самым настоящим произволом. Страховой бизнес рассчитан на простака, который воспримет всю ту несуразицу, произнесенную работниками страховых фирм и выданную за правду, как истину, и будет довольствоваться малым, а вернее, ничем. Только более активная гражданская позиция позволит обществу заставить играть рынок страховых услуг по правилам, а сотрудника ГИБДД уважать водителя и его точку зрения. В данный момент совместно со многими автосалонами Уфы нами ведется работа по обеспечению подарочными сертификатами на наши услуги покупателей новых автомобилей. И покупатели, уже получившие сертификаты, благодарят руководителей и персонал автосалонов за предусмотрительность и заблаговременную заботу. До конца 2007 года планируется вручить 20000 сертификатов. Со временем данный сертификат станет неотъемлемым атрибутом покупки нового автомобиля. Однако находятся и такие руководители, которые занимают выжидающую позицию, либо вообще отказываются от сотрудничества с нами, ссылаясь на непонимание проблемы и нежелание портить свои «отношения» со страховыми фирмами. А пока мы приглашаем к сотрудничеству более проницательных руководителей, заинтересованных в повышении качества услуг, и как вытекающее, в повышении объемов продаж. Напоминаю, что эта акция бесплатна как для владельцев автосалонов, так и для их клиентов.
– Владислав, Елена, спасибо за обстоятельный разговор.
В. Л.: Удачи на дорогах вам и вашим читателям! Как говорят, ни гвоздя, ни жезла!