Город Чем Башкирия расплатится за скоростной поезд

Чем Башкирия расплатится за скоростной поезд

По территории Башкирии пройдет ветка высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2). Благодаря этому дорога из Уфы до столицы страны займет всего шесть часов. Однако проект неоднозначен – за скорость и удобства придется заплатить: магистраль может буквально разрезать напополам некоторые районы, эксперты не исключают негативное влияние строительства на экологию. Насколько высока эта цена и как можно сократить ущерб для жителей республики, сейчас могут решить сами граждане на общественных слушаниях.

Самолет на рельсах

По Башкирии проложат ветку высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2). Ее протяженность от Янаула до Уфы составит порядка 200 километров. На этой части пути поезд будет двигаться со скоростью 200 километров в час, тогда как обычный поезд – 140 километров в час. По основной магистрали он будет мчаться наравне с самолетами – со скоростью 400 километров в час.

Для реализации проекта в регионе построят два железнодорожных моста – под Уфой и возле деревни Дмитриевка под Благовещенском. Как сообщил начальник отдела контроля и координации деятельности предприятий железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта Олег Гилев, проектировщики первоначально предлагали провести рокадную линию из южной части столицы. Но карстовые образования на территории помешали бы такому строительству.

ВСМ-2 является вторым по значимости транспортным проектом в РФ после аналогичной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Цель разработки – связать промышленный Урал и Москву, где сегодня сосредоточена инвестиционная активность мирового уровня, с перспективой охвата высокоскоростным сообщением Сибири. Новая магистраль позволит значительно ускорить пассажирское сообщение между регионами. Учитывая, что часть магистрали пройдет по территории Башкирии, проект позволит улучшить экономический климат в северных районах республики.
Источник: Госкомтранс РБ

По словам Олега Гилева, стоимость мостов еще окончательно не определена. Предполагается, что финансироваться их строительство будет из фонда национального благосостояния России. Вероятно, будут участвовать и республиканский, и муниципальный бюджеты.

Станции будут располагаться в Уфе, Благовещенске, между Бирском и Мишкино, между Старобалтачево и Бураево и в Татышлах.

По словам Олега Гилева, уникальность данного проекта заключается в наличии максимально прямых участков. Соединение железнодорожных путей будет бесшумным, соответственно, не будет слышно привычного стука колес.

Жизнь разделила полоса

Строительство ВСМ-2 может очень сильно изменить жизнь в районах, где пройдет эта ветка. Так как это не просто железнодорожные пути, через которые можно переехать на автомобиле, это будет целый комплекс, который буквально разделит районы надвое.

«Татышлинский и Балтачевский районы этой веткой режутся напополам. Говоря проще, может возникнуть ситуация, что на другую сторону магистрали уже не перейдешь, если не построят переходы. Более того, наша задача учесть все нюансы, чтобы строительство ВСМ не остановило экономическую жизнь в сельскохозяйственных районах, по которым она проходит», – добавил Олег Гилев.

По его словам, это строительство предполагает наличие колоссальных искусственных сооружений. На пути не будет переездов, ничего не должно соприкасаться с путями. Путепроводы проведут над дорогой, все остальное – под дорогой.

Безопасность обеспечат экраны

В пример проектировщики приводят территорию «Сапсана», где безопасность обеспечивают тепловизоры и вневедомственные охранные пункты. Сами пути будут располагаться на высоких насыпях, а территория вокруг защищена специальными экранами и звукоизоляцией.

Попадание под поезд животных или других препятствий может вызвать крушение поезда. При этом многотонную машину, которая мчится со скоростью самолета, остановить будет очень тяжело. «Если обычный грузовой поезд преодолевает двухкилометровый тормозной путь, то, с учетом массы, скорости и прямых участков дорог высокоскоростного поезда, его тормозной путь будет на порядок длиннее. Для разгона такому поезду необходимо 12 километров, значит, для остановки столько же», – рассказал Олег Гилев.

Для избежания подобных ситуаций высокоскоростной магистрали обеспечат буферную территорию около 750 метров, а тот отрезок, что пройдет по республике, требует 500 метров. Все объекты, которые будут находиться ближе 100 метров, расселят.

При этом Олег Гилев подчеркнул, что населенные пункты не входят в зону строительства, частные земли не попадают, только муниципальные и федеральные.

Доступность билетов обеспечат

Безусловно, преимущества ВСМ на лицо: шесть часов до Москвы вместо двух дней на поезде. Однако, по мнению некоторых горожан, билеты на высокоскоростные рейсы будут доступны не для всех.

«Сегодня в Москву авиабилеты стоят от 6 до 15 тысяч рублей, а поездом – порядка 1,5 тысяч рублей. При этом мы наблюдаем снижение популярности железнодорожного транспорта. Президент дал поручение, чтобы билеты на поезда ВСМ были доступны для населения. Вероятно, предполагается их субсидирование. Но как бы то ни было говорить о ценах рано, учитывая, что проект могут запустить только в 2016 году», – заключил Олег Гилев.

Вопросы экологии

Общественные слушания по ВСМ-2 проходят во всех регионах, где пройдет магистраль. Однако в части экологии проект вызвал волнения в ряде областей. В частности, в Татарстане, Пермской, Чувашской областях и Республике Марий Эл.

«Везде выявлялись серьезные экологические проблемы, в первую очередь связанные с тем, что ВСМ пройдет по особо охраняемым природным территориям, что запрещено законом. В частности, в Татарстане и Марий Эл, Владимирской и Московской областях», – рассказал эксперт Гринпис России Михаил Крейндлин.

По словам Олега Гилева, по Башкирии ВСМ охраняемые природные территории не пересекает. Также учтут пути естественной миграции животных. Председатель союза экологов РБ Александр Веселов подчеркнул, что нужно соблюсти гидрологический режим дороги, чтобы она не перекрывала естественные стоки. Иначе это может вызвать пересыхание рек или возникновение болот.

Более того, эколог Александр Веселов подчеркнул, что нужно обойтись без массовой вырубки лесов, особенно хвойных, липовых, дубовых массивов. Представитель Гринпис России также добавил, что фактически всем территориям, в том числе и Башкирии, грозит уничтожение многих видов растений, занесенных в Красную книгу, что также противоречит законодательству.

«Все данные на данном этапе неконкретны, так как составлены в сжатые сроки. Однозначно оценить воздействие проекта сейчас невозможно. Никаких исследований по влиянию строительства проекта на окружающую среду еще не проводилось», – заключил Михаил Крейндлин.

Повторные общественные слушания с участием проектировщиков и представителей районов Башкирии пройдут 26 сентября. Ознакомиться с предварительной оценкой воздействия проекта на окружающую среду можно здесь.

Фото: Фото с сайта Science.howstuffworks.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем