Чудовищная авария, что произошла около полуночи в Белорецком районе Башкирии в ночь на пятницу, 7 июля, в одночасье унесла пять жизней. Ufa1 разбирался, что могло привести к трагедии, и можно ли было избежать жертв.
Первыми узнали об аварии спасатели Белорецкого района – на пульт диспетчера звонок поступил в 23:25. Очевидцы рассказали, что на 197-м километре трассы Уфа–Белорецк, не доезжая несколько километров до поворота на Серменево, столкнулись «Рено Логан» и бортовая «газель». О том, что в обеих машинах находилось семь человек, бойцам тоже рассказали, но о их состоянии они могли только гадать.
На месте аварии спасатели увидели жуткую картину: «Логан» не первой свежести превратился в груду искореженного металла – удар пришелся ровно в правый бок прямо в середину салона, у «газели» полностью разворотило моторный отсек, двигатель впечатался в салон, брызгами рассыпалось лобовое стекло.
Трое погибших – в легковушке, и один – в газели, еще три человека – две маленькие девочки и взрослый мужчина – в крайне тяжелом состоянии.
По всей дороге – свалка капусты из грузовика, розовая детская сумочка, новый мужской ботинок...
«Кряхтела и обнимала сестренку»
Ильгиз Г. вез пассажиров из Белорецка в уфимский аэропорт, когда увидел на трассе ЧП.
– Водитель грузовика был еще жив, его пассажир тоже. Мужчине и женщине в легковушке было уже не помочь. Мальчика-подростка, что сидел на заднем сиденье справа, зажало между дверцей, передним и задним креслом – в него пришелся удар. Мы сначала хотели его вытащить, даже выкинули все вещи из багажника, чтобы отогнуть кресло, но потом решили не трогать – вдруг у него позвоночник поврежден. Отключили аккумулятор, чтобы не рвануло, и уехали.
Двух маленьких девочек с заднего сиденья «Логана» вызволял Ралиф С., который ехал вслед за «газелью»:
– Мы как раз выходили из поворота, и вдруг резко мелькнуло перед глазами: «Логан» зацепил обочину и вылетел прямо под колеса «газели». Водитель грузовика даже среагировать не успел!
– Старшая девочка сидела за водителем, она кряхтела и стонала, – рассказал Ралиф. – Я высвободил ее из ремня и понес подальше – возле машины сильно пахло бензином. Вокруг было полно народу, но никто не помогал. Я тогда закричал, чтобы мне дали хоть что-нибудь, и прямо на асфальт кинули одеяло, знакомая отдала кофту. Девочку уложил на одеяло, вернулся с малышкой и пристроил ее рядом. Хотел делать искусственное дыхание, но у нее еще прощупывался пульс. Тогда я побежал к мальчику, но ему уже было не помочь. А в это время старшая девочка, кряхтя, встала на колени и обняла сестренку. Страшно было смотреть. До сих пор страшно.
«Никто из родственников пока не звонил»
Водителя грузовика было уже не спасти: от удара руль поднялся, прижал его к сиденью и придушил... Пассажиру «газели» зажало руки и ноги, так что высвободить его без специнструментов Ралиф не смог. Тогда в ожидании скорой он остался и теребил его разговорами, чтобы не потерял сознание.
И только дома парень обратил внимание, что его одежда в крови, а руки – в осколках стекла...
Скорая примчалась быстро, через 30 минут с пострадавшими уже работали медики, но младшая девочка помощи уже не дождалась.
Пассажира грузовика и старшую сестру увезли в реанимацию в Белорецк.
– Состояние крайне тяжелое, – рассказали Ufa1 в больнице. – Никто из родственников до сих пор не вышел с нами на связь.
Что стало причиной аварии, предстоит выяснить экспертам. Но есть несколько ключевых моментов, назовем их версиями, которые, так или иначе, могли привести к летальному исходу.
Версия первая: уснул за рулем
Обе машины были из Челябинской области. Грузовичок закупился в Башкирии капустой и вез груз на продажу в родной регион. Шоферу было всего 28 лет.
В «Рено» ехала семья из пяти человек: 40-летний Михаил Тараканов, следователь Челябинского МВД, его 36-летняя супруга, 14-летний сын и две дочки – шести и четырех лет. Таракановы собиралась улетать на отдых и направлялись в аэропорт: багажник был доверху набит сумками и чемоданами, замотанными, как это водится перед полетом, в прозрачную целлофановую пленку.
Путь от Магнитогорска до Уфы неблизкий, расстояние в 340 километров, с учетом сложности трассы, на дорогу уходит до четырех часов. До момента столкновения путники были в дороге уже около двух часов.
– Водитель «Рено» – опытный, – написала в комментариях к сообщениям о ДТП девушка по имени Ирина. – Сегодня не стало хорошего человека, прекрасного семьянина. Михаил Валентинович – царствие небесное вам и вашей семье. Для нас вы останетесь в памяти веселым и задорным молодым парнем! Мы всегда будем вас помнить, товарищ подполковник!
Темная трасса, постоянные повороты, теплая духота в салоне – даже опытного водителя могло укачать, и он сквозь дрему утратил контроль над дорогой.
Версия первая: плохая погода
Сергей Попов ехал в Уфу из Учалов. Он двигался по той же трассе чуть позже и застал уже последствия аварии. Мужчина отметил, что погода в этом месте была – хуже не придумаешь.
– Трасса – дождь поливает, туман, темень, – рассказал автолюбитель Сергей Петров.
Возможно, в непростых погодных условиях легковушку завертело на мокрой трассе и бросило под колеса грузовику.
Целый час движение на автостраде было перекрыто: дорожные полицейские оцепили аварийный участок, тщательно обследовали место ДТП. Восстановили движение тоже не сразу – начали пропускать по 10 машин, а тем временем эксперты продолжали работать.
Версия вторая: технический недочет
Эта версия дополняет первую. Когда к месту аварии подоспели очевидцы, от их внимания не укрылась шипованная зимняя резина на задних колесах легковушки. Дождь, шипы – не самое удачное сочетание на горной дороге: любое неверное движение, и автомобиль скользит на железках, как на коньках – управлять таким авто крайне трудно даже виртуозу.
Версия третья: неудачный обгон
Дорога Уфа–Белорецк считается в республике одной из сложных: в горах – бесконечный серпантин, «тещины языки» и перепады высот. В месте аварии трасса словно выскакивает из-за пригорка, видимость на участке ограничена. Не исключено, что водитель легковушки пошел на обгон и увидел встречный грузовик слишком поздно. Попытался избежать столкновения, выкрутил руль, подставив под удар правый бок – надеялся успеть долететь до обочины, но не получилось. Дождь и горы не прощают ошибок.
Не было автокресел
Можно ли было избежать такого количества жертв – возможно, да. Дело в том, что машина не была оборудована ни детскими удерживающими креслами, на адапторами «Фэст», что крепятся к штатным ремням. Правилами дорожного движения детей до семи лет перевозить без автокресел запрещено – практика показывает, что устройство при ДТП спасает детям жизнь.
30 дней на выяснение причин
Назвать причину аварии дорожные полицейские пока не готовы: слишком много факторов следует учесть. Вероятно, ключ к трагедии им даст видеорегистратор, который инспекторы забрали из «Логана».
– С уверенностью могу сказать: дорога в этом месте хорошая, без выбоин и колеи, уложен свежий асфальт, – рассказали в отделе пропаганды УГИБДД по Башкирии. – Когда ДТП происходит на больших скоростях, выяснять, кто выскочил на встречку, придется долго. Нужно учитывать и массу движущегося тела, угол, траекторию. Это как бильярдные шары: после столкновения они не встанут, как вкопанные, а продолжат движение. Поэтому сейчас дело за трасологами: они будут выяснять причины столкновения, воссоздадут картину ДТП – как двигались транспортные средства, с какой скоростью, под каким углом. Как правило, на экспертизу требуется до 30 дней.
Фото: Пресс-служба ГИБДД по РБ