Город Недремлющее учительское око

Недремлющее учительское око

Вот уже месяц на базе гимназии №86 проводится эксперимент над второклассниками. Теперь восьмилетние малыши не корпят над тетрадками, а занимаются с помощью компьютеров...

" src=

Вот уже месяц на базе гимназии №86 проводится эксперимент над второклассниками.

Теперь восьмилетние малыши не корпят над тетрадками, а занимаются с помощью компьютеров. Это проходит в рамках программы «Один компьютер – один ученик»: каждый ученик на своем ноутбуке выполняет задание и по клику мышки учитель может проверить их на своем компьютере.

Кроме того, теперь все, кто по болезни не может посещать школу или просто находится на домашнем обучении, смогут активно участвовать в школьном процессе с помощью специального учебного телемоста. Для этого нужно всего лишь два компьютера с Интернетом (один у ученика, второй – в классе), микрофон и web-камера, а также программа Skype. Кроме того, в учебном классе должен быть экран, по которому можно наблюдать за ребенком, и радиомикрофон, чтобы слышать учителя.

Подобная система давно применяется в высших учебных заведениях разных стран мира при дистанционном обучении. В США получателями дистанционных курсов в начальных и средних школах являются 6% от общего числа учеников.

«Данная программа в первую очередь ориентирована на детей с ограниченными возможностями, которые находятся на дистанционном обучении. Кроме того, работа с компьютером позволяет значительно расширить источники получения информации, а также способствует индивидуальной работе с детьми. Но здесь немаловажную роль играет и грамотность самих педагогов», – уверена заместитель директора научно-информационно-методического центра управления образования администрации Уфы Альфия Мавлиярова.

Пять правил безопасности Если приобрести компьютер хорошего качества – тогда ряд проблем отпадет сам собой. Но есть пять правил, которые хорошо бы запомнить: 1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене. 2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром. 3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. 4. Считается, что наши зеленые друзья – кактусы – тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера. 5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Действительно, в основном учителя стараются не экспериментировать и к компьютерам относятся с опаской.

Впрочем, по заверениям директора по социальным программам компании «Интелл» Ярослава Быховского, работать с данной программой может любой, было бы желание: «По моему многолетнему опыту, возраст в освоении этой программы никакой роли не играет. Главное, что человек действительно понимает, что это нужно. Проект «Один ученик – один компьютер» позволяет ребенку освоит больше знаний. Ведь учитель перестает быть единственным источником информации».

Данный проект во многом является детищем компании «Интелл». «Идея этой концепции возникла несколько лет назад и с 2007 года начала активно внедряться в школах России, – рассказывает Ярослав Семенович. – Мы надеемся на то, что со временем наши базовые центры постепенно расширятся и учителя будут взаимодействовать между собой, находясь в разных регионах. Правда, необходимо достойное техническое оснащение, а это является уже заботой местных партнеров проекта».

Кстати, параллельно с этим проектом фонд «Вольное дело», учрежденный российским бизнесменом Олегом Дерипаской, объявил осенью 2007 года об одном из крупнейших благотворительных проектов в мире по компьютеризации начальных школ «Компьютер для школьника». Так, по итогам прошлого года в начальных классах 193 школ Краснодарского края, Свердловской и Нижегородской областей было установлено более 42 000 персональных компьютеров ученика. За это время 1608 учителей начальных классов и 192 учителя информатики этих школ прошли обучение навыкам использования компьютерных технологий в образовательном процессе.

Правда, руководитель направления «Оборудование и логистика» НФ «Вольное дело» Марат Джаманбаев отметил, что планов по реализации проекта их фонда в Уфе и в других городах республики на ближайшую перспективу нет. «Это параллельная программа "Интелл" ("Один ученик – один компьютер"), хотя компания является нашим стратегическим партнером в образовательном проекте «Компьютер для школьника». Мы внедряем проект в Краснодарском крае, Свердловской и Нижегородской областях и в Сибири», – сказал представитель фонда.

Пока в Башкортостане эксперимент «Один компьютер – один ученик» действует только во втором «А» классе гимназии №86, но директор гимназии Ирина Баранова говорит, что с 1 сентября будущего года площадка будет расширена.

«У нас есть ребенок, у которого проблемы с позвоночником, и он вынужден обучаться на дому. Но теперь у мальчика появилась возможность учиться вместе со всем классом. И это весьма положительно. Таким образом повышается мотивация к обучению», – говорит Ирина Карловна.

Упражнения для глаз />Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика – около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза! Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет немалая. 1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. 5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Психолог, врач, заведующая отделом детской офтальмологии отделения психофизиологической коррекции и реабилитации Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Гульнара Резбаева во многом согласна с руководством гимназии: «Это хорошая идея. Только нужно учитывать тот факт, по какому диагнозу ребенок сидит дома. То есть если у школьника не снижена концентрация внимания, почему бы и нет, замечательная идея.

А чтобы установить можно ли ребенку сидеть за компьютером, нужно проконсультироваться предварительно с врачом. А с точки зрения психологической – это здорово, школьник не теряет контакта с одноклассниками и не отстает от изучения школьной программы».

А насколько вредно или наоборот полезно приобщать маленького ребенка к компьютерам? Ведь опыт Японии показал, что внедрение компьютеров на уровне детских садов наносит вред детям. А по данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, работающих на компьютере, жалуются в конце рабочего дня на различные неприятные ощущения и усталость, которые в дальнейшем приводят к неблагоприятным последствиям.

Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более одного-двух часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков.

По словам Гульнары Нилевны, конечно же, с точки зрения сохранения здоровья лучше не давать маленьким детям увлекаться компьютерами, когда речь идет сколько не о познавательных программах, а об играх. Если уж внедрять компьютеры, то лучше в старших классах в целях обучения предметам, программам.

«По моему наблюдению, близорукость у детей развивается больше у тех, которые сидят постоянно за компьютером. Поэтому родителям нужно присматривать за детьми. Нередко мы ограничиваем сидение за компьютером до 10-15 минут в день», – говорит Гульнара Резбаева.

Кроме того, по исследованиям медиков, уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере начинают проявляться беспокойство, рассеянность, усталость, а после 20 минут у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Но в век информационных технологий без компьютера не обойтись. И будем надеяться, что эксперимент в гимназии №86 завершится успешно.

Впрочем, говорить о будущем пока рано. Ярослав Быховский убежден, что результатов придется ждать несколько лет: «Понимаете, в системе образования нельзя проводить краткосрочные эксперименты. Сначала запускается пилотный проект, который должен длиться не менее одного учебного года, а потом уже расширяться, обеспечивая методическую поддержку, обмен опытом и техническую оснащенность».

И помните, всему свое время. Не стоит приучать ребенка печатать на компьютере раньше того времени, когда он научится писать. Логопеды считают, что следствием этого могут стать как дисграфия, то есть нарушение письма, так и аграфия – полное отсутствие письма.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем