В Уфе уже пять лет работает региональная общественная организация помощи детям с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями «СоДействие». На сегодняшний день организация помогает 300 семьям со всей Башкирии. В чем особенность работы с детьми солнца? В чем нуждаются родители таких ребят? И как относятся к людям с синдромом Дауна в США? Об этом читайте в нашей статье.
Каждый ребенок уникален
В сентябре «СоДействие» отпраздновало новоселье – благодаря помощи администрации Уфы и благотворительного фонда «Урал» открылся центр «Мы вместе». Здесь дети с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями посещают психолога, логопеда, а также групповые занятия, занимаются творчеством. По словам сотрудников «СоДействия», детям здесь нравится, ребята ни за что не хотят уходить.
«Любой ребенок уникален, и для каждого мы составляем индивидуальную программу. Наши специалисты помогают детям развиваться в соответствии с нормативами их возраста. Кроме того, очень важны групповые занятия для детей. Они в игровой форме развивают важные навыки. У многих ребят случаются колоссальные прорывы в развитии», – рассказала руководитель «СоДействия» Вероника Котельникова.
«СоДействие» помогает не только «особенным» детям, важное место занимает психологическая помощь их родителям. Частью этой работы являются мероприятия, на которых и родители, и дети могут весело провести время и пообщаться. Сейчас «СоДействие» реализует еще один большой проект. «Мы активно работаем над организацией ранней психологической помощи родителям. Потому что когда семья ждет одного малыша, здорового, но у них появляется «особенный» ребенок – это огромный удар. Обычно мама первый год живет в депрессии, вот в этот момент важно поддержать человека, чтобы он пережил свое горе и начал действовать. В первую очередь нужно объяснить, что эту ситуацию нужно просто принять. Нужно забыть образ малыша, о котором мечтали, и понять: ребенок будет всегда с особенностями, но с этим диагнозом живут, главное – перестать себя жалеть и начать заниматься своим ребенком, тогда все получится», – рассказала руководитель организации Вероника Котельникова, которая прошла весь этот путь самостоятельно.
«У меня сын Алексий с синдромом Дауна. Ему 12 лет. Он прекрасный добрый ребенок. Мы с ним прошли очень большой путь. Наверно, сейчас я жалею только о том, что много времени потратила на принятие его диагноза, поэтому сейчас мы большие усилия прикладываем для того, чтобы мамы, столкнувшиеся с подобным, знали, что они не одиноки», – сказала Вероника Котельникова.
Родители не считают километров
По словам родителей, воспитание особенных детей – это работа без выходных дней, однако результаты стоят вложений.
«Мы переехали в Уфу из Нижнего Тагила, чтобы иметь возможность посещать этот центр. На прежнем месте жительства не было никаких условий для развития дочки. Кроме того, из-за экологии она там часто болела», – рассказывает мама четырехлетней девочки.
Другая родительница также не обращает внимания на расстояния и возит в центр свою двухгодовалую дочь с диагнозом ДЦП из Чишмов. «За несколько занятий виден прогресс. Ребенок взаимодействует с другими детьми и развивается сам. Да, мы приезжаем из Чишмов, это иногда выматывает, но радость от результатов наполняет энергией, дает силы», – рассказала женщина.
Одна из родительниц отметила, что в роддоме педиатр, сообщив известие о рождении девочки с синдромом Дауна, просила ни в коем случае не отказываться от новорожденной. «Она сказала, что такие дети бывают очень добрыми, я вижу это по своей малышке. Она очень ласковая и добрая», – сообщила уфимка.
Это качество своих особенных детей ценят и другие мамы. «Моей дочери 13 лет, и я уже настолько свыклась с ее диагнозом, что уже не понимаю, почему столько времени потратила на переживания. Дочь у меня, как и все солнечные дети, открытая, добрая, очень любит обниматься. Но ко всем подряд она не идет, чувствует тех, кто к ней расположен, а кто относится негативно», – рассказала другая мама.
В США различий между детьми не делают
О своем опыте рассказала мама 10-летнего мальчика Эльвира. Она родила своего сына в США. «У меня не было больших переживаний по поводу диагноза ребенка. Наверно, потому что он мой первенец, мне было не с чем сравнить. Огромную роль сыграла социальная и медицинская помощь, оказанная в США. Ко всем семьям, воспитывающих особенных детей, несколько раз в неделю приезжают психолог, логопед и другие специалисты, которые занимаются с ребенком и помогают его маме. Сын развивался, ходил в специальный садик, в три года его отправили в школу вместе со всеми детьми. Он не был изолирован от общества. Огромное испытание мы пережили, когда вернулись в Россию, в родной Буздяк. Там не было специалистов, которые могли бы заниматься с ребенком, я чувствовала, что теряю время. Тогда мы решили переехать в Уфу, купили квартиру в Деме, но все специализированные садики и школа находятся в Черниковке, нам через некоторое время, чтобы не мучить ни себя, ни ребенка, пришлось переехать в Черниковку. Но все эти жертвы стоили того. У меня прекрасный сын, который занимается спортом, учится, помогает младшему брату», – отметила Эльвира.
«СоДействие» держится только на сплоченной работе коллектива и родителей, а также на благотворительных пожертвованиях. Как помочь организации, вы можете прочитать на сайте.