Авто Мой дом Нефть дешевеет, бензин дорожает – где логика?

Нефть дешевеет, бензин дорожает – где логика?

С начала июня цена черного золота упала с 73 до менее чем 60 долларов за баррель. А розничные цены на автомобильное топливо за этот период росли с пугающей регулярностью: в июне еженедельное изменение стоимости бензина Аи-92 составляло...

" width=

С начала июня цена черного золота упала с 73 до менее чем 60 долларов за баррель. А розничные цены на автомобильное топливо за этот период росли с пугающей регулярностью: в июне еженедельное изменение стоимости бензина Аи-92 составляло 30-40 копеек за литр, а в июле процесс даже интенсифицировался. В результате, если в конце весны цена 92 в ряде регионов составляла 14-16 рублей за литр, сейчас – 19-21 рублей за литр (увеличение на треть).

А месяц назад (13-17 июня) стоимость нефти на мировых рынках как раз достигла локального пика. Возникает, однако, вопрос, почему мы ориентируемся на «глобальную» стоимость нефти, если добываем ее самостоятельно, а не закупаем на мировых рынках? Однако нефтяные компании не видят в этом явлении ничего удивительного.

«Цена на нефть зависит от многих причин, все они объективны и подчиняются рычагам рыночным, а не административным, – говорит пресс-секретарь компании Лукойл Дмитрий Долгов. – Кроме того, в изменениях цен на нефть и бензин всегда есть временной промежуток, временной лаг. Сейчас продается топливо, которое было сделано из дорогой нефти. Когда пойдет в ход нефть подешевле, то и цены на топливо начнут снижаться. Вспомните: были моменты, когда цены на нефть росли, а на бензин падали, потом процесс менялся. Все объективно, и ФАС здесь ничего поделать не может. Мы успешно оспариваем все их претензии и предписания. Повторюсь: ни одна компания специально цены на топливо не задирает. Как там сложится дальше, никто предсказать не в силах, но предварительно можно проследить, что с 1 августа цена на нефть снова начнет расти».

В народе популярен миф, что стоимость бензина прямо пропорциональная стоимости нефти. Многие даже удивляются, почему при почти трехкратном падении цены на нефть с лета 2008 года бензин подешевел лишь в полтора раза (на конец весны 2009). Однако нефть – это лишь сырье для изготовления бензина. Помимо стоимости нефти, цена включает расходы на ее переработку, транспортировку топлива, содержание АЗС, налоги и многое другое. Поэтому доля цены нефти в стоимости бензина составляет примерно 10%, а значит удешевление нефти с 73 долларов до 60 должно повлечь снижение цены бензина примерно на 40-50 копеек.

Разумеется, не все так просто. У нефтяных компаний остается множество способов для манипулирования ценами нефтепродуктов в своих интересах, чему способствует сама структура топливного рынка России. На Западе заправки – это часто семейный бизнес, а количество независимых игроков рынка исчисляется тысячами. У нас десяток крупных, вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые в состоянии договориться между собой.

Для предотвращения сговоров Федеральная антимонопольная служба в последний год развила бурную деятельность, выявляя схемы, благодаря которым нефтяные компании задирают цены. Первый удар был нанесен летом 2008 года, когда четыре компании («Газпром Нефть», ТНК-ВР, Роснефть и Лукойл) были обвинены в установлении монопольно высоких цен на топливо с наложением совокупного штрафа в 5,42 миллиарда рублей. Далее под пристальное внимание ФАС попал период с августа 2008 по январь 2009, когда цены на топливо снижались значительно медленней, чем дешевела нефть. В январе-феврале 2009 года ФАС выявила сговор между оптовыми игроками, которые, по мнению службы, создали искусственный дефицит на оптовом рынке и задрали цены, чем впоследствии оправдывали рост стоимости бензина на АЗС. Затем последовали множественные иски против региональных представительств компаний, и один из последних инициирован Краснодарским управлением ФАС против местных представителей Лукойла, Роснефти, «Октана».

«Любое повышение цен вполне может сопровождаться нарушениями и быть необоснованным, а это уже является поводом для антимонопольного расследования, – объясняет представитель ФАС России Сергей Носкович. – В регионах, кстати, мы следим за ситуацией в рознице особенно тщательно. Возбуждено и ведется достаточно большое количество дел в отношении игроков топливного рынка, в том числе дочерних обществ крупнейших нефтяных компаний. Сговор компаний является крайне тяжелым в доказывании нарушением. Чаще даже бывает не сговор, наиболее распространенными нарушениями является злоупотребление доминирующим положением и согласованные действия. В последнем случае компании, доминирующие на рынке, повышают цены, «оглядываясь» на действия друг друга. Согласованность действий запрещена действующим законодательством, это приводит к необоснованному росту цен и, соответственно, противоречит законным интересам потребителей, которые хотят покупать топливо по рыночной цене.

В большинстве случаев нефтяные компании пытаются обжаловать наши решения в судах. Например, сейчас на стадии судебных разбирательств находятся многие прошлогодние дела в регионах. Надо сказать, что очень большой процент решений антимонопольных органов поддерживается судами. Например, в конце июня суд поддержал решение ФАС России по очень крупному делу в отношении группы лиц, входящих в ОАО «Лукойл». Процесс разбирательств небыстрый. Мы работаем в рамках правового поля, каждая компания имеет право на защиту своих интересов в суде, и это, конечно, затягивает получение желаемого гражданами результата.

Безусловно, от проводимой работы есть польза. Осенью прошлого года после возбуждения дел в отношении крупнейших нефтяных компаний цены на топливо пошли вниз, стоимость бензина на заправках начинала соответствовать объективным рыночным факторам, как, например, мировые цены на нефть. Динамика снижения ускорилась после наложения на компании миллиардных штрафов».

Стремление бизнес-структур нажиться или вытеснить с рынка конкурентов само по себе не противозаконно, и ФАС лишь пресекает злоупотребления, которые могут возникнуть в случае сговора, самое распространенное из которых – завышение цены. Однако доказать факт монопольной цены достаточно сложно. Для этого нужно либо обосновать, что в условиях реальной конкуренции цена была бы ниже, либо показать, что цена значительно превышает сумму расходов и прибыли. Все это сопряжено со сбором и анализом большого количества информации, которая зачастую требует двойной проверки и сложной обработки. Учитывается не только розничная цена топлива, но и изменение налогового законодательства, стоимости энергоносителей, динамика цен на нефть и масса других показателей. Да и сами нефтяные компании раз за разом оспаривают обвинения ФАС в судах, затягивая дела, а иногда уходя от наказания. К этому примешивается еще и политический аспект, так что ФАС хоть и является в некотором роде «совестью» нефтяных компаний, однако и абсолютным барьером ее не назовешь.

Поэтому будут ли цены снижаться или найдется повод их заморозить – пока неясно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем