На оперативном совещании глава Башкирии Радий Хабиров поручил оптимизировать систему скорой помощи. Он отметил, что на проблемы в медицине в Башкирии обратил внимание во время недавнего визита в Уфу президент России Владимир Путин.
— Особо президент просил обратить внимание на службу скорой помощи. Мы наши болячки уже знаем, с ними надо работать. Но если президент об этом сказал, я жду от вас предложений, — сказал Радий Хабиров на оперативном совещании через несколько дней.
Но отметим еще раз: согласно расшифровке разговора Хабирова с Путиным, речь шла о медицине в Башкирии в целом.
— Имею в виду, конечно, такие вопросы, как окружающая среда, развитие здравоохранения, развитие скорой помощи как части системы здравоохранения. Здесь есть над чем работать, — сказал президент.
Сегодня, 17 января, рассказываем о главных болевых точках системы здравоохранения республики, над которыми стоит поработать.
Запись к врачу
В прошлом году жители Башкирии массово жаловались на невозможность попасть к врачу. Эта проблема вышла на первое место.
— Вы же министр, принимайте решение, если кто-то не справляется. Второе замечание делаю как министру. Вы когда эту историю остановите? Самое страшное — когда человек не может дозвониться и получить помощь, он в отчаянии. Не понимаю, почему так, — сказал Хабиров.
Айрат Рахматуллин же заявил, что он в поте лица трудится над решением неурядиц:
— Ежедневно этим вопросом занимаемся. Поехали по району, встречаемся с населением, в некоторых местах нужно решить [кадровую] проблему.
В самом же Минздраве проблему отрицали. Как UFA1.RU сообщили в пресс-службе ведомства, сложностей с записью к врачу никаких нет. UFA1.RU провел эксперимент, в ходе которого попытался записаться к доктору. Он провалился: до регистратуры в поликлинике не дозвониться, у узких специалистов не было времени для приема, а сайт doctorbashkortostan.ru, через который также ведется запись, выдавал сбои.
По итогу чиновники продлили работу call-центра — теперь записаться можно и в выходные дни. Проблему полностью это не искоренило, но жалоб стало значительно меньше.
Лекарственное обеспечение
На том же оперативном совещании в правительстве затронули проблему лекарственного обеспечения.
— Также есть жалобы на качество медпомощи, трудности с лекарственным обеспечением, — сообщил замначальника управления Дмитрий Черенков.
Бесплатные лекарства положены, например, тем, кто лечится в стационаре или у кого оформлена инвалидность. В последнем случае выглядит это так: врач выписывает рецепт, пациент приходит с ним в аптеку и бесплатно получает препарат. Только вот в реальности это выглядит совсем иначе. Внук пенсионера из Кармаскалинского района ради положенных по закону лекарств даже обращался в суд, потому что Минздрав отказывался обеспечивать препаратами. Ведомство дважды проиграло дело.
По словам внука пострадавшего, Даниила Янтураева, к нему как к правозащитнику обращается много людей из Башкирии с такой же проблемой. Лекарства так, как положено, выдают пока не всем. Летом 2022-го следком возбудил уголовное дело о халатности из-за нарушений при закупке лекарств для детей-инвалидов.
Забастовки
Весь прошлый год в Башкирии гремела новость об «итальянских забастовках» медиков скорой помощи. В Ишимбае, Иглинском, а позже и в Бирском районе врачи были недовольны условиями труда: на их плечи ложились высокие нагрузки и переработки из-за нехватки медперсонала, а высокая зарплата у них была только в сладостных снах.
«Итальянская забастовка» — форма протеста, при которой сотрудники предприятия предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы.
— Водители скорой помощи унижены, просто уходят, и всё. По две бригады скорой помощи работают. Нам жить не на что, цены повышаются, а у нас зарплаты снижаются только, — негодовал один из фельдшеров.
Вскоре уволили заведующего скорой помощью Рамиля Резяпова и председателя ячейки профсоюза «Действие» в Ишимбае, которая организовала «итальянскую забастовку». В феврале уволили еще троих фельдшеров. Минздрав в ответ на забастовку отправил работать в Ишимбайскую ЦРБ студентов.
Врачи в попытке вернуть уволенных коллег пригрозили массово покинуть больницу, если тех не восстановят в должности.
По итогу суд признал незаконным увольнение фельдшеров, доплаты сотрудникам скорой увеличили, забастовка завершилась. Но на этом медицинский скандал не кончился.
В июле того года о забастовке заговорили водители скорой в Бирской ЦРБ. У них было два требования: выплатить положенную за работу с коронавирусными больными деньги и увеличить зарплату. С первым проблему решили с помощью профсоюза, а со вторым оказалось не всё так просто: сотрудники работали на аутсорсе через фирму «Драйв Логистик» из Петербурга. После серии жалоб в больнице провели реорганизацию и вернули под свое крыло водителей, но только не тех, кто активнее всех говорил о проблеме.
Плохие условия содержания пациентов
Одна из самых ноющих ран жителей Башкирии — это больничный ремонт. Например, в одной из учалинских больниц пациенты с глазными болезнями вынуждены лечиться в блоке, где ремонта не было лет 40.
Эти кадры, по словам бывшего пациента, из нейрохирургии.
А в стерлитамакской поликлинике № 1 пациенты ждут очереди среди обшарпанных стен, грязных батарей и видавшего виды пола.
Уфу эта проблема стороной не обошла. Больница № 21 находится не в самом лучшем состоянии, но в Минздраве утверждают, что вопрос на контроле.
Уголовные дела
Недавно председатель СК России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту смерти ребенка в Стерлитамаке. Мама ребенка Анастасия Королева винит в трагедии врачей, так как, несмотря на три обращения подряд, помощь ребенку они не оказали.
По словам матери, четырехмесячный малыш плакал несколько часов подряд, его рвало, он покрывался синими пятнами. Фельдшер скорой помощи диагностировал прорезывание зубов.
— Только после того, как мы закричали, что ребенок уже не дышит, выбежал врач из соседнего кабинета и сказал: «Срочно в реанимацию». Я на своих руках с недышащим ребенком побежала в реанимацию и положила его на стол. Через 40 минут мне сказали, что его не спасли. Чтобы скрыть свой непрофессионализм, в заключении о смерти написали то, чего у ребенка не было, — пишет Анастасия.
В Минздраве Башкирии инцидент объяснили грыжей.
— Была впервые выявлена диафрагмальная грыжа с ущемлением и развитием серьезных осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. Все проведенные реанимационные мероприятия в течение 55 минут, к сожалению, результата не дали. Согласно статистике, у детей с заболеванием «ущемленная диафрагмальная грыжа» наблюдается крайне высокая летальность в связи с молниеносным развитием осложнений со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем за счет сдавления жизненно важных органов, — разъяснили в пресс-службе ведомства.
В ноябре прогремела история женщины, которой врачи проткнули легкие.
Ее дочь Алсу считает, что ее мать находится при смерти по вине некомпетентных медиков. Женщине стало нехорошо в начале октября, она жаловалась на рвоту и головные боли. Ей сделали компьютерную томографию мозга и отправили домой. Алсу считает, что на результатах обследования врачи упустили инсульт. Через две недели женщина пережила его вновь.
В ГКБ имен Куватова женщине сделали операцию, а после перевели в реанимацию 18-й больницы. Там женщину держали на ИВЛ, но почему, четкого ответа не давали. Алсу уверяет, что доктора прошляпили поражение легких — позже у ее больной матери выявили коронавирус, правое легкое не работало. По словам Алсу, его проткнули, когда устанавливали катетер.
В этом состоянии, как говорит пострадавшая сторона, пациентку отправили обратно в Дюртюли и ничего об этом не сказали дочери.
— Они втихаря, за моей спиной, отправили [мать в Дюртюли]. После этого я созвонилась с реанимацией и общалась с реаниматологами, которые отказывались представляться: мол, они меняются каждый день, какая разница, с кем разговаривать, — рассказывает Алсу.
Следственный комитет организовал проверку. Но несчастья на этом не кончились. Ризиду из Дюртюлей повезли в Уфу на реабилитацию, но машина скорой помощи сломалась неподалеку, в селе Шарипово. Это 42 километра до госпиталя ветеранов войн. Новую машину скорой, как говорят родственники, они ждали не меньше часа на 15-градусном морозе.
— Пациентка уже в Уфе. Другая машина была сразу направлена за ней, через 30 минут ее забрали. Часа ожидания не было. Вопрос оперативно был решен в порядке СМП, — пояснили в Минздраве.
В Министерстве здравоохранения утверждали, что никаких нарушений в 18-й больнице нет, только вот Росздравнадзор считает иначе.
Осенью того года уфимцы обвинили персонал республиканского противотуберкулезного диспансера в насилии над детьми. О просьбе придать ситуацию огласке сообщила активистка Валентина Захарова.
— На детей кричат, их унижают, на прогулку не выпускают по две недели! Эти дети — сироты из приютов и детских домов, они и так понесли потрясение, оставшись без родителей! Такое жестокое отношение к детям недопустимо! — негодует общественница.
Прокуратура проводит проверку.
Подробнее о деталях разговора Путина и Хабирова мы рассказывали ранее.