Бизнес 102 банка ответят за всех

102 банка ответят за всех

Давление на банки растет практически каждый день. То вступают в силу новые поправки к закону об отмывании денег, то Центробанк требует за два дня предоставить сведения об эффективных ставках по потребительским кредитам...

" src=

Давление на банки растет практически каждый день. То вступают в силу новые поправки к закону об отмывании денег, то Центробанк требует за два дня предоставить сведения об эффективных ставках по потребительским кредитам. Теперь и Федеральная антимонопольная служба начала масштабное расследование в банковском секторе.

По данным «Коммерсанта», ФАС направила в 102 крупнейших федеральных и региональных банка запросы, в которых требует до 25 февраля предоставить сведения об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Делается это с целью выяснить, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов.

Одновременно ФАС спрашивает, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов перед изменением тарифов: всегда ли, в какие сроки и каким способом (индивидуально по почте, на сайте, в офисах банка). Как сообщается, расследование началось по жалобе гражданина, которому сразу несколько банков отказали в заключении договора счета с фиксированными тарифами. Недавно ФАС проверяли условия кредитования и рекламу кредитных продуктов.

Начальник отдела рынка банковских услуг ФАС Ольга Сергеева высказала официальное мнение: «Сама по себе возможность банка в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна. Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить».

Возможностей тут у банков много. Можно вывесить объявление для клиентов в офисе банка. Это самый простой путь, но не самый эффективный. Хотя многие банки этим методом и ограничиваются. Можно дать информацию на сайте банка. Вероятность получения клиентами новости при этом несколько увеличивается. Дать объявление в средства массовой информации – пожалуй, самый надежный и документально подтверждаемый способ распространения информации.

И, наконец, то, чего очень боятся банкиры – индивидуальная рассылка по почте. Именно о возможности внедрения этого самого дорогого способа говорят сейчас СМИ. Есть еще возможность рассылки SMS-сообщений, о которой никто не упоминает, но которая стоит на порядок дешевле, чем рассылка по почте.

Если в ходе расследования ФАС установит, что российские банки недостаточно эффективно уведомляют своих клиентов об изменении условий и тарифов, то могут быть приняты и меры воздействия.

«Не хочу никого пугать, но чисто теоретически банки могут осуществлять согласованные действия с целью навязывания невыгодных условий. Статья 11 закона о защите конкуренции это запрещает», – подлила масла в огонь Ольга Сергеева. – А ведь именно изменения условий одним банком становится быстро известно другим участникам рынка, и это вызывает лавинообразный процесс смены тарифов, ибо никто не хочет терять свою прибыль. Тут можно усмотреть, при желании, и сговор. Хотя чаще всего имеют место обычные рыночные отношения».

В качестве примера представитель ФАС привела итальянский опыт.

В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике. Если вся антимонопольная служба придет к выводу о правильности использования этого опыта, то это грозит обернуться для наших банков довольно существенными затратами. Отправка одного письма обойдется в 15–20 рублей, а помноженное на несколько тысяч клиентов, приведет к неоправданно большим расходам.

Начальник отдела PR и рекламы «ИнвестКапиталБанка» Ульяна Новоселова так прокомментировала ситуацию: «Правила изменения тарифов закрепляются в договоре, заключаемым между банком и клиентом. Поэтому прежде чем подписывать банковский договор, необходимо предварительно внимательно его изучить. В нашем банке есть две группы тарифов.

Первая – это тарифы, размер которых зафиксирован в договоре и не подлежит изменению в течение всего срока действия договора. Например, это тарифы по срочным вкладам. По какой процентной ставке клиент заключил договор, по этой ставке ему и выплатят проценты по вкладу по окончанию срока. По второй группе, например, тарифы по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, возможны изменения. Наш банк заранее уведомляет клиентов об изменении тарифов: рассылкой уведомлений по системе «Клиент-Банк», размещением информации о смене на корпоративном сайте и стендах в офисах банка».

Кроме того, все изменения тарифов по РКО обязательно оформляются дополнительным соглашением к договору. Что касается изменения тарифов по счетам до востребования физических лиц, то здесь кроме оповещения на сайте и в офисах, обязательно публикуется информация с предупреждением о внесении изменений в тарифы в печатных СМИ за 10 календарных дней до вступления в силу изменений.

Опрос ряда уфимских банков показал, что не все готовы обсуждать эту тему. Видимо, условия сообщения клиентам оперативной информации действительно не везде поставлено должным образом. Да и высказываться на эту тему во время проводимой ФАС проверки осмелятся не все.

Хотя вопрос не такой уж и сложный. И приводимые выше методы, применяемые нашим «ИнвестКапиталБанком», думается, вполне удовлетворили бы самых придирчивых экспертов антимонопольной службы. Да клиентов они удовлетворяют, судя по количеству клиентов этого банка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем