Навести порядок в пассажирских перевозках глава Башкирии, тогда еще врио, обещал еще в октябре прошлого года.
— У вас что здесь — Техас? Власть есть вообще, нет? — именно так Радий Хабиров и сказал на первой оперативке в новом статусе.
Чиновники быка за рога взяли круто — в два счета избавились от нелегалов, закупили новые автобусы, выставили по городу «умные» остановки, ввели транспортную карту «Алга», запустили новые маршруты…
Но за 16 месяцев ситуация лучше не стала. Каждый день читатели UFA1.RU жалуются в редакцию и рассказывают о том, что творится с общественным транспортом в городе и республике. Публикуем самые отчаянные мольбы о помощи.
«Раньше было лучше»
— Вернулись девяностые годы, когда люди свисали с подножек! Новые автобусы — это скотовозки с загоном для скота в конце салона. Пройти к водителю для оплаты проезда в зимнее время — нелёгкая задача. Низкий поклон руководству региона! Честное слово! Каждый день вспоминаю вас! — написал в редакцию UFA1.RU читатель Shag.
По словам читателей UFA1.RU, особенно сложно добираться до Сипайлово, Зеленой Рощи и Черниковки.
— Сегодня (22.01.2020) простояла 40 минут. С 15:45 до 16:25. В течение этого времени проехал полный автобус, не остановился, так как был под завязку. И так каждый день. Может, пустите хотя бы один автобус «Башавтотранс» с УМПО до Сипайлово? — задается вопросом в письме в редакцию n-rida.
«Приходится ездить на попутках»
Транспортная реформа повлияла не только на столицу республики, но и на отдаленные районы региона:
— Вы в Уфе по полчаса ждёте. А как быть нам, жителям глубинки? Я живу в небольшой деревеньке Краснокамского района, от нас до райцентра Николо-Березовки — 60 километров. По всем вопросам надо ехать туда. И даже МФЦ только там. Это для удобства жителей самого села? Автобусы ездят 3–4 раза в день, поэтому приходится ездить на попутках, подвергая свои жизни опасности, — жалуется в редакцию UFA1.RU drovanasta.
«Не сяду, наверное, потому что битком набитый будет»
Мы решили не обходиться только откликами читателей. В час пик мы вышли на остановки ТК «Центральный» и «Город Галле» и спросили у горожан напрямую — все ли в работе общественного транспорта их устраивает? Всем потенциальным пассажирам в вечерний час пик мы задавали два вопроса: какой автобус и как долго они ждут.
Отвечая на них, одной из ключевых проблем горожане также называли и битком набитые автобусы — они либо проезжают мимо остановки, либо приходится ехать, чувствуя себя сельдью в бочке.
— В Сипайлово, пять минут, но я езжу очень редко, — признался мужчина в очках и кепке.
— Каждый день, 57-й автобус, один раз в 20 минут он приезжает, — рассказала девушка в черном берете. — Бывает, что он часто ходит.
— 51-й автобус жду. Меня устраивает. Будет полный, да, но мне лишь бы домой попасть в принципе, — сообщил мужчина в куртке с капюшоном, отороченным мехом.
— 290-й, 272-й. Ездят-то они часто, только полные, — пожаловалась девушка в вязаной шапочке.
— 228-й. Редко ездят. Полные, — признался парень в красной куртке. — Получается, от той остановки, от которой я уезжаю в Черниковке, он полный уезжает утром. И вот сейчас я даже не знаю. Не сяду, наверное, потому что битком набитый будет.
— 285-й. Ну минут пятнадцать я, наверное, стою уже, — рассказала женщина в сером шарфе. — В Сипайлово все время было прекрасно уезжать, сейчас ни маршрутов, которые тебя быстро везут. Невозможно уехать. Приходится иногда даже с пересадками.
— Любой, который едет в Черниковку, — призналась мама с дочкой на руках. — Бывает, что больше 30 минут ждем иногда. Замерзаем. Если нет уже возможности, приходится с пересадками. И свободное место надо, всегда полные.
«Еду с пересадкой, плачу дважды»
Вопросы в утренний час пик мы задавали те же. Многие пассажиры пожаловались, что после отмены прямого маршрута до места назначения им приходится добираться с пересадками. Накладно, однако.
— Жду 211-й. Я полчаса уже жду на «Галле». Я на автовокзале живу, мне приходится пересадку делать. Неудобно в Зеленую Рощу ехать с южного автовокзала после отмены 280-го и 284-го, плачу дважды, — признался мужчина, пожелавший остаться неизвестным.
— 74-й. Я уже минут двадцать стою, утром очень плохо ходит [автобус], днем они через каждые 5 минут, а утром и вечером… — пожаловалась женщина.
— Жду автобус, который идет в Зеленку: 51А, 224-й, 270-й. Минут десять жду, трудно уехать, потому что они появляются нечасто и потому что там много людей, — рассказал молодой человек.
— 51А. Минут 10–15, тяжело уехать. Это пересадка, а на «счастливый час» не всегда успеваешь, раньше моя маршрутка шла без пересадки прямо до работы, теперь я должна один автобус ждать 10–15 минут и другой так же, а в 51А иногда даже влезть не могу, — призналась женщина.
— 13-й троллейбус. Я уже минут 15–20 жду, я его жду, потому что 107-й маршрут запустили. Раньше же 284-й был, а сейчас вот этот, блин, с пересадками. Неудобно, 284-й отменили, и сейчас приходится выжидать, мало транспорта ходит, — поделился проблемой горожанин.
Транспортное приложение не справляется
Пожаловались уфимцы и на транспортное приложение, где отражается расписание прибытия автобусов. Говорят, работает, но с большими неточностями.
— Где автобус, который должен быть на «Уфимкабеле» в 18:26? — пишет Виктория в чате приложения. — Пришел… только в 18:43.
Корреспондент UFA1.RU испытал работу приложения на себе: методом тыка выбрал маршрут № 290 и засек время его прибытия на секундомере.
Приложение обещало, что автобус прибудет на остановку в течение 8 минут, в 08:54. Буквально через несколько мгновений время ожидания резко изменилось аж на целый час — ближайший автобус должен был объявиться только в 09:40. Сначала это смахивало на сбой в приложении, однако когда часы показали 09:01, а автобус так и не показался, стало понятно, что ориентироваться на программу бессмысленно.
Мы отправили запрос в Гостранс Республики Башкортостан и попросили прокомментировать ситуацию. Как только получим ответ, обязательно его опубликуем.
Все материалы по теме транспортного коллапса в Уфе вы можете прочитать по ссылке.
Хотите рассказать о проблемах с общественным транспортом в Уфе? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.