Дороги и транспорт подробности Непрочные связи: куда из Уфы хотят пустить электрички и почему не на все станции Башкирии они ходят

Непрочные связи: куда из Уфы хотят пустить электрички и почему не на все станции Башкирии они ходят

Пять ключевых направлений, где нет (а могло бы быть) прямого ж/д сообщения со столицей региона

В Кумертау привезут, но в Ишимбай — уже нет

Пока жители северо-востока Башкирии пытаются добиться продления электрички до села Мурсалимкино (безуспешно), в других частях республики тоже ждут пригородного сообщения. Станции по факту имеются, но движения либо нет, либо ездят только поезда дальнего следования, проезд в которых дороже, чем в простой электричке. В некоторых местах нет даже станций. UFA1.RU изучил жалобы и просьбы жителей Башкирии за последние 2 года и рассказывает про пять ключевых направлений, где хотят видеть пригородное сообщение.

Уфа — Аэропорт

Среди российских городов-миллионников прямую железнодорожную связь с аэропортом имеют Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Саратов и Волгоград. В остальных городах, например в Новосибирске или Санкт-Петербурге, от электрички ещё нужно прилично пройти. В Самаре платформа стоит возле аэропорта, но она не работает.

В Уфе есть станция Уршак, от неё до входа в аэропорт — 8 километров пешего хода, а по прямой там втрое меньше. Разница возникает за счёт того, что нужно как-то безопасно обойти Оренбургский тракт. Нормального прохода нет.

Автобуса до аэропорта порой не дождёшься, а такси дорогое (тысяча рублей даже не в часы пик). Поэтому уфимцев очень волнует, когда появятся электрички до аэропорта. Это существенно упростило бы жизнь жителям и гостям города, к тому же проезд был бы дешевле такси — порядка 80-100 рублей и быстрее автобуса — 30-40 минут.

В Минтрансе Башкирии осенью 2024 года говорили, что линия на аэропорт «планируется в среднесрочной перспективе» (что бы это ни значило) до 2030 года. Учитывая, как сдают более срочные объекты, выглядит так, что до 20230-го ж/д дорога до аэропорта может появиться, а может и не появиться.

Уфа — Нефтекамск — Янаул

Нефтекамск — четвёртый по величине город Башкирии, население — свыше 130 тысяч человек. По меркам республики это целый мегаполис. К тому же Нефтекамск это транспортный узел, но так преимущественно можно сказать только про автобусы — оттуда ездят в соседнюю Удмуртию, а также разъезжаются по ближайшим районам.

Пригородное сообщение в Нефтекамске есть, но совершенно локальное. То есть со станции Нефтекамск-Пассажирский можно добраться до Янаула, но с Уфой связи нет.

И вот почему: Нефтекамск относится к Горьковской железной дороге, а Уфа — к Куйбышевской, это две разные линии. Это как проспект Салавата Юлаева и проспект Октября — вроде в одном месте, но напрямую между собой не связаны.

Чтобы были электрички из Уфы в Нефтекамск, нужно где-то строить новую железную дорогу, чтобы соединить города. Браться за это пока никто не решился. В ноябре 2023 года Минтранс Башкирии говорил, что есть «долгосрочные планы» по строительству ветки из Уфы в Бирск, Агидель и Нефтекамск.

В перспективе это позволило бы связать столицу Башкирии со столицами Татарстана и Удмуртии. В то же время добраться до Ижевска уфимцам проще: нужно доехать до Янаула на автобусе и оттуда уехать на красноуфимской электричке.

Станция Нефтекамск-Пассажирский, снимок 2019 года, но вряд ли там что-то сильно поменялось

Что касается Янаула, туда тоже просят электрички, но история такая же, как с Нефтекамском — оба города на одной линии, с Уфой соединения нет.

Между столицей и ними — около 200 километров по прямой, на пути есть несколько рек. Значит, нужны мосты, что уже будет недёшево. Такая стройка может начаться, только если будет гарантирован пассажиропоток.

Аналогичная история с Ижевском. Города не соединены электричками. К тому же нет уверенности, что между ними будет прибыльный пассажиропоток.

Уфа — Ишимбай

Ишимбай — девятый по площади город Башкирии, население — около 65 тысяч человек. Расположен на юге республики, рядом со Стерлитамаком и Салаватом, до которых несколько раз в сутки ходят пригородные поезда из Уфы.

У жителей Ишимбая возник логичный вопрос: если мы рядом с этими городами, почему нельзя запустить поезда и к нам?

Вот только ишимбайцы не учли нюанс: у них нет железных дорог. Есть заводская железнодорожная ветка, которая обслуживает химический комбинат и металлургическое предприятие, а также, скорее всего, нефтебазу. Провести электричку или дизель-поезд (так как на этом участке нет электрификации) через заводы вряд ли получится. Скорее всего, тут будет уже вопрос безопасности.

Рядом проходит перегон Стерлитамак — Салават. По идее, можно построить новую ветку, но это большие затраты, которые неизвестно, будут ли оправданы прибыльным пассажиропотоком. Ведь именно на это перевозчик и ориентируется. Если нет необходимого потока, поезда отменяют. Хотя есть исключение — Сибай.

До Стерлитамака поезда ходят три раза в сутки

Уфа — Сибай — Акъяр

Это одни из самых далёких поселений Башкирии. Чтобы доехать до Сибая из Уфы, понадобится часов шесть. Туда есть прямая железнодорожная линия, но нет пригородных поездов — только дальнего следования. По сообщению Минтранса Башкирии, маршрут нерентабельный, но его всё же запустили, чтобы сделать Сибай более доступным.

Кроме того, в планах есть строительство железнодорожной ветки Сибай — Зара, которая пройдёт через Хайбуллинский район и дойдёт до Оренбургской области. На 2021 год стоимость строительства оценивалась в 34,4 миллиарда рублей. Сейчас, надо полагать, это больше 40 миллиардов. Протяжённость — 183 километра.

На весну 2023 года, когда Минтранс Башкирии в последний раз говорил об этой ветке, было готово только «технико-экономическое обоснование проекта строительства». Судя по всему, часть работ профинансирует «Башкирская медь», так как полученное обоснование направляли ей. Сроки строительства не называются.

При этом в 2023 году власти Башкирии говорили о возможности запустить «скоростную электричку» до Сибая в том же году, но планы пока не сбылись. Для проезда по этой линии нужны особые электропоезда, которые смогут работать на постоянном и переменном видах тока. Их производство и испытания были намечены на 2024 год. Под это определение подходит «Финист», который в августе стал ездить по Башкирии.

«Финист» на станции Карламан

Учалы — Белорецк — Уфа

Местные говорят, что когда-то небольшой городок Учалы (36 тысяч человек) и крупный Белорецк (64 тысячи) связывал поезд, но его отменили, потому что нерентабельно.

В Минтрансе Башкирии подтвердили, что поезд дальнего следования Оренбург — Учалы, который следовал через Уфу и Кумертау, отменили, так как не было «устойчивого пассажиропотока». Но есть и хорошая новость.

— Как альтернативный вариант сообщения Уфа — Учалы рассматриваем вариант назначения пригородного поезда по маршруту Учалы — Миасс-1 с согласованными временем прибытия/отправления для обеспечения пересадки пассажиров на станции «Миасс-1» на поезда дальнего следования в нужном направлении, — писали в министерстве транспорта.

Это значит, что электричка из Учалов повезёт пассажиров в Миасс (Челябинская область), а оттуда уже они пересядут на поезд дальнего следования до Уфы. Причём, как в случае с Мурсалимкино, ждать по несколько часов, видимо, не придётся. О сроках запуска такого поезда не говорили.

Станция Миасс-1

Ну а если кому-то надо ехать из Учалов в Кумертау, то надо добраться до Уфы, а оттуда уже уехать в Кумертау. Мы посчитали: в столицу ехать около 8 часов на автобусе, а потом ещё пересадка 8 часов и путь до Кумертау — 4 часа. Итого 20 часов. Не самый удобный маршрут.

И напоследок бесполезный, но интересный факт: протяжённость железнодорожных путей в Башкирии превышает 3 тысячи километров. Это примерно как расстояние от Уфы до чешского города Пльзень (по прямой) или до иркутского Тулуна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления