Пока жители северо-востока Башкирии пытаются добиться продления электрички до села Мурсалимкино (безуспешно), в других частях республики тоже ждут пригородного сообщения. Станции по факту имеются, но движения либо нет, либо ездят только поезда дальнего следования, проезд в которых дороже, чем в простой электричке. В некоторых местах нет даже станций. UFA1.RU изучил жалобы и просьбы жителей Башкирии за последние 2 года и рассказывает про пять ключевых направлений, где хотят видеть пригородное сообщение.
Уфа — Аэропорт
Среди российских городов-миллионников прямую железнодорожную связь с аэропортом имеют Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Саратов и Волгоград. В остальных городах, например в Новосибирске или Санкт-Петербурге, от электрички ещё нужно прилично пройти. В Самаре платформа стоит возле аэропорта, но она не работает.
В Уфе есть станция Уршак, от неё до входа в аэропорт — 8 километров пешего хода, а по прямой там втрое меньше. Разница возникает за счёт того, что нужно как-то безопасно обойти Оренбургский тракт. Нормального прохода нет.
Автобуса до аэропорта порой не дождёшься, а такси дорогое (тысяча рублей даже не в часы пик). Поэтому уфимцев очень волнует, когда появятся электрички до аэропорта. Это существенно упростило бы жизнь жителям и гостям города, к тому же проезд был бы дешевле такси — порядка 80-100 рублей и быстрее автобуса — 30-40 минут.
В Минтрансе Башкирии осенью 2024 года говорили, что линия на аэропорт «планируется в среднесрочной перспективе» (что бы это ни значило) до 2030 года. Учитывая, как сдают более срочные объекты, выглядит так, что до 20230-го ж/д дорога до аэропорта может появиться, а может и не появиться.
Уфа — Нефтекамск — Янаул
Нефтекамск — четвёртый по величине город Башкирии, население — свыше 130 тысяч человек. По меркам республики это целый мегаполис. К тому же Нефтекамск это транспортный узел, но так преимущественно можно сказать только про автобусы — оттуда ездят в соседнюю Удмуртию, а также разъезжаются по ближайшим районам.
Пригородное сообщение в Нефтекамске есть, но совершенно локальное. То есть со станции Нефтекамск-Пассажирский можно добраться до Янаула, но с Уфой связи нет.
И вот почему: Нефтекамск относится к Горьковской железной дороге, а Уфа — к Куйбышевской, это две разные линии. Это как проспект Салавата Юлаева и проспект Октября — вроде в одном месте, но напрямую между собой не связаны.
Чтобы были электрички из Уфы в Нефтекамск, нужно где-то строить новую железную дорогу, чтобы соединить города. Браться за это пока никто не решился. В ноябре 2023 года Минтранс Башкирии говорил, что есть «долгосрочные планы» по строительству ветки из Уфы в Бирск, Агидель и Нефтекамск.
В перспективе это позволило бы связать столицу Башкирии со столицами Татарстана и Удмуртии. В то же время добраться до Ижевска уфимцам проще: нужно доехать до Янаула на автобусе и оттуда уехать на красноуфимской электричке.
Что касается Янаула, туда тоже просят электрички, но история такая же, как с Нефтекамском — оба города на одной линии, с Уфой соединения нет.
Между столицей и ними — около 200 километров по прямой, на пути есть несколько рек. Значит, нужны мосты, что уже будет недёшево. Такая стройка может начаться, только если будет гарантирован пассажиропоток.
Аналогичная история с Ижевском. Города не соединены электричками. К тому же нет уверенности, что между ними будет прибыльный пассажиропоток.
Уфа — Ишимбай
Ишимбай — девятый по площади город Башкирии, население — около 65 тысяч человек. Расположен на юге республики, рядом со Стерлитамаком и Салаватом, до которых несколько раз в сутки ходят пригородные поезда из Уфы.
У жителей Ишимбая возник логичный вопрос: если мы рядом с этими городами, почему нельзя запустить поезда и к нам?
Вот только ишимбайцы не учли нюанс: у них нет железных дорог. Есть заводская железнодорожная ветка, которая обслуживает химический комбинат и металлургическое предприятие, а также, скорее всего, нефтебазу. Провести электричку или дизель-поезд (так как на этом участке нет электрификации) через заводы вряд ли получится. Скорее всего, тут будет уже вопрос безопасности.
Рядом проходит перегон Стерлитамак — Салават. По идее, можно построить новую ветку, но это большие затраты, которые неизвестно, будут ли оправданы прибыльным пассажиропотоком. Ведь именно на это перевозчик и ориентируется. Если нет необходимого потока, поезда отменяют. Хотя есть исключение — Сибай.
Уфа — Сибай — Акъяр
Это одни из самых далёких поселений Башкирии. Чтобы доехать до Сибая из Уфы, понадобится часов шесть. Туда есть прямая железнодорожная линия, но нет пригородных поездов — только дальнего следования. По сообщению Минтранса Башкирии, маршрут нерентабельный, но его всё же запустили, чтобы сделать Сибай более доступным.
Кроме того, в планах есть строительство железнодорожной ветки Сибай — Зара, которая пройдёт через Хайбуллинский район и дойдёт до Оренбургской области. На 2021 год стоимость строительства оценивалась в 34,4 миллиарда рублей. Сейчас, надо полагать, это больше 40 миллиардов. Протяжённость — 183 километра.
На весну 2023 года, когда Минтранс Башкирии в последний раз говорил об этой ветке, было готово только «технико-экономическое обоснование проекта строительства». Судя по всему, часть работ профинансирует «Башкирская медь», так как полученное обоснование направляли ей. Сроки строительства не называются.
При этом в 2023 году власти Башкирии говорили о возможности запустить «скоростную электричку» до Сибая в том же году, но планы пока не сбылись. Для проезда по этой линии нужны особые электропоезда, которые смогут работать на постоянном и переменном видах тока. Их производство и испытания были намечены на 2024 год. Под это определение подходит «Финист», который в августе стал ездить по Башкирии.
Учалы — Белорецк — Уфа
Местные говорят, что когда-то небольшой городок Учалы (36 тысяч человек) и крупный Белорецк (64 тысячи) связывал поезд, но его отменили, потому что нерентабельно.
В Минтрансе Башкирии подтвердили, что поезд дальнего следования Оренбург — Учалы, который следовал через Уфу и Кумертау, отменили, так как не было «устойчивого пассажиропотока». Но есть и хорошая новость.
— Как альтернативный вариант сообщения Уфа — Учалы рассматриваем вариант назначения пригородного поезда по маршруту Учалы — Миасс-1 с согласованными временем прибытия/отправления для обеспечения пересадки пассажиров на станции «Миасс-1» на поезда дальнего следования в нужном направлении, — писали в министерстве транспорта.
Это значит, что электричка из Учалов повезёт пассажиров в Миасс (Челябинская область), а оттуда уже они пересядут на поезд дальнего следования до Уфы. Причём, как в случае с Мурсалимкино, ждать по несколько часов, видимо, не придётся. О сроках запуска такого поезда не говорили.
Ну а если кому-то надо ехать из Учалов в Кумертау, то надо добраться до Уфы, а оттуда уже уехать в Кумертау. Мы посчитали: в столицу ехать около 8 часов на автобусе, а потом ещё пересадка 8 часов и путь до Кумертау — 4 часа. Итого 20 часов. Не самый удобный маршрут.
И напоследок бесполезный, но интересный факт: протяжённость железнодорожных путей в Башкирии превышает 3 тысячи километров. Это примерно как расстояние от Уфы до чешского города Пльзень (по прямой) или до иркутского Тулуна.