Калтасинский район Башкирии, администрация которого закупила себе китайский внедорожник Haval, славится проблемами с дорогами. Возможно, именно поэтому власти и решили взять машину, которая точно проедет по их бездорожью. UFA1.RU изучил жалобы жителей за последние два года и рассказывает, куда стоит заехать на авто большой проходимости.
Люди оставляют свои жалобы на странице главы Башкирии: зачастую они уже обращались в районную администрацию, но ответ местных чиновников их не устроил. Поэтому они ждут, когда сам руководитель регион займётся их проблемой.
Так, в ноябре 2022 года жительница села Кутерем (оно находится на пути из Нефтекамска в Калтасы) жаловалась на дорогу в центре поселения: говорит, приезжала газовая служба на грузовике, после этого смялось. Через несколько дней администрация отчиталась: покрытие восстановили.
И снова Кутерем: в феврале 2023 года жительница просила почистить дорогу на одной из улиц, так как трактор не справлялся. Администрация в тот же день сообщила, что всё очистили, и советовала звонить в следующий раз в ЕДДС. Заявительница, однако, говорит, что обращения туда не помогли.
Опять Кутерем, но это уже не совсем про дороги: люди жаловались на стоки из канализации, которые текли по улицам. Если учесть, что жалоба была в марте, жидкость могло подморозить запросто.
Не могли пройти мимо: житель Кутерем летом 2023 года жаловался на вывоз мусора. Багажник у Haval вместительный — вдруг его купили для мусора.
Да, снова Кутерем. Жители говорят: тротуара нет, ходить опасно, даже по обочине, а ведь это чья-то дорога в школу. В Управлении дорожного хозяйства объясняют: сделать что-либо можно только при реконструкции дороги, а на это нужны большие деньги, которых нет.
Затем жалобы оттуда же поступали в течение всего 2023-го и 2024-го. Проблема одна и та же: нет дорог.
Зимой 2023 года жаловались на дорогу из села Старый Варяш (Янаульский район) до деревни Старояшево (50 километров от Калтасов): её вообще называли «вечной проблемой Калтасинского района».
— Колея страшная, машины еле как ездят, повреждая днища! Вчера днем ваш КАМАЗ еле как проехался, толком даже не смог почистить, а к вечеру ещё хуже стало! А сегодня уже все подморозило! — писали жители.
Когда власти назвали мокрую землю «дорогой», сельчане возразили: «направление до Старояшево даже дорогой назвать нельзя».
А это около Старояшево - деревня Семёнкино (43 километра от райцентра). Местные говорят, что даже школьный автобус тут не может проехать. Власти объясняют, что денег на 2024-й год нет. Может быть, в 2025-м сделают отсыпку щебнем.
Дальше обратились жители села Кучаш (40 километров от райцентра) - оно находится на повороте с трассы Уфа - Бирск - Янаул.
— Дороги нет от слова «совсем», весной и осенью невозможно заехать. Как выезжать, если, например, человек заболел и нужно ему в больницу? — задавался вопросом житель.
В администрации сказали, что денег на ремонт дороги нет, а грейдером пройдутся в течение трёх недель, в зависимости от погоды. Заявитель писал в конце марта.
В июне 2023 года жалобу направляли жители деревни Сазово (18 километров до райцентра), которое входит в совет села Краснохолмского - оно по меркам Башкирии развитое и крупнее районного центра.
— Как была грунтовая дорога от деревни Сазово до деревни Василово в 2000 году, так она и осталась в 2023-м. По ней едешь 20 км/ч, чтобы ходовую машины сохранить, — написал житель.
В Управлении дорожного хозяйства Башкирии ответили, что асфальтобетон могут уложить только при капитальном ремонте, а он на этом участке не планируется.
Тынбахтино (20 километров до Калтасов) тоже входит в Краснохолмский сельсовет. Летом власти отчитались, что отсыпали дорогу песчано-гравийной смесью.
В январе 2024 года жаловались на дороги в деревне Большой Кельтей (17 километров от райцентра). Она находится рядом с селом Кутерем, на пути из Нефтекамска.
В мае 2024-го писали из деревни Кушня (35 километров от райцентра), что недалеко от пригорода Нефтекамска. Улицу просили отсыпать заново, потому что в дождь не проехать. В администрации сказали, что проедутся грейдером, чтобы всё разровнять.
А это тротуар в микрорайоне Царский села Краснохолмский. Местные пишут, что асфальт укладывали зимой прямо на снег. В администрации отчитались, что передали подрядчику — и тот летом восстановил дорожку. Больше жалоб не было.
Летом 2024-го писали жители Амзибашевского сельсовета. Они сообщили, что по решению суда им должны были сделать дорогу, но сделали вот то, что на фото. В администрации им якобы сказали, что на работы выделили всего 500 тысяч рублей. Сельчане требовали сделать дорогу «по ГОСТу».
Однако выяснилось, что категория у проезжей части пятая — это обычная дорога расчётной интенсивностью движения менее 200 машин в сутки. И с этой точки зрения ГОСТ при ремонте соблюдался, сообщила администрация района, и направила на проблемный участок грейдер для выравнивания.
Естественно, что на 200 машин в сутки никто не будет делать асфальт. Во всяком случае, в Башкирии.
Завершает хит-парад плохих дорог Калтасинского района — окраина села Калтасы, в котором находится покупатель Haval. После обращения дорогу отсыпали и прошлись по ней грейдером. Снимок свежий — прислан в конце октября.
Так что покупка Haval City F7 II поколения с подогревом сидений и мультимедийной системой может быть вполне объяснимой.
Добавим, что с момента определения подрядчика прошла неделя, но контракт на госзакупках пока так и не был опубликован. Вдруг передумали?