Шакшинский мост в Уфе перекрыли на месяц. Теперь автомобилистам предстоит объезжать мост, что затратно по времени, или пользоваться паромной переправой. Последняя, по сути, соединяет столицу Башкирии с двумя далекими микрорайонами и пригородом.
Корреспондент UFA1.RU ранним утром поехал на переправу и на себе испытал преимущества и недостатки этого способа добраться с одного берега Уфимки на другой. Подробности — в этом материале.
Мост в Шакше появился в 1984 году, до того работала паромная переправа. В 2022 году стало известно, что сооружение готовятся закрыть из-за его плохого состояния, а весь 2023-й говорили о ремонте, сроках и стоимости.
Проехать по мосту после начала реконструкции можно было, хоть и с трудом. Но власти говорят, что для качественного ремонта нужно закрыть движение полностью. Так сделали в июле 2024-го и сейчас, в октябре.
Ну а пока есть несколько способов объезда, самый быстрый из которых — паромная переправа. Чтобы добраться до нее из Уфы, нужно проехать поворот на Максимовку и проехать по улице Перспективой еще 4 километра до съезда влево (по направлению из города). Сейчас Перспективная, особенно ранним утром, пустынна, всё это выглядит странно и непривычно.
Съехав с трассы, нужно добраться до развилки и свернуть направо. Тут-то и начинается самое интересное: дорогу в этом месте проложили еще во времена, когда моста не существовало, с тех пор ничего не поменялось.
Машина скачет туда-сюда на ямах: они здесь повсюду, но не всегда глубокие. Утром после перекрытия в городе пошел сильный дождь, который эти ямы залил. Можно неаккуратно наехать на них, если не повезет, пробить колесо.
Освещения на дороге нет, нужно полагаться только на собственные фары. И ехать вообще лучше аккуратно. При свете дня намного проще: видно каждую ямку, можно объехать.
По этой дороге нужно ехать еще чуть больше километра до спуска, где тоже нужно проявить мастерство вождения. Ведь на паром нужно заезжать задним ходом.
Вообще, переправа начинает работу с 08:00, но порой можно проскочить и раньше, если приедет скорая помощь. Да, для врачей тут особые условия — оно понятно, с этим даже водители не спорят. Однако они готовы поругаться с персоналом, который для себя якобы требует особой оплаты — 500 рублей.
Водитель легковушки рассказал корреспонденту UFA1.RU, что ему предложили заплатить именно такую цену — мол, мы поехали рано только благодаря скорой, которая ждет на том берегу. Мужчина не согласился на эту сумму и заплатил 200. Закрытию моста он не очень рад.
— Ну как отношусь… Явно не очень хорошо. Я сам работаю в Шакше, но переправой пользуюсь нечасто. Еду когда как: через тоннель [Восточный выезд] или объездную, — рассказал водитель.
Из Уфы мы с ним плыли одни, но на том берегу судно уже ждали другие машины. Сначала их было немного, всего штук 5, потом приехала скорая, еще одна, итого вместе с ней загрузили 7 машин. Туда еще хотела пропихнуться «Лада», но ее не пустили, почему — непонятно, поскольку затем вместимость парома увеличилась до 11–12 машин. Возможно, ограничивали, чтобы скорая могла быстрее выехать.
На другой стороне реки Уфы своя жизнь: к 08:00 там выстраиваются очереди из автомобилистов, иногда подъезжают скорые, которые первыми грузят на борт. Поскольку машина у медиков тяжелая, ее ставят подальше от выезда, туда же встают внедорожники и кроссоверы. Простые седаны аккуратно паркуются ближе к выезду.
Удивительно, но со стороны Шакши ведущая к переправе дорога в идеальном состоянии. Она не выглядит новой, но всё еще целая. Правда, освещения всё равно нет.
На главной дороге в Шакше, у пересечения улиц Кирова и Советов, есть указатель на паромную переправу. Ошибиться тут, в принципе, сложно: это единственный съезд к реке. Местные наверняка знают, но гости из пригорода могут потеряться, поэтому таблички тут очень кстати.
Чуть позже 8 утра машин у переправы в сторону города скапливается аж на два парома. Если не успел заехать сейчас, придется ждать порядка 20 минут: пока паром доплывет до другого берега, пока выгрузит всех и загрузит, снова доплывет — то на то и выходит. Водители говорят, что это, конечно, неудобно.
— Ну это же временно. Я тут еду в первый раз, но да, это неудобно, а куда деваться, — рассказал водитель «Ленд-Крузера».
Тем временем паром подоспел, вышедшие погулять владельцы машин сели обратно. Те, кто работает на переправе, помогают автомобилистам правильно заехать: нужно, чтобы колеса коснулись специального настила, иначе можно забуксовать (такое случилось с внедорожником «Митсубиси», но он всё же благополучно заехал).
Заехать на паром задним ходом — целое мастерство. Сложно понять, куда ехать, не видя дороги. Благо работники судна криками направляют машины, поэтому стекло лучше держать открытым, чтобы слышать их команды. Они не только помогают заехать, но и припарковаться так, чтоб никого не стукнуть. Здесь претензий к сервису у водителей нет.
— Ну хотя бы заблаговременно предупредили. А то в прошлый раз буквально там за неделю, что ли. Ну и вообще можно было в тоннель бесплатно пускать. Ну ладно, не всё время, можно же окно какое-то придумать, там с 7 до 9 утра или что-то такое, а потом уже и по полному тарифу. Да и переправа так-то неплохо уже. Лучше, чем ничего. Только не понимаю, почему понтонный мост нельзя было уложить, — рассуждал водитель «Лады».
Тем временем на паром уже набилось 8 машин: 3 внедорожника, 3 кроссовера и 2 легковушки. Казалось, что больше уже не пустят, но сотрудники машут руками — мол, место есть, подъезжайте. Так заехала «Нива». После нее работники парома обсуждают, сколько еще могут принять машин, решают взять три — все помещаются. Набрав 12 авто, водитель судна бежит наверх, заводит двигатель и отплывает. Да, он тоже помогал автомобилистам.
Позже к переправе подъехал УАЗ. За рулем сидел пенсионер, который, как он признался, приехал просто посмотреть на происходящее. Сам он местный, из Шакши, но в город ездит нечасто. Летом пришлось разок переправиться, а во второй раз не получилось.
— Я однажды переплыл на скутере, поехал на работу, обратно приезжаю — парома нет. Хорошо, у меня знакомый был на мосту, он помог мне быстренько пройти. А так — куда я с ним? В электричку его не потащишь, парома нет, не знаю, как выбирался бы, — рассказал пенсионер.
Справедливости ради, тот инцидент случился не по вине Службы речных переправ, которая осуществляет эти перевозки. Из-за уровня воды в реке Уфе суда не ходили два дня. Затем переправа в Князево закрывалась каждые день-два всё по той же причине.
Пенсионер, как и ряд уфимцев, считает, что здесь можно было построить понтонный мост, потому что так удобнее.
— Ну тут тоже, конечно, были бы пробки, но движение хотя бы постоянное имелось. У нас для постройки есть даже военные (часть инженерных войск в Алкино-2. — Прим. ред.). Всё было бы хорошо, всё прекрасно. Река же сейчас не такая большая, как прежде, никакие суда не ходят. Еще и время ограничено — до 6 часов вечера, ну куда? Люди многие только в 5 часов работать заканчивают, некоторые в 6 и 7. Мне кажется, власти вообще не думают об этом, — сказал пенсионер.
Пеших пассажиров на пароме почти нет: за всё время, что мы были возле переправ, ею воспользовались два человека, включая корреспондента UFA1.RU. Вместе с ним в сторону города переправлялась пенсионерка: она рассказала, что сама, вообще-то, на машине, но решила сначала просто посмотреть, как работает переправа и что нужно для проезда.
Тем временем паром набился десятком машин и отправился в город. Там судно уже ждали другие машины, но их всё же было меньше, чем на другой стороне. Если в Князево осталось около 10–15 автомобилей, то в Уфе всего 5. При этом все ждали приезда скорой — она заезжает первой.
Опрошенные нами водители хоть и не очень довольны ограничениями, но понимают, что без этого никак. Больше всего людей раздражают две вещи: отсутствие понтонного моста и льгот на проезд по Восточному выезду.
Что касается понтонного моста, то тут следует отметить, что такая переправа вполне себе существует в Бирске, на реке Белой: работает летом и вплоть до обледенения. Она судоходная, и, если надо, понтон раздвигают, пропускают судно и вновь соединяют. Грузоподъемность: летом — 18 тонн, осенью — 3 тонны, протяженность — около 500 метров. Переправа соединяет город с поселком Забелье, а также с дорогой на Дюртюли, поэтому спрос на нее есть.
Но есть нюанс: сделать понтонный мост для Уфы стоит 130 миллионов рублей, в смету по ремонту Шакшинского моста он не входил, а других источников финансирования у города нет. Поэтому от этой идеи отказались (данные мэрии на июль 2024 года).
Сегодня паром снова начнет ход — в 08:00. Напомним, мост в Шакше будет закрыт до 20:00 24 ноября. Все публикации о закрытии и способах объезда мы публикуем в отдельном сюжете.