Жители Башкирии порой сталкиваются с такой ситуацией, что собираешься ехать, допустим, из города в другой или из села в город, а автобусов нет. Тогда приходится импровизировать и искать альтернативные способы добраться до места назначения. Иногда из этого получается приключение. Корреспондент UFA1.RU, решив навестить родственников на севере Башкирии, попал в такую же ситуацию — и остался на ночной трассе под Нефтекамском. Как это было, читайте в его колонке.
Мост есть или нет?
Почему корреспондент UFA1.RU оказался на трассе под Нефтекамском? Объясняю.
Север Башкирии до июня 2023 года не испытывал проблем с транспортом, но потом случилось то, чего, видимо, никто не ожидал. Мост через реку Быстрый Танып на трассе Уфа — Бирск — Янаул внезапно стал разрушаться. Там буквально образовалась дыра посреди полотна.
Приехавшие спасатели осмотрели сооружение и пришли к выводу, что эксплуатировать его дальше просто нельзя. Опасно — может рухнуть. Ситуация оказалась настолько критической, что переправу срочно перекрыли, а объезда не придумали.
Все автобусы, которые шли через Бураево (возле которого и находится мост), оказались под угрозой отмены. Но выход вскоре придумали: регулярные рейсы пустили через Верхние Татышлы и Старобалтачево по убитой дороге. Вспоминая поездку на маршрутке в конце июня, мне кажется, что машина на скорости просто неслась из стороны в сторону, от одной обочины до другой, объезжая многочисленные ямы и выбоины.
По сути, автобусы делали знатный крюк, объезжая проблемный участок, а потом просто выезжали обратно на трассу. Вместо трех часов маршрут из Янаула в Уфу занимал целых шесть.
Когда поставили понтонный мост, автомобилистам стало легче. Но автобусы по-прежнему там не ездили, потому что был риск застрять или слететь с «дороги» (что неоднократно бывало). Когда понтон закрывался, некоторые автомобилисты объезжали его через деревни по бездорожью. Временный мост всё никак не могли возвести — и вместо сентября его открыли в конце декабря.
Но автобусы там по-прежнему не ездят, делая крюк через Татышлы. Потому что проезд, как говорят местные, транспорту массой свыше 3 тонн запрещен. Кроме, конечно же, тех, кто строит трассу М-12.
Получается, что мост есть, но пользоваться им особо и нельзя. Можно, но не всем. И не всегда, потому что недавно его снова закрыли из-за разбитой плиты, но благо, что починили всё быстро.
Может быть, новая трасса маршрута выгодна экономически — охватывается больше населенных пунктов. Но по факту это создало проблемы.
До Холма довезете?
Минувшим летом я рассказывал про село Краснохолмский в Калтасинском районе. Оно не самое маленькое — там живет 7 тысяч человек, в райцентре и того меньше. Оно находится за поворотом с трассы, ведущей из Уфы в Янаул.
Скажу больше: по другую сторону находится трасса, ведущая на Нефтекамск. То есть место не такое уж и глухое, из городов добраться туда несложно. Даже были автобусы из Янаула и Нефтекамска прямиком до Краснохолмского.
Из Янаула и сейчас есть, а вот из Нефтекамска… тут и случилась проблема. Найти попутку на нужные день и время не вышло.
Поэтому, прыгнув в автобус, я добрался до Нефтекамска. Между Нефтекамском и Дюртюлями, кстати, тоже сломался мост, его аналогично Таныпу закрыли. Однако там быстро сделали нормальную переправу и даже огромный китайский автобус Yutong смог по ней проехать на большой скорости (запомните этот момент).
Дальше планировалась уже проверенная схема — выходим на окраину города и ловим на трассе попутку. Таким способом я ездил уже дважды, но то было утром. На этот раз автобус в Нефтекамск приехал к 21:30, а я пока добрался до окраины, было уже 22:30.
Я понимал, что могу просто не найти машину в такое время и что мне, возможно, придется стоять полчаса, час, да что, может, никто не захочет везти меня. Ну посудите сами: какой-то мутный тип стоит на обочине в 11 вечера и просит куда-то его довезти.
Что делать в таком случае? Ночевать в Нефтекамске — опыт такой уже был несколько лет назад. Только в том случае днем была жаркая погода, но ночью всё равно было холодно. В начале мая 2024-го, когда в Уфе выпал и снег, и град, а в Нефтекамске небольшой покров даже успел улечься, оставаться на улице было плохой идеей. Но там наверняка есть гостиницы, так что завалился бы туда.
Но вообще Нефтекамск — хороший город, нравится мне в нем гулять каждый раз, как оказываюсь. Даже неважно, что за погода: жара или лютый мороз. Он хорош в любое время. Возможно, это даже лучший город Башкирии. И что отличительно от Уфы — нет рельефа. А иногда и дорог.
Чтобы дойти до трассы, нужно двигаться прямиком по улице Трактовой, где расположен автовокзал. Собственно, после него дорога для пешеходов и заканчивается. Место под тротуар есть, но, мне кажется, большая часть — это просто земля, которая в дождь превращается в грязь. Ходить можно, но только если ты в сапогах или ботинках.
Возле отдела полиции был хороший тротуар, затем еще в паре мест. В каком-то даже сделали тропу, как в Уфимском ожерелье — с такими же светильниками. Было красиво, ровно, сразу жить в Нефтекамске захотелось. Но потом эта тропа резко закончилась, и снова наступила темень с грязью.
В эту холодную ночь, когда подрагивал от ветра при выходе из автобуса, грела только мысль о самом путешествии как факте. Неважно, где оно проходит, при каких условиях. Это воспоминания, опыт. То, что останется.
Дойдя до трассы и заняв позицию, я вылавливал все машины, которые с города ехали прямо — на Красный Холм. Остановился первый же водитель — он открыл стекло, я назвал ему пункт назначения, но нам оказалось не по пути. Ему ехать до Калтасов, а это километров 15 от Холма. Поэтому я стал ждать дальше.
Остальные машины просто не останавливались. Наконец с Нефтекамска едут две подряд и вроде бы как обе тормозят. Первой была «Гранта», за рулем которой сидел мужчина в рыбацком костюме. Услышав пункт назначения, он на секунду задумался, а потом сказал: «Садись». И мы поехали.
Погода в этот момент испортилась: пошел не то дождь, не то снег. Мы ехали по темной трассе, нам в стекло летели капли дождя или снега, непонятно. Если долго на это смотреть, то казалось, что ты находишься посреди звездного потока. Какое-то странное ощущение, но всё же мысль о путешествии грела душу. И о том, каким приключенческим оно выдалось.
О самой дороге тоже стоит сказать. В большинстве мест, как мне показалось, она в плохом состоянии. Не убитая, как на Татышлах, но тоже не слишком хорошая. Видно, что ямы заделывают, но все эти заплатки создают рельеф на дороге, от этого никуда не деться. Поэтому машину порой изрядно трясло, особенно на той скорости, с которой мы ехали.
Помнится, в одном селе была прекрасная дорога. Видно, что она новая — уложили в прошлом году, наверное, поставили хорошее освещение, жизнь тут будто другими красками заиграла. Как только село закончилось — дорога вместе с ним.
Доехал ли в итоге? Конечно.
А выбираться как?
А это уже вопрос, который потребовал больших усилий, чем первый. Уже был определен алгоритм действий:
смотрим автобусы до Уфы, а если их нет — до Нефтекамска, а оттуда до Уфы;
смотрим попутки на известном сервисе до Уфы, а если нет — автобусы до Нефтекамска или Янаула, а оттуда попутку до Уфы;
если это не срабатывает, идем в местные группы и ищем тематические чаты с попутками;
если и это не поможет, найти транспорт, тогда вечерним рейсом ехать в Нефтекамск и оттуда на автобусе до Уфы.
Ехать общественным не хотелось, так как это довольно долгая затея. Из Уфы до села добирался порядка пяти часов, а здесь это могло растянуться на столько же, только было бы еще неудобнее.
Варианты с автобусами не сыграли. Из Холма в Уфу был прямой автобус, следовавший из Нефтекамска по Янаульской трассе, но его отменили. Кажется, что насовсем: даже рейсы на 10 и 12 мая недоступны.
Попутка нашлась: человек ехал из Холма в Уфу. Когда я написал ему, то он, видимо, вспомнил, что опубликовал поездку — и отменил ее. Такое бывает часто. Полагаться на водителей попросту нельзя, всегда нужно предусматривать то, что они могут отменить поездку или просто не отвечать на ваши сообщения. Потому что могут.
Вскоре нашлась еще одна машина. Человек ехал из Янаула в Уфу, проезжал поворот на Холм. Оттуда до села — километров 7–10, в две стороны, грубо говоря, 20. Я созвонился с ним и предложил заехать за мной, за что обещал доплатить, но тот отказался. Он сказал, что может забрать на повороте, у села Ижболдино. Сначала не понял почему, а потом выяснилось: это что-то вроде частной маршрутки.
Я уж думал отказаться от поездки совсем, но мне повезло, что разговор услышали родственники. Узнав про поворот, они обещали решить данный вопросик. Через нескольких человек удалось договориться с одним из местных рабочих, который в нужное время отвез меня на машине к повороту.
Получается, для выезда в город нужно напрячь кучу людей, чтобы тебе помогли хотя бы покинуть село. Это сейчас, летом, можно было бы и пешком, может быть, а зимой или в дождь? Хотя для сельчан это не проблема, если вы со всеми в хороших отношениях. Тут без помощи не оставят.
Выше я говорил, что временный мост на трассе Дюртюли — Нефтекамск автобус проехал на большой скорости. Мост на трассе в Бураево водитель микроавтобуса проезжал очень медленно, чтобы ничего не сломать на машине, а дорога там была так себе.
Рай для бомбил
Эта ситуация — лишь одна из многих в регионе и стране в целом. Мне кажется, автомобилизация в том числе привела к тому, что появились так называемые бомбилы. Еще лет 20 назад это не было распространено так, как сейчас. А учитывая отмену автобусов, официальные перевозчики потеряли большие деньги, если говорить в масштабе всей республики.
Свято место пусто не бывает: ниша перевозок освободилась — ее тут же заняли. Смышленые местные на своих машинах стали возить тех самых людей, которым нужно выбраться из своего села или города дальше. Это дороже, чем автобус, но качество и время в пути свое берут определенно. Поэтому пассажиропоток падает с годами: люди либо обзавелись своей машиной, либо пользуются услугами бомбил.
Частные перевозчики сейчас находятся в серой зоне. Государство почти никак не регулирует их деятельность, поэтому сейчас для них «райские времена». При этом ГИБДД часто устраивает проверки, и это правильно, машина должна быть исправной, а водитель — трезвым и с правами.
Подсчитать пассажиропоток частных извозчиков в точности невозможно. Но на конкретном примере из Янаула в Уфу — можно. Итак, в чате в соцсетях водители предлагают поездки каждый день. Три машины едут утром и вмещают суммарно, допустим, 15 человек. Плюс еще две машины едут днем и столько же вечером, вместимость аналогичная.
Получается, что в день услугами бомбил на данном направлении пользуются порядка 20–60 человек. Это число примерное, потому что машины не всегда забиваются полностью. 20 человек — это обычная маршрутка или автобус «Вектор Некст», 60 человек — целый «Нефаз».
Официальная поездка стоит 610 рублей — выходит, перевозчик теряет в день от 12 до 35 тысяч рублей. Бак у «Вектора» — 95 литров, полная его заправка — 6 тысяч рублей (при цене за литр в 64,49 рубля). На самый минимум можно было заправить два автобуса.
С другой стороны, отмена маршрутов — это не прихоть перевозчика. Ведь главная цель, помимо перевозки пассажиров, еще и в извлечении прибыли. А какая прибыль, если нет пассажиров? Какой тогда смысл ездить и тратить те же 95 литров. С этой точки зрения лучше высвободить транспорт и поставить его туда, где он нужнее.
Согласны с автором?