Девяностые годы в нашей стране прочно ассоциируются с криминалом и бандами, которые делили между собой районы, а иногда и целые города. Всё это не обошло и Уфу: мы много рассказывали, как воры в законе держались за власть и контролировали предприятия. Теперь мы решили посмотреть, на каких машинах они ездили. Сегодня, 6 марта, UFA1.RU рассказывает об авто криминальных авторитетов.
Снимков с тех времен до наших дней дошло не так много, а тем более тех, где видны машины воров в законе. Однако есть несколько интересных фото современности. Например, Ильдара Асянова запечатлели во время очередного задержания на фоне его авто. Асянов (он же Ильдар Уфимский) уже в 21 год впервые оказался за решеткой. За три года, к которым его приговорили за кражу, он успел подняться на высшую ступень российской криминальной иерархии. Ильдар сразу же отказался подчиняться администрации колонии, а скоро еще и избил сокамерника, за что получил дополнительные полгода заключения. В 23 года его «короновали», на уголовном жаргоне это означает присвоение статуса «вора в законе».
Асянов намеревался взять под контроль Уфу, даже стал «смотрящим». Но была у него одна проблема, которая мешала удержать власть, — наркотики. В конце 1990-х он попался с ними в очередной раз, и Ильдар начал постепенно утрачивать свое влияние. Но старожилы еще помнят непокорный нрав Асяна. Вот, к примеру, выдержка из «Уфимского журнала».
«На восьмиэтажке рядом с ним (речь идет про подполковника Александра Нагина, упоминаемого как замначальника уголовного розыска. — Прим. ред.) затормозил самый большой и самый черный из "Мерседесов", какой когда-либо был в Уфе. В лучшей манере местного Аль-Капоне из автомобиля вышел вор в законе Асян: "Здорово, дядя Саша, у тебя что, и тачки нет?" "У меня и прав водительских нет", — пожал плечами Нагин. "Я тебе автомобиль с водителем подарю", — засмеялся Асян от своего утонченного юмора. Майора милиции удачливый мафиози довез до дому. Черный "Мерседес" исчез в уфимской ночи».
И действительно, на одном из снимков от 2005 года снимке Ильдара Асянова задерживают и прислоняют к черному Mercedes-Benz G320 — разновидность «Гелендвагена», его еще называют «Геликом».
Модель культовая и до сих пор пользуется спросом. Но та, в которой задержали Асяна, появилась еще в 1994-м и выпускалась всего три года. Сейчас на сайтах объявлений можно отыскать чуть больше 20 таких машин по всей стране.
Самый дорогой такой «Гелик» продается за 6 миллионов рублей. Продавец утверждает, что на его авто установлена броня B-7, которая выдержит выстрелы автомата Калашникова. Однако автолюбители и охотники подозревают, что это лишь рекламный ход производителей. Но всё-таки стоит признать, что такая броня — не шутки, пусть даже не спасет от пулемета.
Учитывая деятельность Асяна, броня на машине ему бы не помешала, но была ли она установлена, нам наверняка не известно. Но и без нее владельцу было чем похвастаться. Под капотом такого «Гелика» в любую минуту готовы озвереть 210 «лошадок», а еще — двигатель на 3,2 литра. Пробег у машины 1997 года выпуска — 454 тысячи километров, то есть, по примерным подсчетам, «Гелик» откатывал за день по 40–50 километров в среднем. На борту имеется различная электроника, датчики и то прочее, о чем владельцы отечественных авто того времени могли только мечтать. Минимальная цена на такой — чуть больше миллиона рублей (даже без брони).
Есть еще один снимок Ильдара Уфимского в машине, но эту даже поисковые системы оказались не в силах распознать.
Стоит также упомянуть Дамира Тимургалеева, которого прозвали Дамиром Уфимским. Он впервые попал за решетку аж в 16 лет. В 1981 году его приговорили к заключению за хулиганство. Отсидел год, вышел и снова загремел — теперь за тяжкие телесные и хулиганство. Еще не отбыв второй срок, Дамир получил новый. И так всю жизнь. В общей сложности он провел за решеткой почти 40 лет.
Но были в его биографии «окошки» на воле. Так, в 2007 году его взяли в Краснодаре с наркотиками. На видео задержания Дамира виден его Lexus, но в точности установить модель не удалось. Однако, изучив кадры и обратив внимание на решетку радиатора, мы пришли к выводу, что это Lexus RX.
Первое поколение этих машин производили с 1997 года в Японии. В России они появились в начале нулевых, что вполне согласуется со временем нахождения Дамира Уфимского на свободе — с 2004 по 2005 годы. Судя по видео, у машины Дамира нет поворотников под фарами, поэтому можем предположить, что это второе поколение RX, выпускавшееся с 2003 года.
Рассмотрим второе поколение, как наиболее похожее.
В таких машинах установлен гидроусилитель, который смягчает удары на неровной дороге. Если возникнет беда с передним колесом, гидроусилитель поможет удержать машину. Эта же штука облегчает повороты и управление в целом. Управлять зеркалами и стеклами можно по нажатию на кнопку, ну а если холодно, есть кнопка для подогрева сидений. Даже на машине того времени был круиз-контроль: устанавливаешь 60 км/ч и едешь себе, не набирая штрафы. Также авто напичкано различными системами: антиблокировочной, антипробуксовочной, вспомогательной для торможения, распределением тормозного усилия и прочим. Мощность двигателя, в зависимости от комплектации, — 220–270 лошадиных сил. Цена за такую тоже небольшая — от 900 тысяч до 2 миллионов рублей.
Оба авторитета, Ильдар Асянов и Дамир Тимургалеев, в нынешнее время уже находятся на свободе, и новых дел по их именам в судебной картотеке не появилось.