Мы привыкли видеть на машинах красивые номера, но всё еще непривычно слышать, что они могут стоить каких-то денег, тем более если речь идет о шестизначных (а то и семизначных) суммах, но в Башкирии, оказалось, возможно всё. В новом выпуске «Номерка блатного» разбираем сегодня, 22 февраля, самые дорогие госномера и рассказываем, что известно об их владельцах.
Откуда мы берём данные?
Госномера и VIN мы пробиваем через Российский союз автостраховщиков, сервис «Автокод» и другие открытые источники. Сведения об авариях, штрафах, а также технические подробности берем из публичных баз ГИБДД и ФССП. Информацию о деятельности бизнеса — из сервиса «Контур.Фокус».
Дорогуши вы наши
Итак, пойдем от меньшего к большему. Вообще-то цены на госномера могут начинаться хоть с 40 тысяч рублей, но мы взяли те, что стоят свыше полумиллиона.
Первый у нас в списке — О606ОО02, который сейчас продают за 550 тысяч рублей. Его выставили на продажу в октябре 2022 года, на «прилавке» он пролежал целый год. В далеком 2010 году эти номера висели на «Ладе-Приоре»: внизу снимка есть подпись «житель Уфы», но, честно говоря, местность вокруг напоминает больше Салават.
Через пару лет номера уже висели на дорогущем (относительно «Приоры») Lexus LX. Он принадлежал Башкирскому птицеводческому комплексу из Мелеуза — владелец бренда «Индюшкин». В прошлом компания была связана с бывшим депутатом Госдумы Марселем Юсуповым, у которого было много разных активов. С 2019 года предприятие находится в стадии банкротства, а в 2022 году его продали.
Но вернемся к номеру: его фото с LX публиковались с 2012 по 2022 год. Текущим владельцем числится полный тезка (вплоть до совпадения даты рождения) 40-летнего хоккеиста из Москвы, но не из КХЛ, а любительской лиги «Трудовые резервы». Кроме того, в 2019 году владелец номера выступал в турнире одной из политических партий. Первенство тогда выиграли ветераны «СЮ», а команда (на тот момент) 36-летнего вратаря заняла второе место. Также его имя упоминалось в Уфимской любительской лиге. На его странице в соцсетях есть фотографии в форме «Салавата Юлаева», и он, судя по всему, хорошо знаком с игроками клуба. Ну а машина у него — Toyota Alphard, минивэн «высшего класса», как заявляет производитель, которая стоит в районе 2–5 миллионов рублей.
Повышаем ставки. Следующий номер — К005КК02. В 2021–2023 годах его продавали за 500 тысяч, потом повысили до 550, а теперь уже до 570. То ли желающих много, то ли просто инфляция. Перед продажей номера висели на BMW X5. Его владельцем числится уфимский бизнесмен, который в 2016 году был в доле фирмы с «деятельностью в области права», владел ЧОПом, пытался торговать мясом, потом пробовал себя как ИП в лизинге строительной техники. В 2023 году он снова зарегистрировался как ИП с видом деятельности «Благоустройство ландшафта» и искал машиниста экскаватора с зарплатой до 140 тысяч рублей.
Мы полагаем, что бизнесмен может быть связан с владелицей букмекерской конторы в самом центре Уфы (у них одинаковые фамилии), а также с предпринимателем, который упоминался в СМИ как крышеватель игорных клубов. Владелец номера ККК — личность весьма видная: в соцсетях он «дружит» с главой правительства Башкирии Андреем Назаровым и некоторыми другими известными в республике личностями.
В судебной картотеке мы нашли несколько историй о том, как полный тезка владельца авто судился со страховой из-за сгоревшей машины (просил чуть больше миллиона, но получил около 800 тысяч рублей), потом судился с «Башкиравтодором» из-за ям на дороге (убытки взыскали, но сумма скрыта). До суда дошла история с предпринимателем, который не построил дом вовремя (с ответчика взыскали около миллиона рублей).
Что касается номера, то, получается, он так и не был продан. Зато поменялась машина: вместо BMW появился LiXiang L9 — очередной «китаец», который стоит от 6 до 10 миллионов рублей.
У следующего номера — Х333АМ02 — есть небольшая предыстория, которую рассказал сам продавец номеров. По его словам, их владелец около 10 лет назад купил эти номера за 150 тысяч рублей, с тех пор они прибавили в цене еще полмиллиона рублей. Итоговая стоимость — 650 тысяч рублей. Причем еще в декабре 2021 года они стоили 400 тысяч, а всего через два месяца подорожали на 250 тысяч.
— Это еще раз говорит о том, что покупка номера — хорошая инвестиция, лишь бы закон не ввели о запрете смены собственника у номера! — написал продавец.
В 2014 году номера висели на «Ниве», через три года они уже были на ВАЗ-2110, затем на ВАЗ-2109. А потом их фотографировали для продажи на фоне «Приоры». В 2017 году потенциальные покупатели были готовы забрать номер за 150 тысяч рублей.
Так эти номера через еще две машины добрались до BMW X6, чьего владельца установить оказалось проблематично. Последним хозяином номеров числится 66-летняя пенсионерка из Уфы, но какой-то специфической деятельности она не вела — государственные должности не занимала, бизнесом не заправляла. Вполне возможно, что на деле с номерами катался кто-то из родственников. Интересно, что транспортный налог на эту машину составляет 86 тысяч рублей в год: 575 «лошадей» — это вам не шутки.
Так мы подобрались к самому дорогому номеру — возможно, за всю 107-летнюю историю Башкирии. Номер В555ВВ02 уже знаком постоянным читателям UFA1.RU. В мае 2023 года его выставили на продажу за 1,5 миллиона рублей. Владельцем номера является Ильдар Юланов — гендиректор АО «Башкиравтодор». Правда, сам Юланов сейчас находится под следствием. По данным источника UFA1.RU, сейчас предприятие (а одновременно любимый подрядчик башкирских властей) управляется Ильгизом Усмановым, который в прошлом упоминался как «помощник» или «охранник президента» — Рустэма Хамитова. Предыдущим владельцем номера был именно Усманов.
Можем предположить, что Усманов и Юланов были знакомы. До «Башкиравтодора» последний работал в мэрии Уфы и курировал транспортные вопросы, а Усманов в то время, вероятно, уже был на службе у Хамитова. Мир тесен, как говорится. Однако публичных сведений о том, что оба между собой знакомы, мы не нашли.
Номер сняли с продажи в ноябре 2023 года — через пару месяцев после ареста Юланова. Он всё еще принадлежит Юланову, на него в ноябре продлили страховку еще на год.
А так можно было?
Можно ли продать кому-то номер? Да, можно. Точнее, это законом не разрешено и не запрещено. Эта сфера пока находится в «серой зоне», государство ее практически не регулирует.
Разговоры о том, чтобы легализовать это дело, ведутся давно. В 2020 году с этой инициативой выступило Минэкономразвития России, оно даже разработало проект постановления правительства. По нему предлагалось два способа получения номеров. Первый — МВД России составляет перечень свободных номеров и публикует их, а автовладельцы уже выбирают то, что осталось, а потом платят пошлину. Второй — устроить аукцион на «Госуслугах». Но идея по какой-то причине застопорилась где-то между десятком ведомств. В дальнейшем Минфин России не поддержал некий законопроект по этой теме и вернул его в правительство.
Минувшей весной речь об этом зашла в Госдуме. Депутат Антон Ткачёв обратился к премьеру Михаилу Мишустину и предложил, мол, а почему бы и нет. По мнению депутата, это поможет искоренить коррупцию, да и вообще деньги от продажи пойдут в бюджет страны. Ткачёв в своем обращении добавил, что в 2010–2013 годах Госдума отклонила четыре законопроекта от разных депутатов по теме аукционов на номера. Последние новости были летом 2023 года: новый проект находится у Минэкономразвития России, но дальше дело не ушло.
Ну а как тогда сейчас это делают? Как рассказал нам автоблогер, занимающийся продажей номеров, всё делается через куплю-продажу авто.
— Покупаете автомобиль [с нужным номером], потом продаете его обратно, а номер оставляете за собой по заявлению, — сказал он.
Наш собеседник рассказал, что автовладельцы, бывает, сами к ним обращаются с просьбой продать номер.
— Люди сами к нам обращаются, поэтому априори уже не будет того, что собственник против. Но если владелец не хочет продавать свой автомобиль, то можно сделать замену номера: он отдается на хранение, а затем выписывает на нас генеральную доверенность, чтобы мы могли перерегистрировать на нового собственника, — рассказал он.
Мы обратились за комментарием к уфимскому адвокату Роману Петрову. По его словам, схема по перекупке номеров, несмотря на свою громоздкость, вполне законная.
— Продать можно только автомобиль вместе с госномером. После этого можно еще раз продать этот автомобиль, оставив данный номер на хранение себе. Покупается другой автомобиль, на который вешается этот госномер, человек тут же продает эту машину. Каждая такая сделка сопровождается уплатой госпошлины, поэтому государство в плюсе, — сказал юрист.