Трамвайная сеть Уфы переживает не лучшие времена: в начале нулевых годов закрыли движение по проспекту Октября, который связывал север и юг города, а современное состояние подвижного состава и инфраструктуры в удручающем состоянии. Об этом уже подробно рассказывали ранее, но наш новый материал посвящен тому, как выглядят трамваи в других городах-миллионниках России. Это только у нас всё так плохо или у других тоже? UFA1.RU сравнивает подвижной состав других городов, стоимость проезда в них (без учета банковских и транспортных карт) и протяженность сети (обычно она несильно отличается от маршрутной).
Начнем с наших соседей.
Казань. Сейчас в городе работают 9 маршрутов, протяженность сети 120 километров, хотя когда-то была почти 400 километров. Подвижной состав здесь относительно новый: выпущены в 2010-х годах (но при этом часто горят). С 2016 года город закупил порядка 70 единиц. Стоимость проезда — 35 рублей.
Екатеринбург. 32 маршрута, сеть — 188 километров. Новые вагоны закупают с нулевых годов, хотя в целом подвижной состав очень разный: есть вагоны 1972 года выпуска, которые хорошо выглядят, а есть совсем новые — 2019 года. Стоимость проезда повысилась до 33 рублей, при этом есть маршрут в соседний город — Верхнюю Пышму.
Пермь. 9 маршрутов, сеть — 51 километр. Город на Каме тоже славится новыми трамваями, хотя там есть и относительно старые трамваи 1990 года, которые проходят регулярное обслуживание и ремонт. Есть хорошие вагоны 2008 года выпуска, есть и совсем свежие — 2021 года (с терминалом безналичной оплаты на борту). Хотя пермяки признаются: некоторые трамваи требуют ремонта или замены. Стоимость проезда — 35 рублей.
Челябинск. 14 маршрутов, 68,7 километра сеть. Долгое время трамвай в этом городе был в ужасающем состоянии, многие и не верили, что он когда-нибудь вообще возродится. В середине 2010-х годов был взят курс на модернизацию электротранспорта: 37 старых вагонов отреставрировали, некоторые из них даже отдали в другие города. В 2019 году — очередная реформа, в ходе которой закупили совершенно новые разработки Усть-Катавского вагоностроительного завода. Стоимость проезда — 30 рублей.
Самара. 24 маршрута, 168,2 километра протяженность сети. Основу трамваев здесь составляют чешские вагоны 1970–1980-х годов выпуска, но и есть относительно новые — 2009 года от завода «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге. В городе часто случаются перебои в движении трамваев, иногда из-за самих машин или инфраструктуры. В 2023 году власти обсудили перспективы модернизации транспорта. При этом есть планы построить две новые ветки на 40 километров. Стоимость проезда — 35 рублей.
Волгоград. 13 маршрутов, протяженность сети — 13,5 километра (и 17 километров — метротрам). Здесь чаще всего можно встретить чешские вагоны 1970-х годов, как в Самаре, но их состояние кажется удручающим (во всяком случае, внешнее). Причем некоторые трамваи были переданы из Москвы. В городе обсуждались планы строительства третьей линии скоростного трамвая, но неизвестно, будет ли она вообще или так и останется на бумаге. Стоимость проезда — 32 рубля.
Краснодар.16 маршрутов, сеть — 129,1 километра (максимум за всё время). В 1980–1990-х годах появлялись новые линии, учитывая, что в других городах они, наоборот, закрывались. В марте 2022 года запущена новая линия на 5,5 километра. В 2023 году обсуждаются планы построить линию в отдаленный микрорайон. В числе подвижного состава есть как старые модели из Чехословакии, так и современные российские разработки, при этом два новых вагона были переданы из Москвы. Стоимость проезда — 35 рублей.
Красноярск. 4 маршрута, сеть — 28,5 километра. На 1970–1980-е годы пришелся пик его развития, но в 2000-х начался упадок, некоторые линии закрылись или были сокращены. Ситуация с трамвайным движением тут в целом грустная, но в 2022 году заговорили о развитии сети — суммарно хотят построить 30 километров новых путей, но получит ли город 20 миллиардов на эти цели — тот еще вопрос. Но в 2023 году власти города и концессионер из Москвы подписали соглашение, по которому частная компания ремонтирует пути, строит новую ветку и покупает новый транспорт. Старых и новых трамваев в Красноярске почти поровну. Стоимость проезда — 32 рубля.
Нижний Новгород. 14 маршрутов, протяженность сети — 186,19 километра. Существенных изменений по маршрутам за последние 30 лет не проводилось. Основа подвижного состава — старые вагоны как российского, так и чешского производств. Однако в 2010-х годах город закупил несколько десятков новых трамваев, в 2023 году на линию вышел новый вагон с участием российско-белорусского предприятия в Нижегородской области. Стоимость проезда — 35 рублей.
Новосибирск. 10 маршрутов, протяженность сети — 150 километров. Известно, что в 1990-х был закрыт маршрут, связывавший два берега города. В 2023 году появились планы по строительству новой линии. Подвижной состав представлен в основном современными трамваями, которые построили в России в 2000-х годах, также имеются вагоны, выпущенные в Белоруссии. Стоимость проезда — 30 рублей.
Последний в нашем списке трамвайный город — Ростов-на-Дону. Сейчас в городе действуют 5 маршрутов, протяженность сети — 111 километров (при этом по маршрутам вдвое меньше). Наибольший расцвет пришелся на середину XX века, а в 1990-х случился упадок: убрали 9 маршрутов, линии сохранили только в центре и еще одном районе, закрыли два депо (осталось еще два). По городу ездят в основном современные вагоны — чешских, произведенных в 1970-е, осталось не более 10 штук. В 2016 году в Ростов-на-Дону прибыли новые трамваи. Наблюдается нехватка водителей. Стоимость проезда — 28 рублей.
И для сравнения Уфа: 7 маршрутов, 86,4 километра протяженность сети. Подвижной состав представлен старыми вагонами, которые были построены в 1990-х годах. Износ у всего подвижного состава — почти 100%. Но проблема не только в нем. Стоимость проезда — 30 рублей.