Дороги и транспорт подробности Будущее, к которому Уфа не готова: удобно ли ездить на электромобилях по столице Башкирии

Будущее, к которому Уфа не готова: удобно ли ездить на электромобилях по столице Башкирии

Катаемся на «Тесле» и смотрим, достаточно ли для них развита инфраструктура в в городе

Житель Башкирии продал машину на бензиновым двигателе, когда сел за руль Tesla

«Будущее уже здесь» — так можно сказать про появление в Башкирии машин, которые для работы используют не бензин, а электричество. Они гоняют по нашим дорогам уже несколько лет, но лишь в последний год стала появляться инфраструктура для них — зарядные станции. Это значит, что есть спрос. Зачем вообще берут электромобили, как их обслуживать и что в них есть — на эти и другие вопросы UFA1.RU получил ответы от жителя Башкирии Владимира Сайранова, который занимается обслуживанием таких машин.

Зачем нужен электромобиль?

Важно разобраться в терминологии: электромобиль — это машина, которая работает на двигателе с электрической тягой, а электрокар — тележка с электроприводом. То есть в этом материале говорим именно об электромобилях.

Нужен он для того же, для чего и обычный (на бензине, газу) — для передвижения. Но машины на электричестве имеют важное преимущество — экологичность и отсутствие вредных выбросов. Хотя, признаться, выбросы всё же есть, нет ничего на 100 % экологичного — но они существенно меньше, чем от машины на двигателе внутреннего сгорания.

Владелец Tesla рассказывает, каково на ней ездить по Уфе

Первые попытки человека создать машину на электричестве были предприняты еще в 1800-х годах, но развития они не получили — проще говоря, из-за отсутствия зарядок. Тогда еще никто не додумался до них. Поэтому людям, видимо, проще было заливать бензин, чем продумывать сомнительные идеи. Лишь во второй половине XX века им пришлось задуматься об альтернативах двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Попытки сделать машину без бензина были и в России, причем задолго до ныне забытого Ё-мобиля, но успехом не увенчались. Зато американская компания Tesla смогла сделать прорыв в этом направлении в начале 2000-х годов — и сейчас ее машины одни из самых популярных среди тех, что работают на электричестве. Есть еще Nissan Leaf, который стали выпускать в 2010 году, и он тоже имеет свою популярность, поскольку является бюджетным авто.

Разработка в XX веке началась именно потому, что нужна была альтернатива дорогому топливу, ну и забота об экологии тоже взяла свое.

Tesla Model S начали выпускать в 2012 году

— Tesla — это будущее. Это не просто автомобиль, это гаджет на колесах, можно сказать. Она превосходит все автомобили, ее не с чем сравнить. Ни один производитель не дошел до такого уровня, — говорит Владимир.

Он также рассказал о первых впечатлениях после того, как сел за руль такой машины.

— Когда приобрели первый электромобиль и как только начали на нём ездить, первый плюс для меня — когда заезжаешь-выезжаешь в гараж, нет грязи, запахов, масел, подтеков, выхлопных газов. Загонял-выгонял автомобиль — ни шума, ничего. Через полгода продали автомобиль на бензине, — говорит он.

Что же в Башкирии?

Транспорт есть, инфраструктура… это больная тема для многих автовладельцев.

— В сравнении с другими регионами мы… очень не очень… В Татарстане порядка 80 зарядных станций (быстрых) в одной только Казани, у нас 8 — и все в Уфе, — говорит Владимир, владелец Tesla.

Восемь — это еще много. Раньше не было ни одной — и хозяевам таких машин приходилось заряжаться от розетки в торговых центрах. Охрана такие приколы не одобряла и гоняла автолюбителей, те уезжали, но возвращались вновь. Но даже наличие общественных зарядок не упрощает заботы.

— На общественных зарядках не все могут заряжаться, потому что нужен специальный переходник, он в комплекте не идет. Здесь разъем «тип-2» — европейский стандарт, а у нас в основном «тип-1» — из Америки или Японии, — говорит Владимир.

Стоит такой кабель порядка 10 тысяч рублей, не каждый захочет тратить столько денег, тем более, как считает Владимир, владельцы Nissan Leaf — тоже электромобиля, но существенно дешевле Tesla. Есть и другая проблема: из-за малого количества зарядок бывает такое, что владелец Leaf приехал на станцию — а там уже всё занято Tesla. Загвоздка в том, что «Ниссану» для зарядки нужно меньше времени, чем «Тесле». То есть, можно было быстро зарядиться и поехать, но нет. Раньше в России работало зарубежное приложение, которое показывало занятость зарядных станций, но из-за санкций оно прекратило работу, а российский аналог не обладает теми же функциями, объясняет Владимир.

Заряжать можно и от обычной розетки, главное иметь переходник для нее. То есть, приехать домой, поставить машину на зарядку — совершенно обычное дело. Возникает логичный вопрос: если кабель торчит из машины, не захочет ли его кто-то украсть? Тот, кто знает принцип работы, — не захочет. Другой долго не выдержит — будет дергать, пытаясь вытащить его, а он вытаскиваться не будет, пока машина заблокирована.

В числе общественных зарядок есть «быстрые» и «медленные». Первые заряжают буквально за полчаса, а вторые — могут простоять и всю ночь, и целые сутки (при этом Leaf может зарядиться за 6–8 часов). За час можно зарядить запас хода примерно на 40 километров.

У быстрых зарядок, помимо очевидного преимущества, есть недостаток — они вредят батарее.

— Батарейка страдает больше от перегрева и если заряжать в замороженном состоянии. Зимой батарею нужно подогревать, а летом — охлаждать, — поясняет Владимир.

Вытащить кабель во время зарядки не получится. Мы проверяли

Владимир рассказал о случае в 2021 году, когда один из первых владельцев Tesla в Уфе пытался добиться от торговых центров в городе установки зарядной станции. Он ездил по ТЦ и предлагал им установку — мол, и нам хорошо, и вам неплохо, но все отказались.

Таким образом инфраструктура в Башкирии развита не очень хорошо. Зарядки как бы есть, но как бы нет.

Куда можно доехать на электромобиле из Уфы?

Если взять текущие погодные условия в Башкирии, то батареи хватит на 600 километров. Но это самый максимум, то есть, в среднем это около 200–400 километров. Минимум — километров 50.

Предположим, что бортовой компьютер показывает запас на 600 километров. Едем из Уфы в Казань — 530 километров. Ну а если этого не хватит — в Татарстане можно будет подзарядиться. В 240 километрах от Уфы будет Мензелинск, а в 280 — Набережные Челны, в 320 — Елабуга и в 340 — Нижнекамск. В том районе городов много — зарядка где-нибудь да найдется.

Кроме того, можно же и от розетки. Где ее взять? По словам Владимира, услуги по заряду автомобилей предлагают различные придорожные сервисы и кемпинги.

Эта машина выпущена в 2016 году, в России она с прошлого года

— Знаю людей, которые ездят из Уфы в Казань, работают там и тут, ездят между городами, — говорит Владимир.

Таким образом, 100 % заряда хватит, чтобы доехать до Стерлитамака уж точно, если говорить про Tesla. Если брать машины поменьше — до второго по населению города Башкирии дотянуть не получится, скорее всего, но если с погодой повезет — можно понадеяться на лучшее.

Как обслуживать такие машины?

Может показаться, что на электромобиль нужны особые запчасти — однако нет. На деле же условная Tesla использует подвеску и другие технические части от иномарок вроде Mercedes, а электроника — это обычный компьютер. Специалисты по ремонту электрической части есть как в Башкирии, так, например, и в Москве — они могут удаленно подключиться к системе и всё сделать. Бояться за блокировку из-за санкций тоже не стоит. Эксперты считают, что предприниматели на такое не пойдут, а если и да — то у нас найдутся специалисты, которые смогут всё разблокировать.

— Электрический автомобиль обслуживается обширно. Там есть масло — в редукторе, где трущиеся механизмы, но оно там не в таких объемах, как в ДВС. Его там меньше. Менять надо, но с большим интервалом. Есть тормозная жидкость, охлаждающая — она отвечает за охлаждение двигателя, зарядного модуля. Тут не такие температуры, как в ДВС — 90–100 градусов. Максимум 30–40 — и это летом, — поясняет Владимир.

Двигатель у этой «Теслы» находится сзади

Запчасти ходовой части есть практически в любом магазине — но это лишь касается того же Nissan Leaf, а для Tesla есть у крупных организаций, которые занимаются поставками по России.

— Есть хорошие запчасти китайского, корейского производства, всё это продается за разумные деньги. Если взять Tesla, то она в плане обслуживания будет даже дешевле некоторых европейских автомобилей премиум-класса, — добавляет владелец электромобиля.

Ну и еще отдельный момент: зимой нет необходимости прогревать авто.

— Салон, если греть, печку включил — и через минуту она [машина] уже дует горячим воздухом. Если говорить про батарею, то машина сама будет ее прогревать — при наличии терморегуляции. И ночью она будет прогревать, поддерживать температуру, и во время езды. Не нужно будет ждать, когда она согреется, — утверждает Владимир.

Кроме того, машину можно завести и дистанционно — через приложение. Нажал пару кнопок — и через пару минут садишься уже в прогретый автомобиль, который готов ехать.

— Если обогрева на автомобиле нет, то холодная батарейка по-любому включится, если это не сильный мороз. В противном случае машина защитит себя и скажет: «на улице очень холодно, я никуда не поеду». Такое крайне редко бывает, — утверждает владелец Tesla.

То есть поехать на машине, у которой холодная батарея, можно, но она будет быстро разряжаться, как аккумулятор на телефоне.

— Если прогнозируется порядка 150 километров, но если батарея холодная, то за первые 50 километров она разрядится примерно наполовину, а потом уже будет медленнее, когда разогреется. Есть и «народный метод»: установить автономный обогреватель к батарее, люди ездят на Севере с таким обогревом, — добавил Владимир.

Пока такие машины смотрятся в нашем регионе непривычно

И еще про зарядку: как уже говорилось ранее, зарядить машину можно и от обычной розетки дома (главное иметь переходник). Главный вопрос: а сколько это будет стоить?

— Чтобы мне проехать условно 100 километров, мне нужно зарядить порядка 30 кВт⋅ч. Они обходятся мне в 90 рублей. Даже меньше. Это зимой — летом где-то около 80 рублей, — пояснял Владимир.

«Это гаджет на колесах»

Tesla Model S, на которой мы с Владимиром проехались по Уфе, оснащена двумя экранами в салоне. На первом — приборная панель. Там отображаются все основные показатели вроде скорости, заряда батареи и запаса хода, пробег, потребление электричества. Но эта панель настраивается кнопками на руле — и там можно отобразить давление в колесах, музыка, навигация и другое.

На месте магнитолы установлен большой экран — так называемый «планшет».

— Здесь у нас полный функционал, начиная с печки, — включаются все обогревы, в том числе сидений (даже задних). Полное управление автомобилем производится через данный планшет: можно открыть люк, установить, на сколько процентов открыть, настройки различные, настроить автопилот, освещение, тут основное программное обеспечение, есть датчики давления, возможность поставить режим буксира, домкрата. Всё управление через этот планшет, — поясняет Владимир.

Тот самый огромный планшет, также можно увидеть приборную панель

Более того, в машине установлены камеры по всей ее площади, на всех сторонах: спереди, по бокам, сзади. Можно видеть, что происходит вокруг. Также камеры помогают парковаться задним ходом, на экране есть не только вид того, что происходит позади, но и прочерчивается траектория, по которой лучше парковаться.

Камеры помогают машине работать в автономном режиме. Грубо говоря, это автопилот. Однако в России по ряду технических причин он работает не в полной мере. Машина может считывать разметку на дороге и строго по ней ехать, а также различать сигналы светофоров и дорожные знаки, видит машины вокруг и пешеходов. Пока мы ехали, впереди едущий автомобиль решил свернуть и, видимо, не включил поворотники — в этот момент машина подала сигнал с требованием сбросить скорость. То есть система подумала, что едущий впереди резко затормозил.

Машина может ехать сама, но есть несколько правил для этого: человек должен быть за рулем и придерживать его, чтобы в случае чего быстро вмешаться. На какое-то короткое время можно не трогать руль, но вскоре машина начнет подавать сигналы, от которых, как подметил Владимир, хочется поскорее взяться за управление.

Есть и минус в этом бортовом планшете: туда автоматически подгружаются карты, но интернет работает плохо из-за разных диапазонов сотовой сети.

— В Америке нет 2G, 3G, только LTE. Их модем здесь не все сигналы принимает, подгрузка карт идет с запозданием. Решение — устанавливается европейский модем, он не так дорого стоит, ставится сим-карта, всё работает, — поясняет Владимир.

Он добавил, что в крайнем случае машине можно раздать интернет с телефона — и тогда всё будет работать прекрасно.

И еще об одной особенности таких машин. Возникает резонный вопрос: куда девать батарею, которая уже не годится для использования? К счастью, производители часто используют литий-ионные аккумуляторы, которые в России научились перерабатывать. Есть несколько предприятий такого рода, в том числе в Новосибирске и Челябинске. Была информация, что Росатом строит завод по переработке в Калининграде. Так что всё это можно сдать на переработку.

Такой автомобиль стоит в России от 2 до 4 миллионов рублей — конечно же, «с рук»
За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем