Кто-то заканчивал свои новогодние праздники дома, в тепле, а кто-то промерзал в поезде «Орлан», следующего по маршруту Оренбург — Уфа. Корреспондент UFA1.RU стал свидетелем инцидента, когда поезд до Уфы вместо шести часов ехал все девять, и рассказывает о том, что случилось и что происходило всё это время.
Поезд Оренбург — Кумертау — Уфа обычно отправляется из Оренбурга в 15:05, а приезжает в Уфу в 21:22. Рейс длится 6 часов. Всё это время приходится сидеть на одном месте. Сложно было с самого начала представить, как это вообще — просидеть столько времени.
Прибыв на вокзал к трем часам дня, пассажиры внезапно обнаружили, что поезд задерживается с приездом в Оренбург — он ехал из Уфы. Приложение «Яндекс Электрички» показывало опоздание больше чем на полчаса. Там же было указано, что из Стерлитамака поезд выехал на 5 минут позднее графика — в принципе, несущественная потеря. Однако уже в Салават он приехал с опозданием в 79 минут. То есть он ехал больше часа, хотя обычно — 27 минут. На других станциях опоздание увеличивалось и к Оренбургу достигло 98 минут. Вместо 13:54 дизель-поезд приехал в 15:33.
Всё это время пассажиры стояли в здании вокзала, то и дело пытаясь пробиться к платформе. Охрана не пропускала и говорила, что поезд задерживается. Выйти-то можно было, только температура на улице уже была в районе -30. Кто-то стоял посреди зала, рассматривал сувениры, которые не успел купить раньше, кто-то стоял на лестницах и других этажах, другие ходили и узнавали о происходящем в администрации вокзала. Так прошло 40 минут, пока не было объявлено о прибытии поезда.
После этого все пассажиры ломанулись к выходу. Казалось, что вот-вот начнется хаос, что все будут давить друг друга, лишь бы выбежать. Однако смысла в этом не было, потому что места продаются только сидячие. То есть у всех будет шанс сесть, тут не как в маршрутке — кто сел, тот успел.
Ехали стоя
В 16:03 поезд отправился. Я был в пятом вагоне — и он оказался наполовину пуст. Казалось, что может быть прекраснее, когда сиденья впереди тебя свободны. Можно вытянуть ноги, расположиться как хочешь. Через час мы достигли остановки «Разъезд 24 километр» — и вот тут-то всё началось. Сначала просто зашло очень много людей, стали часто открываться двери, происходил заток холодного воздуха с улицы. В салоне довольно быстро похолодало. При этом некоторые пассажиры далее поехали стоя. Почему — сначала понятно не было.
Позднее в соцсетях появилась информация, что три вагона не отапливаются, поэтому часть пассажиров перевели в другие вагоны. Кроме того, в теплые места перешла и группа из 20 детей. Пишут, что это были юные футболисты 2011 года рождения. В связи с этим сидячих мест стало не хватать, возник скандал, который и попал на видео. Из короткого ролика толком не было ясно, что случилось, но в описании объяснили, что это из-за нехватки мест.
Те, кто заплатили за сидячий билет 888 рублей, ехали стоя. Кто-то может сказать, мол, ну постоите, ничего страшного не случится. Не случится, да, но надо учитывать, что на каждой станции открываются двери — и холодный, ледяной даже, воздух заходит внутрь. В салоне даже отапливаемого вагона слишком тепло тоже не было. Пар изо рта, как в других, у нас, конечно, не шел, но и курортом нашу поездку назвать нельзя. У кого-то мерзли руки, у кого-то — ноги, никто не снимал одежду, некоторые продолжали сидеть в шапках, даже когда поезд был в Башкирии, то есть как минимум через 2 часа. Стоять целую вечность — а именно так можно описать нашу поездку — невозможно. И дело не только в холоде, но и в банальной усталости. Все люди разные: кто-то вот-вот с такси прыгнул на поезд, а кто-то ходил с тяжелыми сумками, только и думая об отдыхе.
На каждой станции заходили всё новые пассажиры. Некоторые вышли в Стерлитамаке и решили добраться до Карламана или Уфы своим ходом — на автобусах или попутках, это казалось более верным решением, чем терпеть вечное стояние.
Как позже выяснил UFA1.RU, перед отправлением поезда проходят осмотр — и оренбургский состав на станции «Стерлитамак», где была долгая стоянка, его не прошел. Тем не менее поезд всё равно был отправлен в путь. По нашим данным, у поезда обнаружили техническую неисправность: у него сработала защита холодного старта двигателя.
Не стой, паровоз
Тем временем наш поезд мчался. Мы слышали стук колес, видели за окном уходящие в закат оренбургские степи. Казалось, что всё прекрасно — мы же едем. Но это была лишь иллюзия. Глядя на карту, я начинал замечать, что мы по-прежнему очень далеко от Уфы.
Но мне хотя бы повезло — я как занял сидячее место, так и держал его при себе, скажем так. Однако в один момент стоящая дама задалась вопросом о том, какой это вагон. Узнав, что это второй, высказала будто в пустоту, что у нее то самое место, на котором сижу я. Да, она хотела его занять, думая, что некий гражданин пришел и занял его самовольно.
Вся загвоздка была в том, что поезд состоял из двух разных составов. То есть в каждом были только первый, второй и третий вагоны. Но так как составов два, дальнейшая нумерация вагонов была условная — чисто для билетов. Никто из пассажиров этого не понимал, но все прекрасно знали, что вагон, в котором они стоят, это пятый, а не второй. Тем более, что номер в таких случаях пишут снаружи, но у нас, кажется, люди не любят читать надписи.
В итоге дама заняла первое освободившееся место. Сидел ли кто там по билету — уже было неважно, потому что в салоне людей было очень много. Обычно этот вагон вмещает порядка 96 человек сидячих и 0 стоящих, но на данном рейсе были заняты все сидячие места — и еще весь проход от и до. Люди сидели на своих сумках в проходе между двумя частями вагона. Пройти в целом по салону было почти невозможно — так редко кто делал вообще, потому что, опять-таки, всё заставлено. Почему? Потому что полки не рассчитаны на 150–200 пассажиров. Банально не хватило места.
Что по времени?
В Кумертау с учетом новых реалий наш поезд должен был прибыть примерно в 18:14, но запоздал на 15 минут. Вероятно, причиной тому — переход пассажиров из вагона в вагон. Кому-то было проще перебежать пару вагонов, чем протискиваться через сумки.
В Салават мы должны были приехать примерно в 19:26, а по факту оказались там в 19:54 — то есть опоздание за еще два перегона увеличилось до получаса.
В Стерлитамак поезд с учетом нового графика должен был прибыть в 19:52, а приехал в 20:24.
В Карламан — ожидаемое прибытие в 21:19, а по факту — 22:09. Здесь опоздание уже превысило полчаса.
С Дёмой вообще очень интересная история произошла. К этому моменту я перешел в тамбур, потому что сидеть несколько часов без движения было очень тяжело, болела спина, а ноги не ощущались вовсе. Было решено выйти в Дёме и на такси доехать до дома — черт бы с ним, с этим поездом, пусть дальше прибавляет себе опозданий, а я лучше с комфортом доберусь.
В тамбуре стояли молодые ребята, которые, судя по всему, вообще не унывали из-за происходящего. Они веселились, снимали друг друга на камеру, смеялись и шутили на тему опоздания поезда. Внезапно всё это оборвалось резким торможением и отключением света в салоне. Поезд остановился и стоял несколько минут, а потом открылись двери. Зачем? Никто не знает. Пассажиры тамбура выглянули на улицу, посмотрели, есть ли вариант вылезти тут, и поняли, что нет. Мы стояли не на станции, а на развилке между Дёмой-Южной и Дёмой. Да и если спуститься сейчас в снег, то как дальше идти по 35-градусному морозу с сумками наперевес? Выходить никто не решился, двери закрылись. Поезд продолжал стоять. Через несколько минут снова открытие дверей и последующее их закрытие.
При этом объявлений от локомотивной бригады не поступало. Никаких. Ни «наш поезд скоро отправится, сохраняйте спокойствие», ни чего-либо еще. Мы просто ехали в никуда, не знали даже, едем туда или нет, потому что в определенный момент навигатор перестал показывать перемещения. Кто-то уже сказал, что мы едем в обратную сторону, но через несколько минут все услышали объявление: «Станция Дёма». Фух, все-таки правильно поехали. Однако версия «мы едем в обратную сторону» вполне объяснялась долгой стоянкой, поэтому в нее сначала поверили.
В Дёму мы приехали в 23:25, хотя даже с учетом новых реалий — должны были в 22:05. Уже в Стерлитамаке было понятно, что до полуночи мы вряд ли приедем в Уфу, учитывая, что вообще происходит. В тамбуре, кстати, было веселее, хоть и холоднее, чем в салоне.
На вокзал Уфы, согласно «Яндекс Электричкам», поезд Оренбург — Кумертау — Уфа приехал в 23:42 — с опозданием почти на полтора часа с учетом позднего отправления и на 140 минут (то есть на 2 часа 20 минут) относительно обычного графика.
Стоит отметить, что не только наш поезд вчера столкнулся с трудностями. Экспресс из Новоабзаково до Шакши выехал по расписанию, но прибыл на первую остановку — Белорецк — с опозданием на 47–72 минуты (точное время «Яндекс Электрички» не указали). На конечную станцию — Шакша — поезд прибыл с опозданием на 94 минуты (то есть полтора часа). Днями ранее этот же рейс ехал почти без отставаний.
Поезд из Улу-Теляка до Инзера выехал с опозданием на 32 минуты, а приехал позже на 70 минут.
Лучше бы вышел в Стерлитамаке, честное слово.
UPD: в БашППК, которой принадлежит поезд, признали поломку и отменили рейс из Оренбурга до Уфы 9 января. В Оренбург 9 января поезд приехал с опозданием на 75 минут.