Декабрь считается самым сложным месяцем для автомобилистов. В предновогодние дни загруженность дорог увеличивается, а часы пик растягиваются на несколько часов. Традиционно считается, что виной всему предпраздничный ажиотаж. UFA1.RU поговорил с экспертами и выяснил, почему именно новогодние праздники провоцируют дорожный коллапс, какие улицы «покраснеют» первыми и как уфимцам избежать заторов.
Где и когда?
Самой высокой нагрузка на городские дороги будет после 20 декабря. Как рассказали UFA1.RU в сервисе такси «Ситимобил», основные дни повышенной нагрузки выпадают на период с 20 по 30 декабря. Утром заторы будут наблюдаться с 07:00 до 09:30, а вечером — с 16:00 до 19:30. Чаще всего пробки наблюдаются на улицах Маршала Жукова, Степана Кувыкина, Менделеева, Ленина, Карла Маркса, 50-летия Октября, а также на проспекте Октября.
— Основные зоны города, где возникают пробки, это исторический центр. В период с 31 декабря по 9 января пробки носят стихийный характер, без привязки к локации и времени, — сообщили аналитики.
В пресс-службе уфимской администрации отмечают, что транспортные коллапсы обычно наблюдаются в конце месяца.
— Основываясь на предыдущих годах, пик пробок в новогодние праздники в Уфе обычно возникает в период с 25 по 30 декабря, — рассказали чиновники.
Причиной предновогодних пробок становится увеличение трафика.
— Обычно это происходит на участках рядом с крупными торговыми центрами, площадками ярмарок, так как горожане передвигаются больше обычного. Кроме этого, затруднения движения могут возникнуть на выездных магистралях, — сказали в столичной мэрии.
Пересаживайтесь на общественный транспорт
Чтобы избежать попадания в пробки в праздничные дни в Уфе, в мэрии горожанам рекомендуют пересаживаться на общественный транспорт. Если всё же вы решили ехать на автомобиле, чиновники советуют заранее планировать маршрут движения, избегать наиболее напряженных участков дороги.
— Чаще всего заторовые ситуации образуются в историческом центре Уфы (Цюрупы, Пушкина, Заки Валиди), а также в спальных районах (Сипайлово — Маршала Жукова, Инорс — Сельская Богородская, Зеленая роща — Менделеева, Степана Кувыкина). В целях сокращения заторовых ситуаций на территории города специалистами Управления коммунального хозяйства и благоустройства совместно с «Уфагорсветом» на постоянной основе ведется мониторинг транспортной обстановки и при необходимости вносятся изменения в действующий режим работы светофорных объектов, — сказали в администрации Уфы.
В сервисе такси «Ситимобил» советуют отслеживать уровень пробок перед поездкой.
— Чтобы избегать заторов в городе, необходимо ориентироваться на пробки в навигаторе и выбирать менее загруженные маршруты. В период осадков вероятность попасть в пробку значительно увеличивается, также затруднения могут возникнуть в течение двух дней после выпадения осадков, что связано с уборкой улиц, — сообщили эксперты.
«Скоро эти пробки станут постоянным явлением»
Транспортный эксперт Олег Арефьев считает, что предпринимать какие-либо действия сейчас, чтобы избежать пробок в предновогодние дни, бесполезно.
— В разрезе сегодняшнего дня невозможно предпринять абсолютно ничего, потому что для того, чтобы завтра не иметь пробок, нужно что-то сегодня делать, а завтра, когда они уже наступают, делать что-то уже бесполезно. Понятно, что мы можем усиленно начать чистить дороги без памяти, инспекторов выводить на дороги, чтобы они разруливали, но перед Новым годом в любом случае идет серьезный всплеск городской активности. Это ежегодно так, это норма. Людям же нужно не просто ехать из дома до работы, им надо купить подарки, заехать поздравить, детей отвезти, поэтому многие переходят на свои машины, потому что это удобнее, быстрее, — отмечает он.
По словам эксперта, чиновникам нужно было готовиться к пробкам заранее. И это работа не одного дня.
— Мы должны были готовиться заранее, даже не летом, а где-то года два-три назад, начиная что-то делать, чтобы сегодня выйти к какому-то итогу, который дал бы результат, — говорит специалист. — Нужно перенастраивать светофоры, развивать общественный транспорт, потому что сегодня мы говорим, что первый этап [транспортной реформы] мы закончили, а из отдаленных районов в город не приедешь. Люди садятся на машины и ездят в город.
Пробки, по словам эксперта, будут и дальше наблюдаться, поскольку Уфа активно застраивается.
— С каждым днем у нас всё больше строится жилья. Если мы сейчас мы на Госцирке возведем высотки, не исключено, что на одну квартиру будут две машины, тем более жилье будет элитное. Все эти машины должны выехать на дорогу и заехать обратно. Нужно понимать, насколько усложнится в том месте дорожная ситуация. Мы пытаемся также развивать какие-то социальные объекты. Если в городе появляется какой-то спортивный объект, мы понимаем, что люди будут туда приезжать и уезжать, точка транспортного спроса возникает. Мы понимаем, что к уже существующей сложной обстановке у нас добавится определенный поток автомобилей, — говорит он.
Страшнее всего, как говорит Арефьев, появление серьезных заторов, в которых уфимцы будут стоять по несколько часов.
— Скоро у нас эти пробки не только в Новый год будут, но и станут постоянным явлением. Пока еще Уфа с ними не столкнулась, она не понимает, что это такое, и скептически слушает, что это возможно. А многие города, начиная с 17:00 и до 21:00, стоят в девятибалльных пробках. Дороги мы не развиваем, общественный транспорт мы не улучшаем, — подчеркнул специалист.
Какой выход из ситуации?
Временным решением проблемы, по мнению Олега Арефьева, стало бы выведение на дорогу регулировщиков, но прийти к этому власти не готовы.
— На перекрестки поставить их регулировать движение. Если регулировщик обладает определенными компетенциями, он может намного быстрее разрулить любую пробку на перекрестке. Правильные регулировщики всегда намного более эффективны, чем любой интеллектуальный светофор. Но у нас на сегодняшний день регулировщики отсутствуют. Но если поставить регулировщика на перекресток, водители запутаются и перепугаются, потому что они уже забыли, какие жесты у регулировщиков, и вовсе забыли об их существовании, — отмечает эксперт.
Решить проблему также может программа «Дорожная карта».
— Должна быть четкая программа, согласно которой люди что-то делают и получают итог завтра, но у нас чиновники, к огромному сожалению, не умеют работать завтра, им нужен результат именно сегодня. Они выдумывают какой-то мифический подвиг, либо что-то быстро делают, что не дает долговременного результата, но ни одного действия, которое сегодня бы предпринималось, чтобы через год было лучше, я не вижу. Мы говорим, что мы начинаем развивать в городе искусственный интеллект, и в перспективе нам это даст какой-то положительный эффект — нет, ничего это не даст. Искусственный интеллект — это способность механизма принимать решение в незнакомой ситуации. Мы только рассказываем, что через два-три года у нас будет искусственный интеллект. У нас поставили пешеходные светофоры на поворот направо-налево, это глупость фееричная. Согласно новому ГОСТу, совмещать фазу прямого движения на зеленый свет и поворот пешеходам прямо на перекресток с интенсивным движением было запрещено, — говорит Арефьев.
При этом эксперт отмечает, что для разработки «Дорожной карты» необходимо финансирование.
— Основная проблема Башкирии — то, что мы умудряемся рисовать мощнейшие генпланы развития и всего остального, но это всё абсолютно не обеспечено финансами. Любое планирование без четких источников финансирования — это пустая нарисованная бумажка. Нам надо четко разработать дорожную карту с четким и понятным источником финансирования. Начинать заниматься этим нужно уже сегодня. Перед Новым годом будут серьезные усложнения движения, и в этот момент нужно начать изучать дорожную обстановку, чтобы понимать, что нужно исправить в течение года, чтобы в следующем году не получить вот этого эффекта, — подытожил эксперт.
Ранее Олег Арефьев заявлял, что Уфа может столкнуться с серьезными пробками на дорогах, если специалисты столичной мэрии не предпримут ряд грамотных решений, в частности по спасению общественного транспорта и организации автодвижения.