В первый день весны старый Бельский мост закрыли на масштабную реконструкцию. Открытая в 1956 году переправа была рассчитана на полвека, но переработала уже лишних 15 лет. Перелатанный мост держался из последних сил, пока в январе 2018-го не треснул по шву. Но и до этого, и после ветеран постоянно попадал в новостные сводки, жалуясь на плохое самочувствие. Теперь же за него взялись капитально. Да так, что планируют возвести практически новый. А значит, лишив его советских «архитектурных излишеств». Так что пока его не выпотрошили, фотограф UFA1.RU отправился на мост, чтобы успеть запечатлеть все его ретроэлементы. Запомните его таким: он уже не будет прежним.
Основание фонарных столбов украшено декоративными розетками-цветами.
Отлитое ограждение — это уже само по себе произведение искусства. На новом мосту-вставке такого и близко нет.
Краеведы замечают, что рисунок чугунных решеток повторяет ограду канала Москва — Волга.
Уфимское ограждение имеет и дополнительный элемент — греческий орнамент «пояс меандра», как на Университетской набережной в Питере.
Куда же без советской символики? Посмотрите, как тонко выполнены и снопы, и орден Отечественной войны.
Роскошная арка сделала мост одним из символов Уфы: без его изображения не обходился ни один набор открыток или альбом о столице Башкирии.
Возводить переправу начали в 53-м, а торжественно открыли осенью 56-го.
Арочно-балочный мост назывался Оренбургским и автогужевым
Опоры моста облицованы уральским и украинским гранитом.
От оригинальных фонарей до сегодняшнего дня остались лишь опоры.
К сожалению, никаких исторических элементов после реконструкции мост, скорее всего, не сохранит. Пролетное строение и крайние опоры будут полностью демонтированы.
Несущая арка тоже станет другой — историческую форму сохранит, но выполнена будет из современных материалов.
UPD.
После выхода материала бывший главный архитектор Уфы Олег Байдин рассказал, что, когда встал вопрос о реконструкции, в первоначальном варианте предлагалось сделать обычный прямой мост — такой же, как и два его уже существующих соседа.
— Будучи в то время главным архитектором Уфы, я настоял на том, чтобы арка сохранилась: она, изгиб реки и памятник Салавату Юлаеву четко позиционировали, что это Уфа. Мост не является объектом культурного наследия, но проектировщики «Гипромоста» прислушались к моему мнению. Мы много времени потратили на обмеры существующих декоративных деталей, перил моста, табличек, которые годами висят над проездом — все эти узнаваемые элементы будут в точности воссозданы на новом мосту, — сообщил Байдин.
Общественников и любителей культуры это возмутило — они недоумевают, почему добротные, чугунные элементы будут менять. Однако проект уже подписан и согласован, деньги выделили. И старинные советские заборы и арку заменят новоделами.
Напомним, 1 марта в Уфе на капительный ремонт закрыли арочный мост. А на новом мосту-вставке было организовано четырехполосное движение и реверсивное движение.