Идея уфимской городской электрички официально была объявлена в 2001 году. В 2005 году было заявлено о реализации проекта железнодорожного сообщения Уфа — Аэропорт. Было обещано, что будет сооружена ж/д линия, соединяющая аэропорт с городом. В 2006 году утверждено технико-экономическое обоснование городской электрички, выполняющей функции наземного метро. Предполагалось, что наземное метро будет введено в эксплуатацию в 2015 году. Благодаря таким необычным архитектурно-инженерным решениям станционные комплексы должны были стать достопримечательностью Уфы. Грандиозные планы так и не были реализованы. В сентябре 2012 года была запущена городская электричка от станции Уфа до станции Шакша. В ноябре того же года городская электричка была отменена, так как за два месяца ею воспользовалась всего тысяча пассажиров. В настоящее время по маршруту Шакша — Дёма можно проехать проходящими пригородными электропоездами.
Пока разговоров и обещаний больше, чем дел. Поэтому ежегодно в Уфе ж/д транспортом перевозится менее 200 тысяч пассажиров (0,08% от объема пассажиропотока в Уфе), доход — около 3,5 миллиона рублей. Доля доходов от реализации билетов составляет не более 30% от производимых расходов ж/д на перевозку пассажиров. Разница между доходами и расходами возмещается из республиканского бюджета.
Пригородным железнодорожным транспортом в Башкирии перевозится около 3 миллионов пассажиров в год. В связи убыточностью ж/д перевозок и регулированием тарифов из бюджета Республики Башкортостан ежегодно выплачиваются субсидии РЖД в размере до 440 миллионов рублей. Каждый пассажир, перевезенный пригородным поездом в Башкирии, обходится республиканскому бюджету в 120–140 рублей.
Основные причины экономической неэффективности ж/д сообщения в Республике Башкортостан:
отсутствие взаимодействия железнодорожного сообщения с другими видами транспорта;
отсутствие возможности осуществления пересадок на существующих ж/д остановочных пунктах на другие виды транспорта;
неудобное для пассажиров месторасположение ж/д платформ;
крайне нерациональное расписание электропоездов.
Основополагающим фактором эффективности железнодорожного транспорта является уровень развития транспортной инфраструктуры в Уфимской агломерации, реализующий конкурентные преимущества ж/д сообщения и интегрирующий его в систему городского общественного транспорта.
В соответствии с технико-экономическим обоснованием (ТЭО), разработанным в 2019 году Институтом экономики и развития транспорта («ИЭРТ») по техническому заданию, подготовленному Куйбышевской железной дорогой совместно с правительством Республики Башкортостан и администрацией Уфы, успешное развитие железнодорожного транспорта в Уфимской агломерации предполагает создание четырех транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): «Аэропорт», «Новая Дёма», «Новая Правая Белая», «Новая Парковая» с одновременным изменением маршрутов автобусного и трамвайного сообщения, обеспечивающих оптимальную интеграцию ж/д сообщения в систему городского общественного транспорта.
Это дорогостоящий инфраструктурный проект, предполагающий значительные изменения в организации пассажирских перевозок, на который Башкирия никак не может решиться.
Безубыточную деятельность железнодорожного транспорта в Уфимской агломерации может обеспечить система «Сетевой вокзал», формирующая до 40‑50% доходов ж/д перевозок в агломерации, которая предполагает создание автовокзалов в следующих ТПУ:
«Аэропорт» — обслуживание автобусов, прибывающих в Уфу из Зауралья и с юга республики;
«Новая Дёма» — обслуживание автобусных маршрутов, соединяющих Уфу с населенными пунктами, расположенными к западу от города;
«Правая Белая» — обслуживание автобусов, прибывающих в Уфу по трассам М-5 и М-7;
«Новая Парковая» — обслуживание автобусов, прибывающих в Уфу из населенных пунктов, расположенными к востоку от города по трассе М-5, а также по Бирскому тракту.
Необходима реализация следующих проектов:
«Аэроэкспресс» — организация пассажирского железнодорожного сообщения по маршруту Аэропорт — Уфа;
«УфаСитиЭкспресс» — внутригородские пассажирские перевозки в Уфе железной дорогой;
«Межмуниципальное железнодорожное сообщение».
С одновременным изменением маршрутной сети автобусного сообщения и строительством трамвайной линии от УГНТУ (Черниковка), проходящей через ТПУ «Новая Парковая» с конечной остановкой «Новая Правая Белая», значительно повысится скорость движения пассажиров, тогда в зоне пешей доступности трамвайного сообщения, соединяющего ТПУ, окажется 35–40% жителей Уфы.
К ж/д платформе станции Правая Белая невозможно организовать движение общественного транспорта, так как уклон улицы Трактовой, равно как уклон и радиусы разворота улицы Генерал-губернатора Перовского, соединяющей Набережную с улицей З. Валиди, не соответствуют нормативным требованиям. Кроме того, прилегающая территория плотно застроена и находится в зоне архитектурных ограничений.
Поэтому необходим перенос остановки на 700–800 метров южнее существующей платформы и развитие остановочного пункта в качестве ТПУ «Новая Правая Белая», обеспечивающего пассажирообмен между автобусным, железнодорожный и трамвайным сообщением.
Сложный рельеф местности накладывает определенные ограничения, но строительство дороги, соединяющей ТПУ «Новая Правая Белая» с улицей Пушкина, позволяет эффективно решить данные проблемы. Ее строительство позволит организовать трамвайное и автобусное сообщение с ТПУ, а также создаст возможность для создания перехватывающих парковок, сформирует хорошую транспортную доступность набережной для жителей Уфы.
Отсутствие востребованного парковочного пространства, маршрутов городского общественного транспорта формирует низкую транспортную доступность набережной, в первую очередь для жителей центра, что резко ограничивает ее возможности.
Создание транспортно-пересадочного узла в пешей доступности с концентрацией автобусных, трамвайных и железнодорожного остановочных пунктов, организацией парковочного пространства и размещением коммерческих объектов значительно повысит инвестиционную привлекательность набережной, в которую уже вложили свыше 11 миллиардов рублей, и сформирует ее значительную дополнительную доходность. А самое главное, обеспечит комплексное развитие набережной и снимет существующие ограничения ее развития.
Перенос ж/д остановочного пункта на пересечение улицы Ульяновых с улицей Интернациональной в сочетании со строительством мостового перехода через железную дорогу и дороги, соединяющей улицу Ульяновых с улицей Сипайловской, обеспечит эффективность ТПУ «Новая Парковая», так как будет создан дополнительный транспортный коридор между жилыми районами Черниковка, Сипайлово, Проспект, Глумилино, Зеленая Роща, Центр. Возможность за 10–15 минут добраться из ТПУ до любого объекта, расположенного в Черниковке, Сипайлово, Инорсе, Проспекте, Глумилино создаст дополнительную привлекательность для пассажиров.
Размещение в ТПУ трамвайного, троллейбусного и автобусного остановочных пунктов обеспечит оптимальное взаимодействие между всеми видами городского транспорта, повысит мобильность граждан, осуществляющих поездки на общественном транспорте.
Организация ж/д движения Аэропорт — Уфа с учетом повышения маршрутной скорости электропоездов обеспечит для пассажиров комфортное время в пути: Дёма — 15 минут, Центр — 17 минут, Черниковка — 26 минут.
Размещение автовокзала в транспортно-пересадочном узле, обслуживающим маршруты, соединяющие Уфу с югом республики и Зауральем, обеспечит пассажирообмен 20 тысяч человек в сутки и сформирует пассажиропоток ж/д сообщения по маршруту Уфа — Аэропорт до 4,5 миллиона человек в год. Доходы от реализации проекта «Аэроэкспресс» составят до 360 миллионов рублей в год, более 50% общего объема выручки от внутригородских пассажирских перевозок в Уфе.
Следует отметить, что создание ТПУ повысит привлекательность ж/д транспорта, осуществляющего межмуниципальные перевозки, так как значительно сократит время в пути от «двери к двери».
Предлагаемые изменения позволят железнодорожному транспорту ежегодно в Уфимской агломерации перевозить 12 миллионов пассажиров в год. Увеличение количества пассажиров при сочетании с другими мерами организационного и финансового характера обеспечит безубыточность ж/д сообщения, что позволит экономить республиканскому бюджету ежегодно сотни миллионов рублей. Значительно улучшится мобильность уфимцев. Кроме того, привлекут более 30 миллиардов рублей инвестиций. Нужна только определенная решимость властей и структур железной дороги. А пока, как у Высоцкого:
Не страшны дурные вести —
Мы в ответ бежим на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота! Среди бегущих
Первых нет и отстающих —
Бег на месте общепримиряющий!
Нельзя сказать, что ничего не делается, но эти мероприятия не связаны с повышением конкурентоспособности железнодорожного сообщения, с интеграцией в систему городского транспорта. В итоге сотни миллионов рублей тратятся на маловостребованные объекты, а на нужные денег нет. Это напоминают историю, которая произошла более 100 лет назад, когда в Бирске возвели железнодорожный вокзал, а железную дорогу не построили. В результате долго думали, что делать с этим строением.
Согласны с автором?