Видеоредактор UFA1.RU Роберт каждый день добирается на работу на электросамокате. Одну свою поездку он решил показать нашим читателям, а заодно поделился навыками аккуратной езды на популярном виде транспорта и впечатлениями об уфимских дорогах.
«Это далеко от идеала»
В день показательного заезда было пасмурно, но Роберта это не остановило. Начиная с лета прошлого года каждый погожий денек электросамокат — его надежный транспорт на пути от дома и обратно. Сначала брал в аренду, затем купил собственный и теперь использует его постоянно. Специально по заказу редакции Роберт вышел из редакции, включил видеокамеру и отправился в путь — от улицы Ленина он сначала добрался до парка Якутова, а потом взял курс на телецентр.
— Я хочу показать вам отрывок своего обычного дня — дня владельца электрического самоката. Как я перемещаюсь по городу, впечатления и мнения о самокате как виде транспорта, — рассказал Роберт.
Вначале Роберт поехал к «Уфа-Арене». На улице почти никого не было, только один пешеход чуть ли не вприпрыжку скакал по дороге, второй едва виднелся вдали. Переезжая проезжую часть, машина Роберта подскочила на бордюре.
— На самом деле, есть большая проблема, — признался самокатчик. — На бордюрах приходится сильно притормаживать, поскольку они хотя и сделаны с попыткой сделать удобно людям, пользующимся средствами индивидуальной мобильности и колясками, но это да-ле-ко от идеала.
Как нарочно, на этом моменте самокат снова подскочил на бордюре уже следующей дороги.
— Обычно зазор составляет от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров от края асфальта до края сниженного опущенного бордюра, — пояснил Роберт, проезжая стоянку самокатов у остановки.
Тут перед ним появился мужчина с ребенком на руках. Он не спеша пересекал дорогу. Но Роберт спокойно его объехал. На горизонте уже виднелся Ледовый дворец спорта.
«Тротуар должен быть удобен для всех»
Роберт пересек дорогу и оказался у ледового дворца «Уфа-Арена». Навстречу самокатчику шли несколько горожан.
— При перемещении в городской черте я стараюсь притормаживать при встрече потока людей, — сказал Роберт, проезжая мимо них. На дороге появилась девушка, которая шла впереди самокатчика и не видела его. — Особенно тех, которые идут ко мне спиной. Не всегда уместно тревожить звонком, поскольку тротуар должен быть удобен для всех, — добавил Роберт.
Он проехал мимо девушки и выехал на пустую дорогу. У кафе и детской площадки не было людей. Роберт завернул за угол, и тут на его пути появилась девушка в белой куртке. Она попыталась уйти вправо к столбу, но туда как раз направлялся Роберт. Она повернула влево, и тогда они смогли разойтись. Роберт остановился у пешеходного перехода.
— Иногда бывают и такие нюансы, когда вы не можете разъехаться, — сказал он. — Обычно принято руководствоваться тем правилом, что ты придерживаешься правой стороны дороги — так же, как и автомобили. Но иногда бывают какие-то неувязицы на дороге. Просто нужно тормозить и решать их мирно.
«Пользоваться собственным самокатом,
а не арендным, —
большое преимущество»
На светофоре загорелся зеленый сигнал, и Роберт поехал через дорогу. На «зебре» самокат начало слегка потряхивать, на рельсах — уже ощутимо трясти. Правда, об этом Роберт не сильно переживал.
— Большинство пешеходных переходов я переезжаю, поскольку правилами это не запрещено, — сказал он. — Самокат по-прежнему является пешеходом по нашему законодательству.
Роберт проехал мимо арт-объекта «Зеленое сердце».
— С точки зрения безопасности, закон говорит, что надо спешиваться, — продолжил он. — Но я считаю, что на неоживленных перекрестках нет ничего страшного в том, чтобы немного сэкономить время и, напротив, разгрузить человеческий поток, немножко его объехав.
Роберт проскочил мимо стоянки самокатов, пересек дорогу, и камеру снова затрясло.
— Плитка доставляет значительное неудобство при езде, — заметил он и подчеркнул, что особо страдают самокаты шеринговых сервисов — не пневматические, бескамерные.
Светофор удачно загорелся зеленым, и Роберт свернул направо, а после проехал (или, вернее, проскакал) по «зебре». Пересекся он и с еще одним участником дорожного движения — курьером на велосипеде.
— В моем же случае пневматическая камера дает достаточную амортизацию для езды на дороге, — сказал Роберт. — То есть та тряска, которая заметна при съемке, не ощущается настолько жестко при езде. В этом плане пользоваться собственным самокатом, а не арендным, — большое преимущество.
«Виток нового воздуха в городской инфраструктуре»
В 11:30 было еще далеко до пробок. Редкие машины шмыгали мимо Роберта по дороге. Люди встречались тоже не так часто. Даже у «Арт-Квадрата» все скамейки, кроме одной, стояли пустые.
— Большинство людей в целом привыкли к наличию самокатов на дороге, особенно в центре, где это явление постоянное, — заметил Роберт и добавил, что то же самое можно сказать и об автомобилистах. — Как любят говорить, все всё понимают, поэтому относятся спокойно к самокатам на дороге. Опять же за редкими исключениями — за ситуациями, когда это пробки, дорожно-транспортные происшествия, происходящие по вине чьей-либо невнимательности. И, конечно, отрицать, что самокаты — это средство передвижения с повышенной опасностью, невозможно. Но это не критичные ситуации.
Впереди показался Гостиный двор с его оживленной улицей, но Роберт свернул направо — на Коммунистическую.
— Безопасность на дороге никогда не бывает 100%, — заметил он. — И концепция 100%-й безопасности невозможна. С точки зрения математики, статистики и любых других факторов. Всегда есть человеческий фактор. Просто нужно учиться с этим жить, учиться всё это принимать, потому что мы живем в новый век современных технологий. В век постоянной нехватки времени, когда все люди куда-то спешат.
В этот момент девушка в коричневой куртке вышла из-за угла и тут же побежала, чтобы успеть к светофору.
— И спешка в последние годы привела к кошмарному засилью автомобилей, — отметил Роберт.
Девушка обежала пожилую женщину — у той аж банки загремели в сумке, но у светофора остановилась. Роберт как раз тоже почти сравнялся с ней.
— К сожалению, городские власти не справляются с тем, чтобы организовать доступную и удобную всем систему общественного транспорта. В случае с некоторыми его видами, такими как трамвай и троллейбус, мы вообще видим практически вымирание их в Уфе. И самокаты — это виток нового воздуха в городской инфраструктуре, — считает Роберт. — Это способ легко, доступно и без привязанности к работе сервисов такси, городского транспорта перемещаться по городу, добираться до точки назначения.
«Самокат опаснее пешехода»
Мимо Роберта изредка проходили люди, а он продолжил рассуждения о роли самоката в жизни города. По его мнению, этот транспорт позволит Уфе решить проблему с пробками, но необходимо принимать законопроекты для регуляции его движения.
— Без регулирования и официальной поддержки невозможно комфортное сосуществование людей в современном обществе, — пояснил Роберт, проехал мимо контейнеров для раздельного сбора мусора и встал на красный у пешеходного перехода. — И, конечно же, нужно выполнять предписанные правила, следовать указаниям и делать всё зависящее от тебя как участника движения для того, чтобы сделать его безопасным.
Зеленый свет загорелся, и Роберт пересек дорогу — самокат несколько раз подскочил из-за трещин на ней. Он проехал мимо административного здания — управления по вопросам миграции, встретил старушку с палками для скандинавской ходьбы, притормозил перед группой детей.
— Большинство проблем, возникающих у жителей города при столкновении с людьми на самокатах, сводятся к элементарным правилам этики и человеческого взаимоуважения, — заметил Роберт. — Если бы мы все относились друг к другу со взаимоуважением, если бы самокатчики не притесняли пешеходов, а пешеходы, в свою очередь, не наезжали на самокатчиков, то всем было бы комфортно.
Роберт свернул на улицу Аксакова, объехал участок, где шел ремонт. Перед ним вальяжно шел мужчина в серой куртке.
— Человек на самокате должен быть более ответственным на дороге и более внимательным по сравнению с обычным пешеходом. Пешеход не обязан быть готов каждую секунду к тому, что на него сзади на огромной скорости влетит какая-то махина. Он может быть рассеянным, невнимательным. Ему это дозволено. Самокат опаснее пешехода, — считает Роберт. Снова пересек дорогу и заметил, что осторожность обычным гражданам тоже не навредит. — Можно признать водителя самоката виновным во всех бедах, но, если ты получишь какие-то травмы или и того хуже, здоровье, к сожалению, тебе не восстановят. Либо это будет дорого и долго. Поэтому, конечно же, нужно думать как о других, так и о себе.
В это время женщина на остановке схватилась за голову. Роберт повернул налево. Уже скоро покажется телецентр и, значит, дом. Путь почти пройден.
Не та буря страшна, что сильна, а та, что внезапна
Роберт проехал мимо стройки. Впереди уже виднелось кафе у БГУ. Он отметил, что, конечно, для полноты картины хорошо бы заснять самокатную поездку и в другое время — вечером, на выходных. Внезапно он увидел, что дорогу ему перегородил грузовик, начал осторожно его объезжать — прямо из-за машины выскочило такси.
— Нередки подобные случаи, когда личные или муниципальные транспортные технические средства загораживают съезды, что, конечно, говорит о низкой культуре транспортного передвижения, — подметил Роберт и повернул на телецентр.
Но и тут его ждала неурядица — снова бордюр, который разделил дорогу на две части.
— Абсолютно непонятно, зачем здесь установлен этот замечательный бордюр, который не дает мне попросту проехать там, где я хотел это сделать. Но, к счастью, есть съезд для инвалидов, которым мы воспользуемся, — сказал Роберт.
Напоследок Роберт пояснил, что некоторые самокатчики мешают дорожному движению и постоянно перестраиваются на полосах. Впереди уже виднелся телецентр, и Роберт закончил свою поездку от работы до дома и отключил камеру.
А как вам формат видеорепортажа с колес? Продолжить снимать выпуски?
Мы собрали мнения пешеходов и самокатчиков о том, нужно ужесточать правила для самокатов или нет.