В Уфе есть кладбище автобусов, где покоятся уже списанные транспортные средства. И не одно, а целых три: одно находится на улице Сипайловской, второе — на Цветочной, а третье — на Центральной. На больших стоянках, принадлежащих автотранспортным предприятиям, припаркованы более 30 автобусов. Но, как рассказал собственный источник UFA1.RU в правоохранительных органах, под снегом и дождем стоят и новые автобусы. В доказательство он предоставил более десятка фотографий — НЕФАЗы стоят в снегу по самый бампер, вероятнее всего, что на протяжении всей зимы они никуда со стоянки не выезжали. Со слов собеседника издания, машины закупили в разгар транспортной реформы. Там их и похоронили вместе с миллионами потраченных на них рублей.
Сегодня, 23 марта, корреспонденты редакции побывали на этом кладбище.
В распоряжение редакции UFA1.RU попала информация о сумме, потраченной на приобретение автобусов. В 2019 году в Башкирию поступило 478 машин, за них заплатили 1 миллиард 832 миллиона рублей: за счет бюджетных средств купили 26 междугородних НЕФАЗов, 170 машин Ford Transit, 222 автобуса «Вектор-Некст» и 35 ЛиАЗов. Стоимость у них разнится. Например, самый дорогой — это НЕФАЗ, один автобус обходится примерно в 7 миллионов, ЛиАЗы — в 8, а Ford Transit закупили примерно за 2 миллиона каждый.
В Уфе должен был остаться 201 автобус, еще 277 должны были отправить по городам республики. Напомним, именно тогда глава региона Радий Хабиров начал транспортную реформу: тогда под девизом «борьбы с нелегалами» автобусы частных перевозчиков практически полностью вывели с городских улиц. Им на смену должны были прийти автобусы «Башавтотранса», но ходили они очень скудно. Горожане мерзли на остановках часами и не могли уехать в спальные районы города. Все материалы на эту тему вы можете прочитать по ссылке.
Тогда власти приняли решение закупить еще автобусы. В 2020 году приобрели 245 штук, из них в Уфе должны были остаться 205 штук. Всего на покупку машин потратили 1 миллиард 302 миллиона, из них собственные средства БАТ составили лишь 102 миллиона, остальную сумму выделила республиканская казна. Было куплено 50 НЕФАЗов по 9,4 миллиона рублей, 55 автобусов «Вектор-Некст» по 4,2 миллиона за штуку и 100 автобусов «Вектор-Некст» с большим объемом двигателя за 4,9 миллиона рублей каждый. 40 «Фордов-Транзитов» должны были кататься по Башкирии. Документ с расценками имеется в распоряжении редакции.
Но довелось выйти на линию не всем — часть закупленных машин встала на стоянку.
На проходной в одном из гаражей, где зимуют автобусы, журналистов пропустили. Было это на Сипайловской. Корреспонденты UFA1.RU сделали каменные лица и просто прошли мимо шлагбаума. Вслед нам никто не кричал, и, казалось, вообще на нас не обратили внимания. Мы пробежали мимо проходной и отправились в самую глубь стоянки, где и располагается это кладбище НЕФАЗов. Действительно, все машины стоят в снегу. А вокруг ни души. Тишину нарушил «Урал», который протащил мимо один из автобусов. За полчаса, что мы бродили по территории предприятия, навстречу нам так никто из руководства и не вышел. Редкие встреченные нами сотрудники убегали, только услышав вопросы, большинство вообще не шло на контакт. Кроме одной женщины. Но разговорить ее оказалось тоже непросто.
— А что это у вас тут стоят автобусы, а в городе машин не хватает?
— Водителей нет, некоторые сломались, вот и стоят, — ответила женщина.
— А как долго?
— Некоторые — с лета, — призналась собеседница.
Отличительная черта так называемых новых автобусов, которые купили за последние два года, — голубая кайма, пущенная по верху салона. Ее стали наносить на машины относительно недавно. Госномера, по словам источника UFA1.RU, эти машины тоже получили не так давно.
— На многих автобусах стоят номера из серии, начинающейся на букву «У», их как раз начали выдавать примерно в то время, когда и закупали машины, — рассказал собеседник издания.
Собеседник портала также рассказал, что, действительно, автобусы стоят, потому что водителей не хватает.
— Их не устраивает оплата труда и график, поэтому не могут найти желающих осуществлять рейсы, особенно в городе, — рассказал источник UFA1.RU. — Одно нас волнует — остановки переполнены, автобусов не хватает. Но на 2021 год запланировано приобретение новой партии аналогичных автобусов.
По словам собеседника издания, решать проблему с простоем автобусов должно было руководство «Башавтотранса», но никто этим не озаботился.
Корреспонденту удалось побеседовать с одним из водителей автобуса, который представился Радмиром. Говорить свою фамилию и рейс, на котором он работает, мужчина отказался.
— Из-за того, что водителей не хватает, мы работаем не по нормам. Бывает, что выдергивают в выходной. Мы очень устаем, не успеваем восстановиться, а многие из работающих шоферов — люди в возрасте. Им очень тяжело, — рассказывает Радмир.
На одной из известных площадок поиска вакансий есть информация о наборе водителей на предприятие «Башавтотранс». За развоз пассажиров по Уфе обещают платить по 50–60 тысяч рублей ежемесячно. Но, по словам Радмира, эта сумма не перекрывает тех сил, которые водители бросают на работу.
Журналист UFA1.RU обратился за комментарием в «Башавтотранс». Мы задали следующие вопросы: по какой причине эти автобусы стоят, как долго они стоят и будут ли выводить их на линию? Прошли уже сутки, но ответа мы так и не получили. По словам пресс-секретаря, наши вопросы передали в техническую службу, они формируют ответ. Как только мы получим комментарий, обязательно его опубликуем.