На этой неделе в Уфе изменилась схема оплаты проезда на электричках — стоимость билета в пределах города, то есть между станциями Шакша и Дема, стала фиксированной. А еще в электричках стало возможным расплачиваться единой картой «Алга».
Добираться до электрички в Уфе трудно: железная дорога лежит у подножия горы и проходит по краю города. Если жителю Демы или Шакши дойти до станции не составляет труда, то путь с проспекта Октября или станции Черниковская сопряжен с риском кубарем скатиться с косогора или увязнуть с грязи. Не удивительно, что горожане электропоезд не жалуют — популярным транспортом его точно не назовешь.
Корреспондент UFA1.RU отправился на работу по железной дороге, чтобы проверить, насколько это удобно и может ли снижение цены на проезд подарить электричке всенародную любовь.
Сборы в дорогу
К поездке на электричке пришлось готовиться. Ведь по железной дороге у нас, как правило, ездят туристы и дачники, так что путешествие предполагает закидывание всякой-всячины в рюкзак. Но на этот раз я обошлась малой кровью — установкой в мобильник приложения с расписанием.
Заранее покупать билет я не стала, ведь моя цель в том числе — проверить, в какую сумму обойдется путешествие по железной дороге. Чиновники пообещали, что с 3 сентября проезд на электричке в пределах города будет стоить, независимо от расстояния, 21 рубль, если платить наличными деньгами, и 18 — при оплате картой (как выяснилось позже, не любой).
Между ближайшей к моему дому станцией и железнодорожным вокзалом Уфа лишь одна остановка и 12 минут пути, так что выбрала ту электричку, которая прибывает в 08:30. Это позволило не менять своих утренних традиций и выйти из дома в 08:10.
По дороге до станции возникли сомнения — не стоило ли подготовиться тщательнее и вместо белых кроссовок надеть берцы? Но нет, асфальт на тропинке до станции хоть и постелили лет 70 назад, позволил не утонуть в грязи по уши. Мелочь, но приятно.
Следующая приятная мелочь — электричка пришла ровно по расписанию. Вот что выгодно отличает железную дорогу от асфальтовой — отсутствие пробок.
По одной карте — 21 рубль, по другой — 18
Вагон светлый и почти пустой, свободных мест — хоть спать ложись. Но за 12 минут, конечно, не выспишься, придется потерпеть. После моего 1629-го километра — станция Воронки. Когда электричка тронулась от Воронок, я забеспокоилась — а вдруг кондукторы до меня вообще не дойдут, и я так и не узнаю стоимость проезда? Но нет, они успели. И тут ждал первый сюрприз.
На работу я, как правило, езжу на троллейбусе и расплачиваюсь обычной банковской картой. За наличку проезд стоит 20 рублей, безналом — 18 (но дело даже не в экономии, а в приятной свободе карманов от тяжелой мелочи). И в электричке я протянула ту же банковскую карту.
— Ой, сейчас к вам подойдет другой кондуктор, — улыбчивая милая девушка, кажется, слегка смутилась.
— А в чем дело? Если проблема, я могу наличку достать, — небольшое замешательство, но в итоге решила-таки подождать другого кондуктора. Она появилась передо мной буквально через пару минут.
— Проезд 21 рубль, — другая улыбчивая милая девушка приложила мою карту сначала к одному терминалу, потом потыкала кнопочки в другом, и у меня на руках оказалось два бумажки — чек и билет.
— Скажите, а картой «Алга» у вас можно расплатиться? — спрашиваю у той, что дала мне билетик.
— Можно, но у нас пока терминалов нет. То есть они у нас, в принципе, есть, но вот конкретно нам пока не раздали.
Ну окей. Билет я все равно уже купила, да и «Алги» у меня с собой нет, а спросила я просто из вредности.
— Скажите, а если я поеду от Шакши до вокзала, сколько будет стоить?
— 21 рубль.
— А раньше сколько стоило?
— А раньше билет стоил 46 рублей, но с 3 сентября проезд на любое расстояние от Демы до Шакши и в обратную сторону стоит 21 рубль, — девушка объясняла мне это, продолжая улыбаться, а я слушала, продолжая удивляться ее терпению.
Пересадка на трамвай
На вокзал электричка приехала тоже вовремя. Осталось дойти до остановки общественного транспорта, чтобы доехать до офиса. Трамвая пришлось ждать ровно столько, чтобы я успела вспомнить про «счастливый час» с «Алгой».
На мой вопрос о том, надо ли оплачивать проезд в трамвае, если я только что вышла с электрички, кондуктор в трамвае буркнула что-то про троллейбусы, взяла с меня положенные по безналу 18 рублей за проезд и ушла раздавать билетики другим пассажирам.
В офисе я появилась в 09:00 — такие маленькие утренние победы заряжают хорошим настроением на весь день, скажу я вам! Но все-таки пора узнать, что такое «счастливый час» и где его дают.
Комментарий эксперта по «Алге»
С вопросом, почему у кондукторов в электричке нет терминала для Единой карты оплаты, я позвонила по номеру горячей линии, указанному на официальном сайте карты «Алга».
— Еще в августе мы подписали соответствующие договоры с «Башкортостанской пригородной пассажирской компанией» и 1 сентября передали им 86 терминалов для учета поездок по карте «Алга». 3 и 4 сентября мы проводили обучение с сотрудниками БППК. По планам сегодня, 6 сентября, они должны начать использовать карту «Алга», — рассказал заместитель гендиректора Башкирского регистра социальных карт Олег Романов.
Выходит, терминалы действительно у кондукторов в электричке должны быть.
А еще Олег Николаевич объяснил, что «счастливый час» не распространяется на электрички. И вообще, сейчас «счастливчики» — это те, кому удается пересесть с одного автобуса «Башавтотранса» на другой или с троллейбуса на, скажем, трамвай. Но вот при пересадке, даже в течение пяти минут, с трамвая на автобус БАТ — снова надо платить.
— Мы только начали собирать информацию по карте «Алга». Примерно месяц мы продолжим собирать и анализировать данные, которые регистрируют перевозчики. И после этого станет понятно, есть ли возможность распространить «счастливый час» и на пересадки между разными видами транспорта, — объяснил Олег Николаевич.
А пока редакция UFA1.RU готовила эту публикацию, пришел и ответ, почему у кондуктора не оказалось терминала для оплаты «Алгой»:
— Уже выдали всем, но пока идет настройка, поэтому возможны временные трудности, — объяснил Олег Романов, ссылаясь на слова руководителя пригородной пассажирской компании.
Сомнительное преимущество
Подведем итоги. Привычная дорога до работы на троллейбусе занимает 40 минут, обходится мне в 18 рублей и — немножко — нервов: «рогатый» не всегда приходит по расписанию, застревает в пробках, а может и вообще встать, если, например, на пути ДТП или обрыв проводов. Но в таких экстренных случаях можно перебежать на маршрутку.
12-минутная поездка на электричке обошлась мне вдвое дороже, потому что пришлось пересаживаться на трамвай, а «счастливый час» там не работает — 21 + 18 = 39 рублей. Кроме того, прилично не оденешься — часть пути пролегает через лес и бурелом. Учитывая оба фактора, электричка вряд ли в ближайшее время станет моим любимым средством передвижения. С другой стороны, и ехать-то мне не на край города, а всего лишь до края проспекта Октября.
А на чем вы ездите на работу и обратно? Поделитесь своим опытом в комментариях, а также присылайте свои сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.