Чиновники не оставляют надежд заработать на платных трассах. Предложение одно: сделать бесплатные дублеры необязательными. В очередной раз об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на открытии V Тихоокеанского экономического конгресса, который проходил во Владивостоке.
Конечно, идея Шувалова — еще не закон. Тем более, ранее Госдума, казалось бы, поставила точку в этом вопросе, решив, что альтернативы все-таки должны быть. Аналогичного мнения придерживается и министр транспорта Игорь Левитин. Но вице-премьер, похоже, не сдается и предлагает экспертам обсудить плюсы и минусы подобного нововведения.
«Это пока дискуссионная тема, — цитирует «Интерфакс» слова Игоря Шувалова. — В любой стране, которая занимается масштабным строительством дорожной сети, финансирование осуществляется как за счет бюджетных средств, так и в условиях чередования с частными вложениями».
Впрочем, чиновник также отметил, что вариант платных дорог без бесплатного дублера возможен лишь в случае экономической необходимости, спроса и коммерческого интереса. Против инициативы уже выступили представители Росавтодора. По их мнению, строительство платных трасс — тем более, не имеющих дублеров — будет неизбежно связано с рисками социального характера. Примеры уже есть — 50-километровый участок федеральной автодороги М-4, что характерно, имеет бесплатного дублера, но качество альтернативной дороги оставляет желать лучшего.
Аналогичные опасения высказываются и о тех трассах, которые станут платными в будущем. Даже если закон не будет изменен, бесплатных дублеров ждет печальная участь: все силы и средства в лучшем случае будут уходить на ремонт коммерческих автодорог. Если же альтернативные магистрали действительно станут ненужными, то дорожникам даже не придется ничего строить: будет достаточно лишь огородить участок существующей автодороги и поставить кассу.
Формально проекты платного проезда должны решить проблему бездорожья. По данным исследования «Левада-центра»*, в успех этой затеи не верят 57% россиян, в то время как четверть опрошенных настроена более оптимистично. Другое исследование, проведенное Межрегиональным общественным центром «За безопасность дорог», показало, что около 60% «дорожных» денег расходуется неэффективно: отрасли мешает коррупция, завышенная стоимость материалов и техники, а также устаревшие технологии.
Тем временем практически решена судьба платной магистрали Санкт-Петербург — Западный Китай. Первый заместитель главы Росавтодора Сергей Кельбах на встрече с президентом республики Башкортостан Рустэмом Хамитовым заявил, что решение о маршруте «практически принято». В частности, по территории республики пройдет 300-километровый участок магистрали, который свяжет Бавлы, Кумертау и Орск.
«Мы боролись за этот вариант, поскольку в первоначальном плане дорога проходила мимо нас, — позже рассказал в своем блоге Рустэм Хамитов. — Для нас крайне важно было получить прохождение этой трассы по нашей территории. Подошли системно — сделали бизнес-план, обосновали экономику, провели все расчеты, доказывающие нашу правоту. И вот, похоже, нас услышали, и положительное решение на подходе».
Планируется, что это будет платная четырехполосная дорога первого класса с разделительной полосой и колесоотбойниками, освещенными развязками и с возможностью движения со скоростью до 150 км/ч. Ожидается, что проектирование участка начнется уже в следующем году, а техника выйдет на стройплощадку уже в 2013-м. Сроки окончательной сдачи объекта в эксплуатацию пока неизвестны.
* Признан иноагентом