Сплавы по башкирским рекам в майские праздники — развлечение особое. Многие из них считаются сложными — категорийными. В республике несколько туроператоров предлагают на своей шкуре испытать все прелести такого похода. За свои деньги.
Какой ненавязчивый сервис вы можете получить, заключая договор с турфирмой, разбирался корреспондент UFA1.RU.
Заброска
Клуб «Варяг» я выбрала случайно: просто реклама услуг выпала в ленте новостей, и сумма устроила — 4900 рублей. Позже выяснилось, что это самый маленький ценник на маршрут по Большому Инзеру с 1 по 4 мая.
А теперь история о том, что могло бы быть, но не случилось.
Начнём с того, что никакого договора на услуги нам не предложили вообще. Платишь через терминал, отписываешься в мессенджер — и всё. Еще удивила абсолютная тишина от организаторов до самого дня Х. В группе компании в социальной сети, конечно, было краткое описание маршрута, куда едем и что из вещей с собой брать. Но никаких подробностей. Лишь за сутки до отправления тренькнула на телефон эсэмэска с описью всего необходимого, адресом и временем сбора.
Таких, как я, набралась группа в 34 человека. В 5 утра мы расселись по двум микроавтобусам «Форд» и отправились на точку заброса. По пути одна из машин потерялась. Всем, кто нам попадался навстречу, мы задавали один и тот же вопрос:
— Правильно же едем, да?
Как можно было заблудиться в лесу на единственной односторонней просёлочной дороге, до сих пор для меня загадка.
К берегу вещи несли дружно. Переодевались, надували катамараны и завтракали. Одна сосиска и один черпак с гречкой на каждого народ насторожили. Но пока не встревожили. Нам раздали вёсла, спасжилеты и предложили разойтись по катам. Самостоятельно. Мы растерялись. К слову, люди приехали из разных городов и видели друг друга впервые. Насколько я знаю по рассказам друзей-туристов, организатор сам распределяет, кто и с кем садится, ведь в группе были и новички. Но с нами решили не церемониться.
Безопасность
Сплав второй категории, как был у нас, не требует специальной подготовки, «но требует средней физической формы» — было написано на стене турклуба «Варяг» «ВКонтакте». И это было чертовски верно! Ведь нас подстерегали нависшие над водой коряги с ветками, корни упавших деревьев, подводные камни — «грибы», как их называют бывалые водники: они создают водоворот, в него легко попасть, перевернуться и шмякнуться об камень головой. Предстоящий порог Сарышта, к слову, весь состоял из подобных камней. Спасжилеты и каски, как правило, сплавщикам выдают обязательно. Но не нам: касок не было. А зря: на очередном повороте два сцепленных катамарана налетели на огромное корневище. И именно «моим» углом. В испуганном сознании всплыл строгий наказ инструктора — «не ломать вёсла». И вопреки здравому смыслу, чтобы как-то смягчить удар, я… выставила ногу. Счастье, что ничего не сломалось.
Кстати, единственное, что запомнилось из скучной лекции инструктора: «Не курите на катамаране — прожжете баллоны», «Не пейте — адекватность потерять легко» и «Если упадёте в воду — плывите не к кату, а сразу на берег». Ах да, на шесть катамаранов у нас были четыре инструктора и пять раций для связи, одна из которых вскоре утопла. Здорово, что никто не потерялся.
Нам сказали плыть друг за другом и держать ведущих на горизонте. Но за очередным поворотом мы вдруг осознали, что остались посреди стремнины одни. И тут соседку по кату Галину прорвало:
— Мы сталкивались с «Варягом», знаем, с кем едем. Вообще-то, в планах был другой клуб. Но он не набрал людей. Чтобы не терять время, вписались сюда. В прошлом году тоже плыли. Инструкторы были неопытные, видно сразу. Они оставили бабушку на одной из стоянок в жуткий ливень. Ей пришлось тормозить чужие каты и добираться до лагеря. А потом вообще потеряли плот с людьми.
Отдельно стоит сказать про страховки. Все клубы страхуют клиентов. Это важно: если турист во время похода сломает ногу, то он хотя бы сможет частично возместить оплату лечения. Но нас не страховали.
Лагерь
На одной из стоянок к нам на полянку пристроились еще три компании из разных городов. Как ставили лагерь организованные группы? Располагали палатки компактно вокруг огромного костра, чтобы все были вместе. Но не у нас: мы разбрелись, где хотели, размазываясь по всему берегу. Уследить в такой ситуации за всеми сложно.
Обычно компании везут с собой тент от дождя, столы и стулья по количеству человек. И за свои деньги вы можете комфортно провести вечернее «стояночное» время. Но не у нас. 12 табуреток и нарубленные полешки для костра — вот и вся романтика.
Досуг — тоже забота организаторов, от игральных карт до экскурсий. Мы же были самостоятельны в своих забавах. Сдружиться толком получилось к третей ночи, последней. Помогли «мафия», «крокодил» и кальян — вот секреты ярких туристических вечеров. И, конечно, баня!
Питание
А вот здесь стоит остановиться. И замолчать. Кто-то из нашей группы в эту секунду заплакал и ушёл в закат доедать втихаря печеньку: еды не хватало. От слова «совсем».
— У нас всё рассчитано! — уверял инструктор Руслан.
— Но ведь мы голодные! — тянули мы к нему дрожащие от недоедания руки.
— Все вопросы к Игорю (это руководитель клуба «Варяг»).
Расчет был верный — ведь Игоря с нами не было.
«Кирилл! Как тебе не стыдно!»
В ожидании очередной кормежки мы сидели у палаток — ждали, когда вскипят котлы и нас позовут к столу.
— Мы много с кем сплавлялись. Еды всегда было море — хватало всем. Даже в конце оставалась — домой раздавали, — вздыхала Лиана. — Очень вкусно готовят — и горячее, и салаты, и перекусы, и бутерброды. Да-а… Там дороже всего на пару тысяч. Добавь здесь тоже 500 — купи кочан капусты, ну сделай ты салат. Не вкусно же — один половник перловки с тушёнкой. И чай.
Обещанный сухпаёк — мешочек с кусочком хлеба и двумя кружочками колбасы на человека давали в катамаран. Первые два дня. Потом он кончился. Как и кофе. И хлеб.
День делился странно — утром завтрак, один половник чего-то вареного. Потом пятичасовая гребля. Стоянка в 18:00. В 20:00 — обед и в 24:00 — ужин. Так что выживали своими припасами. У кого были.
Смешной и грустный момент случился в самом конце. На крайней полянке чалились все, кто плыл, сворачивали каты и готовили обед, ожидая машин. Кашеварил и наш лагерь. Один из ребят совсем оголодал. Он сидел на бугорочке и, облизывая ложку, смотрел на группу из Екатеринбурга. И при этом горько страдал вслух:
— Смотрите, они салат делают! Я тоже хочу. Может, я у них попрошу? И они мне дадут поесть?
— Кирилл! Как тебе не стыдно?
— Мне не стыдно! Я жрать хочу. Если бы перед поездкой не зашёл в «Ленту», не купил еды и не ел бы в темной палатке — сдох бы давно.
Екатеринбург не выдержал стонов и сжалился. Кирилл был счастлив.
Домой уезжали усталые, но счастливые. И даже несмотря на то, что инструкторы перепутали точку высадки: чалиться пришлось дважды, а вместо 18:00 мы приплыли аж в 14:00. При этом не попали в обещанную пещеру. Но даже сломавшийся на обратной дороге автобус «Форд» не смог испортить приподнятого настроения: мы выжили! Мы сдружились. Мы кайфанули от холода, быстрой воды, смеха и чудесных людей рядом. К счастью, именно такое и запоминается.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Если вы хотите поделиться интересным случаем, который произошел с вами на сплаве, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987–101–84–78.