В последнее время все больше внимания в работе налоговых органов посвящено досудебному аудиту, который позволяет налогоплательщикам защищать свои права без судебных тяжб. О том, что такое досудебный аудит и каковы его преимущества, рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Андрей Агапов.
– Андрей Владимирович, что же такое досудебный аудит, зачем и кому он нужен?
– Досудебный аудит – это часть системы внутреннего контроля налоговых органов, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов. Это та система, которая позволяет гражданам защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре.
Практика свидетельствует о том, что налоговые споры могут и должны эффективно решаться без суда. Если налогоплательщик действительно хочет решить спорную ситуацию и не желает ее повторения в дальнейшем, он сначала придет именно к нам. Сразу в суд в значительном числе случаев идут те, кто хочет не урегулировать спор, а напротив, желает затянуть его по тем или иным причинам. Это не очень добросовестные лица.
Более того, в нашей практике появился и другой термин – внесудебный аудит. Мы акцентируем внимание на том, что имеется возможность рассмотреть жалобу налогоплательщика и в том случае, если он уже обратился в суд. Если для этого будут основания, управление по республике может даже на стадии судебного разбирательства поправить нижестоящую инспекцию, тем самым ликвидировав причину обращения в судебные органы.
– Каковы преимущества досудебного урегулирования? Почему налогоплательщику сразу не пойти в суд, если он считает, что налоговая инспекция нарушила закон?
– Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет следующие преимущества перед судебной тяжбой. Во-первых, здесь можно сохранить в неприкосновенности деловую репутацию, так как решения не будут носить протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы.
Во-вторых, не придется нести значительных материальных трат, связанных не только с уплатой госпошлины, но и оплатой услуг юристов. Третье преимущество – экономия времени, которая может понадобиться для решения более насущных задач – процессуально судебное рассмотрение более громоздко и отнимает много времени для соблюдения всех требований арбитражного и гражданского процессуального кодексов. Длительность досудебного разбирательства сейчас составляет по общему порядку один календарный месяц, а в перспективе может быть сокращена до 15 дней.
Даже если вы не найдете правды в вышестоящем органе, еще одна предсудебная процедура позволит укрепить для суда вашу позицию дополнительными аргументами, учесть и позицию вышестоящего налогового органа при формировании доводов для суда.
У вас будут дополнительные возможности представить налоговому органу документы и иные доказательства, которые ранее не были представлены, что обеспечивает полное и объективное рассмотрение налоговых споров.
Следует также понимать, что именно посредством внутриведомственного обжалования налогоплательщик добьется более эффективного надлежащего реагирования на системные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, добьется прекращения практики, которая не соответствует закону. Любой плательщик может быть уверен, что если рассмотрение его жалобы вскроет системную ошибку, она будет устранена. То есть и ему, и любому другому налогоплательщику в дальнейшем не придется конфликтовать в аналогичных ситуациях с налоговиками, его права больше нарушаться не будут.
Поэтому мы считаем, что потенциально каждый вынесенный на рассмотрение в наши подразделения досудебного аудита спор влечет уменьшение количества конфликтов с налогоплательщиками в будущем и, следовательно, это будет способствовать устранению правовой неопределенности при ведении предпринимательской деятельности, установлению благоприятного инвестиционного климата.
И, пожалуй, самый веский аргумент состоит в том, что от того, что налогоплательщик пожалуется в вышестоящий орган, хуже быть не может. Может быть только лучше.
– С какими вопросами к вам могут обратиться организации, предприниматели и простые граждане? Какие жалобы поступают к вам чаще всего?
– Налоговые споры – это абсолютно любые споры, связанные с применением налогового законодательства – это все, что связано с Налоговым кодексом, налогообложением, налогами. Любое лицо, которое считает, что инспектор лично, его руководство или инспекция нарушили налоговое законодательство своим решением, действием или, наоборот, бездействием, может заявить об этом. Все доводы заявителя жалобы будут независимо и абсолютно объективно рассмотрены подразделениями налогового аудита инспекций, а при необходимости, и управлением по республике.
Наибольшую часть споров составляют жалобы на решения, принятые по результатам налоговых проверок. Но в последнее время все больший удельный вес стал принадлежать и иным спорным вопросам.
Один из них – принудительное взыскание налоговой задолженности. Налогоплательщик имеет право обжаловать во внесудебном порядке любой ненормативный акт – требование, решение, постановление налоговой инспекции, как непосредственно направленные на взыскание налогов, так и носящие обеспечительный характер, такие как постановления об аресте имущества, решения о приостановлении операций по счетам в банке. Если будет установлено, что задолженности у заявителя нет или нарушена процедура взыскания, права налогоплательщика будут в кратчайшие сроки восстановлены.
Значительную долю составляют также обращения граждан, которые в свою очередь можно разделить на следующие группы: исчисление, порядок и сроки уплаты имущественных налогов (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц); льготы по налогообложению физических лиц; имущественные, социальные налоговые вычеты; зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм в бюджет.
Необходимо отметить, что сотрудниками подразделений досудебного налогового аудита на постоянной основе ведется работа по предупреждению возникновения возможных налоговых споров. Эта ежедневная работа по разрешения вопросов и трудностей, с которыми налогоплательщики сталкиваются при реализации своих обязанностей в налоговых правоотношениях, представляет собой превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.
– Есть ли смысл налогоплательщикам обращаться с жалобами на налоговые органы в сами налоговые органы?
– Во-первых, здесь необходимо отметить, что жалобы рассматривает вышестоящий орган, а не то должностное лицо, действия или решения которого обжалуются. Во-вторых, существует специальная утвержденная федеральной налоговой службой концепция развития налогового аудита, в соответствии с которой и выстроена система специализированных подразделений, занимающихся досудебным рассмотрением жалоб. Предприняты все возможные меры для того, чтобы работники, осуществляющие досудебный аудит, имели возможность для выработки и реализации независимой позиции по рассматриваемому ими налоговому спору в строгом соответствии законодательству и с учетом сложившейся судебной практики.
Кроме того, в настоящее время в качестве основного критерия оценки эффективности работы сотрудников, рассматривающих жалобы, установлено отсутствие отмены вынесенных решений в судах. Таким образом, данные лица максимально заинтересованы в том, чтобы налогоплательщик остался удовлетворен результатами рассмотрения его жалобы, а также в том, чтобы не оставлять без изменения решения, которые могут быть отменены судом.
Всего в прошлом году мы рассмотрели почти 800 жалоб налогоплательщиков, при этом в судах рассмотрено в 1,6 раза меньше исков налогоплательщиков к налоговым органам. Таким образом, доверие налогоплательщиков к такому методу защиты своих прав явно возросло. Из рассмотренных жалоб более 40% Управлением налоговой службы по республике были удовлетворены полностью или частично.
Приведу и другие цифры – в этом году к дисциплинарной ответственности за нарушение прав налогоплательщиков привлечено 49 сотрудников из разных налоговых инспекций республики.
Цифры говорят сами за себя. Мы не намерены скрывать нарушения, мы намерены их устранять.
– Каков порядок обжалования и каковы основные рекомендации для налогоплательщиков по повышению его эффективности?
– Налоговый кодекс РФ во всех случаях несогласия с налоговой инспекцией предоставляет налогоплательщикам право на обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Я не буду сейчас говорить о подаче жалоб по спорам, связанным с обжалованием решений по результатам налоговых проверок. Для них предусмотрена специальная процедура и сроки обжалования, в том числе обязательный досудебный порядок обжалования.
Все иные жалобы подаются в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Но в случае, если пропущен срок по уважительной причине, мы обязательно примем жалобу и рассмотрим ее.
Жалобы могут быть направлены как через инспекции, так и путем обращения непосредственно в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан. Каждая жалоба регистрируется, находится на строгом контроле и рассматривается в порядке очередности по датам поступления.
В целях полного и объективного рассмотрения спора изучаются все доводы налогоплательщика, предметом рассмотрения становятся все документы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. В обязательном порядке запрашивается информация из инспекции, поскольку в споре участвуют две стороны.
Решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия заявителю сообщается в письменной форме.
Можно дать следующие рекомендации при подаче жалобы:
подавать ее в пределах срока, установленного законодательством для ее подачи. В противном случае, даже ваша абсолютная правота не позволит вышестоящему органу рассмотреть жалобу и принять по ней необходимое решение;
в случае подачи жалобы представителем заявителя, его полномочия должны быть документально подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, в том числе нотариально заверенной доверенностью для физических лиц;
обязательно следует подписывать жалобу самим налогоплательщиком или его уполномоченным представителем;
жалобу нужно подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение. Здесь стоит учесть, что смысла подавать жалобу на районную или межрайонную налоговую инспекцию, минуя управление по Республике Башкортостан, непосредственно в ФНС России, в правительство, президенту и так далее, в большинстве случаев бессмысленно, поскольку надлежащим органом, рассматривающим жалобу, является именно непосредственный вышестоящий налоговый орган.
– Есть ли сейчас планы по дальнейшему повышению открытости и доступности для налогоплательщиков процедуры обжалования, для повышения ее удобства?
– Имеющиеся проекты сейчас направлены на то, чтобы максимально упорядочить процедуру досудебного обжалования, чтобы каждый участник процесса четко знал, что, как, в какой форме он может сделать, и какой реакции вправе ожидать от других. С учетом положительной роли, которую сыграл досудебный аудит в снижении конфликтности налоговых отношений, планируется распространить его обязательное прохождение для всех лиц, обжалующих решения, действия или бездействие налоговых органов. Одновременно гарантируется ускорение разбирательства в вышестоящем налоговом органе до 15 дней.
На своем уровне мы сейчас предлагаем воспользоваться новым удобным электронным сервисом «Жалобная книга», имеющимся на нашем интернет-сайте. В данном разделе каждый, кто считает, что его права нарушены, может разместить обращение, указав в нем наименование конкретного территориального органа ФНС России по Республике Башкортостан и существо налогового спора.
Для тех, кто по тем или иным причинам не хочет или не может воспользоваться электронными сервисами, в каждом налоговом органе республики организуется телефонная горячая линия по спорным вопросам. Звонки будет принимать именно специалист по досудебному аудиту.
Если налогоплательщик сочтет нужным лично присутствовать при разбирательстве и принести дополнительные доказательства своей правоты, ему будет в удобное ему время предложено прийти на личный прием, где, в том числе, будет рассматриваться вопрос об отмене принятых решений, постановлений, требований налогового органа. Спор может разрешиться в наиболее короткий срок как непосредственно в инспекции, так и путем подачи жалобы в управление.
Более того, управление обязывает все инспекции проводить приемы налогоплательщиков по спорным вопросам специалистами по досудебному аудиту на базе всех территориально обособленных рабочих мест в каждом районе.
Мы уверены, что такая системно поставленная работа даст свои плоды. Мы должны перейти к партнерским отношениям с налогоплательщиками, решая все возможные к разрешению конфликты.
Интервью подготовлено с участием правового отдела УФНС России по Республике Башкортостан.
Фото: Фото предоставлено правовым отделом УФНС России по РБ