Наука Валерий Шарипов, директор офиса федерального финансового омбудсмена Павла Медведева в Башкирии, адвокат: «Задача финансового омбудсмена - сделать противоречия между банками и их клиентами минимальными»

Валерий Шарипов, директор офиса федерального финансового омбудсмена Павла Медведева в Башкирии, адвокат: «Задача финансового омбудсмена - сделать противоречия между банками и их клиентами минимальными»

2-z14-b4c8a741-9604-4484-bb4e-8d8b2c7988ef.gif

В сентябре прошлого года Ассоциация российских банков представила институт банковского омбудсмена. Первым в России финансовым омбудсменом стал депутат Госдумы Павел Медведев и приступил к работе 1 октября. Это весной офис финансового омбудсмена заработал и в Башкирии. Кандидатура адвоката Валерия Шарипова была утверждена в Ассоциации российских банков (АРБ).

– Валерий Айратович, кого и от кого вы защищаете как финансовый омбудсмен?

– Я бы так не сказал, что я кого-то защищаю или на кого-то нападаю. (Улыбается.) Я руковожу офисом федерального финансового омбудсмена. Финансовый омбудсмен – это примиритель. Как известно, он у нас один – это всеми уважаемый Павел Медведев. Наша задача состоит в том, чтобы всячески содействовать урегулированию спора, никак не принуждать к исполнению каких-то волевых решений. В этом отношении мы не обладаем такими полномочиями.

– Сейчас какова схема работы офиса в Башкирии?

– Пока на месте мы споры не рассматриваем. Мы принимаем документы от клиентов, составляем заявления, подписываем декларации, направляем все в центральный офис Павла Медведева. Затем созваниваемся, постоянно держим на контроле движение документов.

Людям мы объясняем всю процедуру рассмотрения спора. К примеру, в основном в Уфе граждане обращаются к нам без официально полученного ответа из банка. А ведь в обязательном порядке должен быть соблюден предварительный претензионный порядок разрешения спора.

– В чем он заключается?

– Сначала человек должен все-таки попробовать решить все вопросы с банком самостоятельно. То есть перед подачей заявления омбудсмену клиент должен направить жалобу непосредственно в банк с изложением сути своих претензий. Банк должен ответить клиенту в течение тридцати дней со дня получения жалобы.

Таким образом, человек имеет право подать письменное заявление нам только с момента получения ответа на жалобу или по истечении тридцати дней после получения жалобы финансовой организацией, если ответа не последовало.

– Какие споры рассматривает финансовый омбудсмен?

– Финансовый омбудсмен рассматривает споры по заявлениям только граждан – физических лиц, являющихся клиентами любых финансовых организаций. Сумма требований не может превышать трехсот тысяч рублей.

Предметом споров могут быть вопросы заключения, изменения, исполнения или прекращения договоров финансовых организаций с их клиентами, а также вопросы, возникающие вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций. При этом спор не должен быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности клиентом финансовой организации.

– Валерий Айратович, почему возникла идея создания такого института в Башкирии?

– Достаточно сказать, насколько активно в регионе банковское сообщество. Без ложной скромности нужно отметить, что Башкирия занимает одно из ведущих мест в банковской системе России. Это регион, в котором работают 11 местных банков. На 20-м съезде АРБ коллеги из Татарстана рассказывали, что существуют субъекты Российской Федерации, где нет ни одного своего банка. То есть все банки – резиденты: московские, питерские и других крупных регионов. Нам же удалось их сохранить. Кроме того, в республике высока банковская активность. Посмотрите, в этом году в Уфе прошла крупная банковская конференция, ставшая уже традиционной, – считаю, что это знаковое событие для нашего региона. Кроме того, Ассоциация российских банков постоянно присутствует на мероприятиях, которые здесь проводятся. Это тоже о чем-то говорит. Их интересует наш регион. Когда Гарегин Тосунян был здесь, он подчеркнул, что Башкирия представляет большой интерес для вливания финансовых средств.

– Как решили стать финансовым омбудсменом?

– Толчком создания офиса в Башкирии послужила встреча и знакомство с Павлом Алексеевичем Медведевым. Он своей интеллигентностью и своей убежденностью может зарядить человека. Кроме того, до этого я работал в «Башнефти», мои функции пересекались с финансами. В обязанности входило правовое сопровождение налоговой отчетности, корпоративных сделок, внутрикорпоративных отношений и так далее.

Сегодня, как адвокат, специализируюсь на ведении дел, связанных с налоговым, страховым, банковским, корпоративным правом и законодательством о рынке ценных бумаг; представляю интересы граждан в судах по вопросам защиты их законных прав и интересов при незаконной приватизации объектов недвижимости и земли.

– Насколько опыт работы помогает вам на новом поприще?

– Во-первых, адвокатский опыт всегда помогает в работе с людьми. Нам всегда по роду деятельности приходится очень много общаться. Во-вторых, опыт работы с банками, который я частично получил в «Башнефти», позволяет находить общий язык и с представителями банковского сообщества.

– Сейчас приемная омбудсмена уже заработала в Уфе. С какими проблемами к Вам идут чаще всего? Они отличаются от общероссийской тенденции?

– Нет, проблемы практически все те же самые. Основная проблема, с которой граждане обращаются и к Павлу Медведеву и в наш офис, – это просьба о реструктуризации кредита. Также многие жалуются на размер начисленных процентов и работу коллекторов с должниками.

Правда, бывают и исключения. Есть обращения, в которых просят пересчитать пенсию. Это уже скорее вопрос о финансовой грамотности и информированности населения. В целом, обращений очень много.

– А будет ли расти количество обращений, на ваш взгляд?

– Я думаю, что обращений будет больше. Поскольку и вопросов у населения много, и споров, особенно, после кризиса очень много возникает между заемщиками и банками. Мы видим, что суды переполнены. Можно простоять в коридоре часами, наблюдая, как один и тот же банк рассматривает споры со своими должниками. Но ведь это для банка не есть хорошо, потому что основная его задача – привлекать население. Да, был кризис. Многие клиенты кредитных организаций оказались в такой ситуации, что не смогли вовремя исполнить свои обязательства. Но, тем не менее, эти люди готовы погасить кредиты, просто нужно им дать возможность войти в график. Не нужно их душить процентами, как делают некоторые банки. К чести сказать, что таких единицы.

Банк не может существовать без клиентов, как и страна не может существовать без банков. Они взаимосвязаны. И задача финансового омбудсмена состоит в том, чтобы сделать противоречия между банками и их клиентами минимальными, нивелировать их, бороться с банкофобией, которая появилась в обществе.

– Кстати, председатель правления банка ВТБ24 Михаил Задорнов в ходе визита в Уфу опроверг это явление. Он сказал, что речь идет скорее о банкофилии...

– Не могу согласиться с ним. Не надо забывать, что банк ВТБ24 – это государственный банк. А господин Тосунян (именно ему и принадлежит авторство этого термина – «банкофобия». – Прим. ред.) говорил от имени средних и мелких банков. Государственный банк находится чуть-чуть в другой иерархии. Мы же работаем «понизу», не имея таких рычагов воздействия.

– На какой основе функционирует институт финансового омбудсмена сегодня в Башкирии? Является ли эта структура независимой от Национального банка РБ, АКОРБ? Участвуют ли банки в ее финансировании?

– Думаю, что вопрос о зависимости вообще не будет стоять. АКОРБ выступила инициатором создания офиса в Башкирии, но мы располагаемся автономно, условия у нас автономные.

Пока в качестве эксперимента мы находимся на самофинансировании. На сегодняшний день не финансово, ни материально не зависим от Ассоциации.

– В России всегда параллельно обсуждалась идея создания двух демократических институтов – омбудсмена и медиатора. Есть ли различия между ними?

– Говоря об институте медиации, я пока не представляю, как он будет работать. К примеру, банк находится в Москве, а заемщик – в Уфе. Медиатор должен сидеть в Москве или в Уфе? Кроме того, институт медиации не предполагает специальных познаний. Медиатором может быть любой гражданин, имеющий высшее образование. Стаж и опыт работы не имеют значение. Наш институт финансового омбудсмена – общественный. Он держится на личном опыте. Известно, что Павел Алексеевич, к примеру, по природе своей, примиритель и очень авторитетный, очень достойный, имеет большой опыт по разрешению споров.

В Уфе, в основном, люди обращаются с жалобами на действия или на отношения именно с центральными офисами банков Москвы и Санкт-Петербурга. Договариваться приходится с ними секретариату финансового омбудсмена, непосредственно Павлу Алексеевичу с его опытом, с его харизмой. И банки идут навстречу.

Кроме того, главное отличие состоит в том, что услуги омбудсмена бесплатны для населения. Институт медиатора же предполагает возмездную основу. Человек должен обратиться к медиатору, заведомо зная, что он заплатит ему вне зависимости от результата.

Впрочем, о силе или слабости каждого общественного или государственного института можно судить только по прошествии определенного времени.

– Сегодня финансовый омбудсмен рассматривает споры клиентов в основном только с банками. Предполагается ли разрешение споров клиентов с другими финансовыми организациями?

– Не так давно был принят закон о микрофинансовых организациях. Сейчас их некоммерческая общественная организация обратилась к Павлу Алексеевичу с просьбой о возможности рассмотрения споров и с их клиентами. Аналогичное есть обращение и от некоммерческого объединения ломбардов.

Вопрос по страховым организациям, я думаю, будет тоже открыт. Дело в том, что в настоящее время многие споры с банками связаны иной раз с ненадлежащим исполнением обязательств страховой организацией. В результате страдает клиент. Особенно это видно по спорам, связанным с договорами ипотеки. Как правило, страхование при заключении договора осуществляется в скорых темпах, здесь галочку ставим, здесь не ставим. В результате, когда наступает страховой случай, клиенту говорят: «А ты здесь галочку поставил в графе, где написано, что ты не болел ангиной в течение трех лет». Таким образом, страховая компания не заплатит, вне зависимости от того, что у тебя инфаркт, ты инвалид второй группы, дом банк заберет. В моей практике были такие случаи.

– Каковы дальнейшие ваши планы по развитию института финансового омбудсмена в Башкирии?

– В планах создание наблюдательного совета, куда должны войти представители органов власти, самые уважаемые компетентные люди. Я думаю, что это даст новую жизнь нашему офису, некий толчок еще большему развитию, позволит выйти на качественно новый уровень.

Офис финансового омбудсмена находится в Уфе по адресу: улица Пушкина, 33/2, кабинет 408. Консультацию можно получить и по телефону (347) 274-13-73.

Фото: Фото предоставил Валерий Шарипов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем