На чем строят аналитики города свои ожидания этой весной? Можно ли ориентироваться на спрос со стороны частных инвесторов? Какие инструменты являются наиболее привлекательными для инвестиций? На эти и другие вопросы отвечает эксперт нашего сайта Ярослав Колесников.
– Ярослав Александрович, что ждет российский рынок ценных бумаг этой весной? На что делается основной упор?
– На самом деле я оптимистично оцениваю российский рынок ценных бумаг. Думаю, что он продолжит расти. Индикаторы ММВБ и РТС будут показывать положительную динамику. Однако в любом случае советую не вкладывать все свои свободные денежные средства только в рынок ценных бумаг, необходимо диверсифицировать портфель инвестиций. К примеру, часть средств положить на банковские депозиты, часть денег потратить на приобретение ценных бумаг, а также обратить внимание на пенсионные программы.
– В таком случае должны ли быть соблюдены какие-то пропорции?
– На мой взгляд, вкладывать свои средства, используя разные инструменты инвестирования, нужно в равных пропорциях. Но в то же время все зависит от самого человека, от его стратегии поведения. Если частный инвестор более консервативен, естественно, он предпочтет большую часть денег вложить в депозиты.
– А насколько сегодня выгодно вкладывать в банковские депозиты, когда банки снижают по ним доходность?
– В данном случае нужно ориентироваться на соотношение доходности и риска. Известно, что банки гарантируют некую доходность и гарантированный возврат средств в размере 700 тысяч рублей, в данном случае соответствующим будет и соотношение – небольшой риск и невысокая доходность. Если мы рассматриваем с точки зрения инвестиций рынок ценных бумаг, соответственно, и доходность предполагаемая будет здесь заметно выше, однако риски так же высоки, и какие-либо гарантии отсутствуют.
– Что можно сказать о рынке коллективных инвестиций?
– На самом деле паевые инвестиционные фонды тоже вкладываются в те же активы, что и простые инвесторы. Они также используют инструменты рынка ценных бумаг, какую-то часть хранят на депозитах банков. Но отличие есть: привлекаются профессиональные эксперты, которые принимают решения о том, куда вкладываться, и вложения более диверсифицированы, чем у рядового инвестора, к примеру, из Уфы.
– А что можно сказать о местных инвесторах?
– К сожалению, на местном уровне подтверждаются данные в целом общероссийской статистики. В большинстве случаев люди привыкли откладывать средства на банковских счетах, они обращаются к банковским вкладам. Возможно, этот стереотип поведения сохранился еще с советских времен, но и наш рынок ценных бумаг относительно молодой, если сравнивать с западными рынками. То есть на Западе люди с этим инструментом вложений работают не одно десятилетие... У нас же рынок ценных бумаг достаточно молод, это тоже создает определенную специфику поведения потенциального инвестора, его менталитета.
Мы привыкли к сберкассам, которые были в советское время, и мы не рассматривали вложения в другие инструменты. К тому же очень многие обожглись на пирамидах в 90-х годах – таких, как МММ, и сегодня встречаются случаи, когда люди доверили денежные средства пирамидам и на этом прогорели. Все это не способствует росту доверия к другим инструментам зарабатывания средств. На сегодняшний день 80% населения либо не знают, либо не хотят, либо боятся рассматривать рынок ценных бумаг как альтернативу получения дохода по банковским вкладам.
– Можно ли нарисовать портрет инвестора?
– Если описывать долгосрочного инвестора, то это человек состоявшийся, с дополнительными финансовыми возможностями, который вкладывает деньги на продолжительный срок. А человек, который более или менее активный, работает периодически на рынке ценных бумаг, является молодым инвестором и относится к несколько другой фармации, – такой инвестор более подробно владеет информацией о рынке ценных бумаг, занимается активно самообучением, работает самостоятельно.
– Сейчас снова активно обсуждаются нововведения по негосударственным пенсионным фондам...
– Да, действительно, планируется реформирование накопительной части пенсии. Правда, пока не совсем понятно, каким образом будет это происходить: уравняют ли в правах по управлению накопительной частью пенсии частные УК, ВЭБ и НПФ, т.к. на сегодняшний день многие НПФ и УК жалуются на неравную конкуренцию с ВЭБом. Ясно только одно, что накопительный компонент предполагается сохранить и приумножить, в частности НИИ труда и социального страхования подготовил проект концепции реформы, который предполагает к 2023 году выйти для «молодых» пенсионеров на коэффициент замещения заработной платы в 40%, для «старых» (то есть не успевших поучаствовать в пенсионной реформе) – на 2,5 прожиточных минимума.
С одной стороны, этот довольно высокий показатель по мировым рынкам подразумевает целый ряд условий: наличие у пенсионера 30 лет трудового стажа, обслуживание минимум половины пенсионеров в НПФ (на сегодняшний день доля «молчунов» составляет около 95%), ну и благоприятную инвестиционно-экономическую ситуацию. С другой стороны, данные нововведения позволят увеличить пенсионные накопления и поспособствуют сокращению доли «молчунов».
– Можно ли сейчас доверять НПФ?
– Есть люди, которым проще доверить свои пенсионные деньги государству. Опять же выработан некий стереотип поведения, что, если оставляем деньги в государственной управляющей компании, то она гарантированно принесет некую доходность. А ведь гарантий по управлению пенсионными средствами от государственной управляющей компании тоже нет. ВЭБ также вкладывается в те же инструменты рынка ценных бумаг, которые не могут дать стопроцентной гарантии. В частности, Внешэкономбанк за 2008 год показал убыток по управлению пенсионным накоплениям. Система работы НПФ законодательно регулируется и контролируется государством через федеральный регулятор – ФСФР, следовательно, установлены нормативы и требования, обеспечивающие сохранность пенсионных средств граждан.
– Как оценить эффективность того или иного НПФ, чтобы перевести свои пенсионные накопления без последующих возможных потерь?
– Выбирая негосударственный пенсионный фонд, нужно ориентироваться, в первую очередь, на такие факторы, как результаты по управлению денежными средствами (той же накопительной частью), размер фонда, размер страхового резерва, с какими управляющими компаниями работает данный НПФ, с какого момента он функционирует, его открытость и прозрачность.
– Можно ли, переводя пенсионные накопления в НПФ, заработать на достойную старость, к примеру, как в европейской стране?
– Дело в том, что западные пенсионеры формируют и дополнительную пенсию, то есть участвуют в системе дополнительного пенсионного обеспечения. У нас же на практике об этом задумываются люди предпенсионного возраста. Люди старшего поколения более трезво оценивают ситуацию и хотят формировать дополнительную пенсию, к сожалению, им периода накопления бывает недостаточно. Молодым же это неинтересно, потому что у них сложился стереотип: «сколько ни упирайся, сколько ни откладывай, государство даст всем одинаково». Эту ситуацию можно и нужно исправлять.
– Недвижимость долгие годы считалась надежным активом для сохранения средств. Ваша оценка текущей ситуации?
– Недвижимость по-прежнему остается одним из надежных активов. Но здесь вопрос в другом – в доступности. Не каждый человек может позволить себе купить недвижимость в центре или даже на окраине города. Недвижимость доступна определенной категории людей, которые обладают финансовыми возможностями. Недвижимость также подвержена ценовым колебаниям. Опять же возвращаясь к кризису, цены на недвижимость сильно упали. Но инвесторы, по крайней мере, получают какой-то актив, который в будущем, вполне возможно, будет расти в цене. В настоящий момент многие эксперты констатируют оживление рынка. Я думаю, что в ближайшее время рынок недвижимости будет пользоваться популярностью среди инвесторов. Но не стоит сегодня забывать о присутствующих рисках, к примеру, в виде недостроенного жилья. С точки зрения оценки рисков, лучше приобретать вторичное жилье.
– В какой валюте вы бы советовали хранить деньги?
– Хранить все деньги в рублях, думаю, не стоит, так как и здесь присутствуют определенные риски, то есть рубль тоже может обесцениваться на ту же величину инфляции, которая будет расти. Я бы посоветовал свои сбережения откладывать в таком случае в трех валютах: евро, долларах и рублях.
– Есть ли сейчас возможность заработать, купив российские акции?
– В настоящий момент более перспективны акции телекоммуникационного сектора. В ближайшее время они поднимутся, мы ожидаем по ним существенный рост. Опять же – к вопросу о том, на какой промежуток времени инвестировать свои денежные средства. На среднесрочную перспективу рекомендуем приобретать акции телекоммуникационного, потребительского и финансового секторов. Если рассматривать более продолжительный промежуток времени, то можно сформировать портфель из наиболее ликвидных акций, таких как ЛУКОЙЛ, Газпром, «Норильский никель».
– Перспективно ли направление интернет-трейдинга?
– Если брать направление в целом – очень перспективно. Объем рынка большой, все компании пытаются «взять» своего клиента.
– А можно ли рисковать всеми своими средствами?
– Безусловно, нет. Инвестиции должны осуществляться не на последние деньги. Потому что все-таки существуют риски, и человек должен иметь какую-то финансовую подушку на «черный день». Мы никогда не говорим клиенту, чтобы он нес последние деньги. Должны быть инвестированы свободные на данный момент деньги.
– На ваш взгляд, когда выправится общеэкономическая ситуация? Стоит ли ожидать второй волны?
– Мы не вышли из кризиса. Некоторые эксперты полагают, что будет и вторая волна. Но я думаю, что это чересчур пессимистичный вариант развития событий. На самом деле, российский рынок очень сильно завязан на иностранных инвесторах. Смотрятся результаты западных рынков, уже отыгрывается наш рынок. Есть признаки улучшения ситуации, но в целом, конечно, еще все далеко от идеала, от той ситуации, которая была до кризиса. У нас кризис из-за чего сложился? Из-за того, что сжался потребительский спрос, и сейчас он восстанавливается не такими темпами, как хотелось бы. Поэтому я думаю, что мы будем выходить из кризиса года два-три, если не больше. По крайней мере, на докризисные показатели.