В декабре сайт Ufa1.ru переехал в новый офис. Его украшением стали графичные изображения от художника Натальи Якуниной. В чем их особенность? Почему при создании была использована техника росписи маркером? Возможно ли ее применять в декоре жилых помещений? Эти и другие вопросы проект «Дом» обсудил с автором работ.
– Наталья, расскажите немного о себе. Как вы начали заниматься своей работой? Специализируетесь ли на создании изображений для декора помещений?
– Я закончила художественную школу и художественное училище. Затем получила высшее образование по другой специальности, работала преподавателем ИЗО, системным администратором, дизайнером. Последние два года занимаюсь именно «живым» рисованием. От компьютерной графики вернулась к тому, с чего начинала. Принимая предложение расписать офис Ufa1.ru, в первый раз вышла на такой большой формат. До этого, еще в училище, у меня был опыт росписи стен маслом. Почему именно маркеры? Я активно слежу за современными художниками в Интернете, в социальных сетях, и это направление мне очень нравится. В Уфе, по моим наблюдениям, более развито такое направление, как аэрография.
– Как появилась идея оформления офиса Ufa1.ru? Что вас вдохновило? Как шла работа?
– Изначально я разговариваю с заказчиком и пытаюсь попасть на его волну. Я знакома с некоторыми сотрудниками Ufa1.ru, немного представляю специфику работы компании. Ассоциации, представления сложились в определенный пазл.
Директор сайта Евгения Минибаева показала мне офис до переезда сотрудников. Именно она определила, какие стены необходимо будет разрисовать. Так что данный мой проект – это не оформление стен офиса в целом, а скорее создание больших панно для них. Роспись стен предполагает дизайн-проект помещения и работу непосредственно в нем.
Так как помещения находятся в аренде и при следующем переезде все нужно будет возвращать в исходное состояние, мы остановились на съемных изображениях. Привязка к помещению имеется, но она не настолько большая.
– Много ли времени занимает такая работа?
– Очень много. Моя личная особенность в том, что я не могу делать по несколько подходов и в перерывах другими делами заниматься. Начинаю работать и не останавливаюсь. И 10, и 12 часов могу наносить рисунок. Сказывается и техника – тщательное прорисовывание маркером, во время которой рука не должна дрожать. Погружение нужно полнейшее.
– Расскажите немного про выбранную технику, про работу с маркером.
– Существует несколько видов маркеров, которыми можно рисовать на стенах: те, которые рисуют по любой поверхности, маркеры с краской, просто перманентные. У меня в арсенале есть и такие, и такие. Они работают примерно одинаково, но с перманентными есть такой момент, что они могут оказаться не стойкими. Это зависит от производителя. Хотя, как правило, рисунок, нанесенный этими маркерами, не поддается стиранию или воздействию каких-либо средств. Даже обычные перманентные маркеры очень часто отвечают этим требованиям. Ими можно рисовать по чему угодно, за исключением пористой поверхности. То есть по обоям, грунтованной поверхности или, как в моем случае, пластику.
Рисунок наносится без предварительной обработки этого пластика. Была идея напечатать изображения, но в итоге я решила рисовать все вручную. На все изображения для офиса Ufa1.ru сделала предварительные эскизы в том же масштабе, но роспись не предполагает просто повторение эскиза. В процессе работы рисунок может обрастать какими-то деталями, которых изначально не было. Перед прорисовкой маркерами делается предварительная разметка карандашом.
– Насколько сохранны эти работы?
– Для сохранности изображения будут покрыты лаком. Однако в принципе, если используются проверенные качественные маркеры, без этого можно обойтись.
– Насколько такие изображения уместны в оформлении жилых пространств?
– Как говорила, я активно слежу за художниками, которые работают в этой технике. Во всем мире она востребована, в том числе и в оформлении домов. Мне очень нравится, когда на стенах рисуется будто бы часть обстановки – например, полки с расставленными книгами. Смотрится здорово! На мой взгляд, намного лучше, чем цветочки или полоски на обоях. Я себе тоже хочу такую стену. Давно к этому шла, а теперь есть толчок, чтобы нарисовать. В Питере, Москве, Самаре, других крупных городах в данной технике оформляют и хостелы.
– В чем разница изображений, которые вы делаете для стен, для оформления интерьера, и других ваших художественных работ?
– Здесь заранее нужно продумать, что будет изображено. Это большой формат, и изначально я должна если не сделать предварительный эскиз, то очень четко держать его в голове. Очень важно сохранять цельность работы. С маленьким форматом ее легче выдержать.
– Интересно ли вам будет для кого-то другого создать подобные изображения? Какие проекты вы еще хотите осуществить?
– Мне несомненно хочется поработать с другими клиентами. Это всегда очень интересное взаимодействие, когда заказчик что-то хочет, ты пытаешься его понять, найти общие точки, и в итоге рождается что-то необычное.
Еще одно направление, которое популярно за рубежом, в Москве, в Питере и которое я хочу развивать в Уфе, – это жанр графического репортажа. Может быть, вы слышали о зарисовках из зала суда, когда не используют фотоаппараты, а делают рисунки и сопровождают их текстом? Тематика репортажей может быть самой разной. Приходишь на мероприятие (от вечеринки до культурного перфоманса) или даже в рабочее пространство и рисуешь, что там происходит. Мне хочется, чтобы этот жанр стал известен и привычен так, как, к примеру, фоторепортаж. У меня есть группа о графическом репортаже в соцсети и блог, где я пишу и о других своих проектах. Также я сотрудничала в жанре графического репортажа с рядом уфимских изданий.
– Удачи вам в воплощении ваших планов!
Фото: Фото из личного архива Натальи ЯКУНИНОЙ и Тимура ГИНИЯТУЛЛИНА