В конце апреля в столице региона появился центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Его председатель Рим Булатов рассказал проекту «Дом», почему эта организация появилась именно сейчас и какие функции ей предстоит выполнять.
– Рим Нигматьянович, почему городской центр общественного контроля появился именно сейчас?
– Идея объединить усилия всех общественных организаций, работающих в сфере ЖКХ, появилась давно. Реализовать ее удалось после появления соответствующего указа президента Владимира Путина. Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ действует уже год. Недавно открылся городской центр, сейчас мы занимаемся формированием районных советов общественного контроля в сфере ЖКХ. Вся эта структура работает в одной связке. Нам предстоит решать большие задачи, среди которых защита прав граждан – потребителей коммунальных услуг, контроль по расходованию денежных средств, участие в формировании тарифной политики. Вся эта работа возможна во взаимодействии с органами власти, ресурсоснабжающими организациями и, конечно, управляющими компаниями.
– Давно ли вы сами работаете в жилищно-коммунальной сфере?
– В сфере ЖКХ я работаю 10 лет. Сейчас являюсь председателем ТСЖ и одновременно руководителем ассоциации ТСЖ и управляющих организаций Уфы. Знаю обстановку в управляющих организациях и ТСЖ. Возможно, поэтому меня избрали председателем городского центра.
– Как будет осуществляться работа центра? Допустим, у жильцов определенного дома возникла проблема – им нужно обращаться сразу к вам?
– В каждом районе города в ближайшее время появится общественная приемная. Прием будут вести представители избранного общественного совета. Туда можно обращаться по различным вопросам, связанным с жилищно-коммунальной сферой. Мы планируем также открыть сайты городского центра и районных советов, где любой житель города сможет узнавать об обсуждаемых на заседаниях проблемах и задать вопросы. Общественная приемная будет работать и при городском центре общественного контроля. Хотя решения общественных советов в сфере ЖКХ и носят рекомендательный характер, но за их игнорирование должностные лица будут нести ответственность. Конечно, решать многочисленные вопросы жилищно-коммунальной сферы мы сможем только во взаимодействии с органами власти, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
– Вы сами говорили, что в Уфе немало людей, которые на общественных началах следят за ситуацией в ЖКХ. Кого конкретно вы планируете привлекать к работе центра?
– Действующие в городе советы микрорайонов, домовые комитеты, общественные и молодежные организации, партии уже представили своих членов для работы в центре. Граждане, которые не входят в организации, но занимают активную жизненную позицию, тоже могут участвовать в работе городских и районных советов.
– Какие проблемы ЖКХ наиболее острые для Уфы? Чем вы планируете заняться в первую очередь?
– Таких проблем немало. Формирование тарифов ресурсоснабжающими организациями, заключение договоров с управляющими компаниями по содержанию и ремонту общего имущества, проведение капитального ремонта, благоустройство придомовых территорий, а также многие другие вопросы, затрагивающие интересы собственников жилья.
Еще одно важное направление работы – обучение и информирование. К сожалению, наше население крайне плохо осведомлено. Многие не знают, как формируется квартплата и тарифы. Немало жалоб вызвано просто нехваткой информации. Ситуацию необходимо исправлять, и первые занятия начнутся уже в начале июня. Вначале семинары пройдут для сформированных районных советов общественного контроля. Постепенно подключим и население. Также будем действовать через СМИ, планируем проводить круглые столы, семинары и лекции по конкретным темам жилищной сферы.
– Жители города часто жалуются на управляющие компании. А есть ли такие аспекты, в которых управляющие компании нужно защитить от граждан?
– У управляющих компаний очень сложное положение. В самом принципе их работы есть некое противоречие. По своей сути это коммерческие организации. Как любой коммерческой организации, управляющей компании нужно работать рентабельно. А как этого добиться, если практически единственная статья, за счет которой компания может существовать, – это «Содержание и ремонт общего имущества»? Денег на содержание часто собирается недостаточно, и за повышение этой статьи собственники, конечно, тоже не голосуют. Потом спрашивают, почему плохо убран их двор, но дворник за две тысячи рублей не будет работать с утра до вечера. Однако и в таких условиях есть управляющие компании, которые добиваются хороших результатов. Таких организаций в Уфе немало. Конечно, бывают и компании-однодневки, которые соберут деньги с населения и пропадают. С такими необходимо бескомпромиссно бороться.
– Должно ли ограничиваться число домов, находящихся в управлении у компании?
– Сейчас мы над этим думаем. На мой взгляд, ТСЖ в управлении должно иметь не больше 300–400 квартир. При большем числе будет просто сложнее организовать собрания. Для управляющей компании эффективнее иметь в управлении 15–20 домов, хотя есть точка зрения, что максимальный предел – это 100 домов. Как раз сейчас структурная реформа в ЖКХ активно обсуждается. Общественные советы присоединятся к дискуссии. Какими должны быть управляющие компании, как взаимодействовать, какую роль в этой структуре будут играть ЖЭУ – все эти вопросы затрагивают каждого собственника жилья. А цель – чтобы граждане за свои деньги получали качественные услуги и чтобы управляющие компании оказались не в накладе и были заинтересованы в своей работе.
– Можно ли ЖКХ перевести на современную бизнес-модель?
– Безусловно, это можно и нужно делать. Но, к сожалению, мы сразу упираемся в вопрос денег. Чтобы граждане получали качественные услуги, плата за содержание должна составлять около 40 рублей с квадратного метра. Но у населения нет возможности оплачивать такие суммы. Да и никто нам эту сумму на собраниях собственников жилья не утвердит. Сейчас в среднем по городу по статье «Содержание и ремонт общего имущества» платят от 12 до 18 рублей с квадратного метра общей площади. Получается замкнутый круг, и его необходимо разорвать. Как это сделать? Есть идеи, есть наработки, есть опыт других стран, который необходимо обсуждать с гражданами.
Фото: Фото из личного архива Рима БУЛАТОВА