Жительница Уфы в течение полугода заливала соседей и не знала об этом. Квартира под ней была сдана, и арендаторы молчали о происходящем. Кто в такой ситуации должен возмещать урон владельцам жилья?
Молчание квартирантов
«В понедельник выяснилось, что покупка стиральной машинки вот уже полгода радует меня и жутко огорчает соседей, – рассказала уфимка Татьяна. – Я с октября усердно топлю их и узнаю об этом в марте. Арендующие квартиру снизу девочки-студентки просто наблюдали, как потолок становился сначала желтым, а потом коричнево-серым. Когда все выяснилось, хозяйка заявила, что в обязанности квартирантов не входит оповещение меня и вылавливание с работы».
Кран в квартире Татьяны капал полгода. Ее муж сразу его замотал. Вызванные сантехники не нашли других неисправностей. Владелица квартиры снизу попросила сделать в ее квартире ремонт либо заплатить пять тысяч рублей.
«Я решила за свой счет натянуть им потолок. Нашла специалистов, обзвонила кучу ремонтников. Предложила: «Раз ваши квартирантки вечером дома, давайте сделаем за два дня». В ответ: «Нам надо подумать». В итоге я предложила сумму, которая уйдет на натяжной потолок (с ним всем жилось бы спокойней). Хозяйка на деньги согласилась и под расписку забрала», – сообщила о дальнейшем развитии событий Татьяна.
Хотя ситуация разрешилась, вопросы у уфимки все-таки остались. В частности – лежит ли хотя бы часть ответственности на неответственных квартирантах?
«Если будет течь с крыши и жильцы не предупредят УЖХ, это же не значит, что УЖХ не виновато, – прокомментировал ситуацию юрист Вадим Беляков. – Своя рубашка всегда ближе к телу, а если посмотреть под другим углом или найти сравнение – все встает на места. Когда затапливают соседи сверху, нужно смотреть, где именно произошла протечка. Если до первого крана в квартире, то виновата управляющая компания. Если протечка в трубе после первого крана – виноваты хозяева».
Без управляющей компании – никуда!
Что же нужно делать тем, чью квартиру топят? Представитель сайта Ufacity.me Вадим Беляков дал свои советы.
Позвонить в управляющую компанию и пригласить сотрудника для составления акта о причинении ущерба. «Жильцы, которые проживают на крайних этажах многоквартирных домов, могут иметь в виду, что в 99% случаях виновата управляющая компания, – отметил Вадим Беляков. – Она обязана будет возместить вам ущерб. Жителям других этажей также необходимо выяснить причину затопления, так как это может быть лопнувшая труба в перекрытиях или что-то подобное. Соответственно сотрудники управляющей организации обязаны прийти и попытаться установить причину затопления. Если вы с причиной не согласны – можете обращаться в суд».
Составить и подписать акт, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых он был причинен. «Акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон», – уточнил юрист.
Если в течение 12 часов сотрудник не явился – пишите обращение в управляющую компанию, а также звоните или пишите в Госкомжилнадзор, Роспотребнадзор и другие надзорные ведомства.