Недвижимость Ильгиз Калимуллин, разработчик Ufacity.me: «Корень бед в сфере ЖКХ – не только в жульничестве управляющей компании, но и в пассивности горожан»

Ильгиз Калимуллин, разработчик Ufacity.me: «Корень бед в сфере ЖКХ – не только в жульничестве управляющей компании, но и в пассивности горожан»

В 2012 году жители Уфы: юрист Вадим Беляков, специалист по связям с общественностью Ильгиз Калимуллин, программист Сергей Нечаев, волонтер Николай Аничков и дизайнер Ярослав Иликбаев – на общественных началах создали сайт, помогающий горожанам решать проблемы в сфере ЖКХ. Они назвали его Ufacity.me, подразумевая, что город Уфа – это я, это каждый из нас. В феврале 2013 года разработчики сайта встретились с мэром Иреком Ялаловым, оценившим их гражданскую инициативу. Сегодня мы говорим с одним из создателей Ufacity.me Ильгизом Калимуллиным о развитии проекта и готовности уфимцев бороться за свой дом и двор.

– Ильгиз, в чем специфика сайта, разработкой которого вы занимаетесь?

– На мой взгляд, идея Ufacity.me довольно очевидна. Странно, что никому раньше не пришло в голову создать сайт, предоставляющий всю информацию о ЖКХ с небольшим региональным уклоном. А жилищно-коммунальное хозяйство обязательно должно рассматриваться с учетом географии. Потому что, скажем, ЖКХ в Африке и ЖКХ в России сильно отличаются из-за климатических условий в стране и менталитета населения. Наш сайт в первую очередь ориентирован на Башкирию.

В то же время у Ufacity.me есть база, которая позволит его использовать по всей стране. Это законодательство – Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации. Чем сильны чиновники? Почему они выигрывают в любых конфликтных ситуациях? Эти люди всегда могут сослаться на определенный пункт федерального закона. А граждане говорят лишь об абстрактной справедливости. Так сложно чего-то добиться. Только закон дает гарантию, что нужные меры будут приняты. Поэтому наша цель – повышение грамотности людей в сфере ЖКХ. Когда у нас будет пять тысяч грамотных людей вместо одного на пять тысяч, это отразится на всех сферах жизни.

– И как вы хотите этого добиться?

– Тут два направления работы. Первое – предоставление информации. На Ufacity.me можно ознакомиться со статьями Жилищного кодекса и выяснить, наконец, номер телефона своей управляющей компании. К сожалению, многие уфимцы даже не представляют, кто их обслуживает. Вторая ветвь – интернет-диспетчерская, которая позволит обратиться в управляющую компанию не только лично, по телефону или письмом, но и через Сеть.

Если грамотность населения мы можем повышать независимо от властей, то интернет-диспетчерскую нужно организовывать всем миром. Необходимо продумать механизм ее работы, чтобы не ущемить ни управляющие компании (не создать им лишнюю работу), ни людей. На данный момент мы пересылаем запросы граждан на страницу «Народный контроль» министерства жилищного хозяйства республики. Выступаем неким проводником.

– Как шла работа над созданием Ufacity.me?

– Команду сайта объединило то, что все мы приобрели квартиры в Уфе и осознали необходимость оберегать свое жилье. У каждого проснулся инстинкт хозяина. Большинство из нас стали председателями домовых комитетов. Часто объясняли знакомым какие-то вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все мы много общаемся в Интернете и поняли, что проще было бы не отвечать на одни и те же вопросы по много раз, а давать ссылку на заранее подготовленный материал.

Важным моментом было решение выложить на сайт готовые схемы, как решить ту или иную проблему. Вот буквально: куда звонить и что предпринимать, если не горит свет в подъезде. Сайты с выдержками из Жилищного кодекса могли существовать и раньше, но это стало нашим ноу-хау. Когда запускали сайт, было описано 40 проблем. Сейчас их 53. Надеемся, через год будет 150. Основные работы по сайту уже проведены, и есть время сконцентрироваться на этом вопросе. Также появляется возможность плотнее заняться интернет-диспетчерской.

Непосредственно на создание сайта ушло полгода. Запустился он в июне 2012 года. Считаю, нашей команде совсем с небольшими затратами удалось сделать большое дело. В работе над Ufacity.me нам различным образом помогали и помогают уфимские блогеры, сотрудники СМИ и госучреждений, предприниматели, просто неравнодушные жители города. Отдельно назову Сергея Гладких, Шамиля Валеева, Руслана Шаймухаметова, Тимура Каримова, Юрия Рапопорта и Кирилла Бадикова.

– Как отреагировали горожане на появление подобного ресурса?

– Изначально у Ufacity.me была высокая посещаемость, затем она несколько снизилась. Люди быстро наигрались. Все-таки корень всех бед – не только в жульничестве управляющей компании, но и в пассивности горожан. Сайт об этом говорит вслух, многим это не нравится. Эти люди ждут, что мы будем только ругать коммунальщиков. А мы прямо пишем: пойдите и наведите порядок, это в вашем доме происходит. Если вы сами не предпринимаете каких-то действий, никто о вас не позаботится. Нужно перестать быть наивными и понять, что подъезд – ваша собственность, и в нем, к примеру, не должно плохо пахнуть.

– Очень показательно, что разработчики сайта Ufacity.me были приглашены на встречу с мэром Уфы Иреком Ялаловым. Какая у встречи была цель и довольны ли вы ее результатами?

– На встречу в мэрии мы пошли с заранее подготовленным обращением. Не хотели обсуждения общих моментов и в письменном виде представили волнующий нас круг вопросов. Основной из них – дополнить нормативные акты на уровне горсовета Уфы пунктом о том, что гражданин может оформить заявку в управляющую компанию не только лично, по почте или e-mail, но и через сайты. На данный момент закон этого не предполагает. Ответ на наше обращение мы получим в марте. Уверен, часть поставленных нами вопросов будет эффективно решена.

В ходе встречи стало понятно, что руководство города четко понимает масштабы проблем в сфере ЖКХ, знает все проблемные дома, озвучивает цифры, где чего не хватает. У Уфы достаточно современный мэр, которого не напугаешь словом «Интернет». Однако наш проект он оценил не столько за форму (сайт), сколько за гражданский порыв. Тем не менее, у нас с чиновниками разное видение решения ряда проблем. Например, мы считаем, сфера ЖКХ слишком зарегулирована. Чем больше ее регламентируешь, тем больше пространство для коррупции. Администрация не согласна. По ее мнению, наоборот, если дать больше свободы управляющим компаниям, туда ринутся жулики.

– Каковы дальнейшие цели и планы Ufacity.me?

– Мы не хотим быть просто сайтом с подборкой советов в сфере ЖКХ. Понимаем, что нужно встраиваться в действительность, и постепенно выходим в реал. С нами начинают сотрудничать СМИ и коммерческие организации. Застройщики, планирующие создавать собственные управляющие компании, приглашают нас оказывать консалтинговые услуги. Иногда Ufacity.me устраивает блог-патруль. По просьбе жителей дома мы осматриваем его, в специально разработанном бланке отмечаем нарушения и отсылаем бумагу в управляющую компанию. Наш главный мотив – «я хочу навести порядок на своей лестничной клетке, в своем подъезде, в своем доме, в своем дворе, в своем квартале, в своем городе». Пока в Сипайлово не решатся все проблемы, моя дочка не сможет по дворам спокойно ходить.

Если говорить о сайте, тут мы мечтаем о краудсорсинге. Чтобы горожане, уже решившие свои проблемы в сфере ЖКХ, консультировали тех, у кого вопросы еще имеются. В Уфе есть люди, очень компетентные в этой сфере. Порой они ведут тяжелую борьбу с системой и нарабатывают уникальный опыт. Активизация, объединение людей пошло, и его не остановить.

– Связано ли это со сменой поколений? С тем, что коммунальные проблемы сейчас волнуют не только пенсионеров, выстаивающих перед дверями управляющих компаний?

– На мой взгляд, такое выстаивание крайне не эффективно. Померзнут, потратят время, ничего не добьются. Молодежь подключается и действует совсем другими, современными методами. Разослав все необходимые письма с помощью курьера, например. Вместо возмущений работой сотрудников ЖКХ сейчас мы слышим: «Я разбираюсь в проблеме. На этот мой запрос уже пришел ответ, на этот – ожидается. Следующий вопрос я доведу до суда». Один грамотный человек стоит сотни активных, и если раньше счет грамотных людей в Уфе шел на десятки, то сейчас – на сотни.

– Ильгиз, почему символом Ufacity.me стала лампочка?

– В этом есть своя логика. Заметьте, что она старомодная. Кто-то может спросить: «А что это у вас лампочка не энергосберегающая изображена на сайте?» А в каком подъезде вы видели энергосберегающую? С развитием жилищно-коммунальной сферы Уфы лампочка на Ufacity.me будет становиться все современнее.

Фото: Фото из личного архива Ильгиза КАЛИМУЛЛИНА и пресс-службы городской администрации
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем