С начала этого года прокуратура РБ выявила массу нарушений в деятельности управляющих компаний (УК) города. Жители крайне активно жаловались на то, что УК не сообщают им о своей деятельности, не предоставляют необходимой информации о порядке начисления коммунальных платежей. И вот сейчас, в начале месяца, на сайте Госжилинспекции РБ появился список управляющих организаций, готовых к открытому сотрудничеству.
При проведении контрольных мероприятий государственные жилищные инспекторы проверяют исполнение договоров управления и полноту раскрытия информации управляющими организациями. Эти обязательные требования, предъявляемые к управляющим организациям, не исполнялись. Напомним, что в марте этого года вышел указ президента РБ о том, что УК должны размещать все показатели своей финансово-хозяйственной деятельности на своих официальных сайтах, в местных СМИ и на информационных стендах управляющих организаций. Также там должны быть сведения о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отмечает начальник Госжилинспекции РБ, главный государственный жилищный инспектор РБ Ильдар Замалетдинов.
Итак, на сегодняшний день на сайте Госжилинспекции информацию о себе разместили 172 управляющие организации, на сайте саморегулирующих организаций (СРО) – шесть компаний, на сайтах администраций районов, городов – 34 организации, на собственных сайтах – 89. До сих пор решают вопрос по размещению информации на сайте 12 управляющих организаций: уфимские товарищества собственников жилья «Фасад», «Фасад-1», «Клокс+», «Адмирал», «Калинка», «Успех», «Уют», «Терем», «Ритм» и салаватские ТСЖ «Уютный дом» и ООО «Техстройресурс». Ряд организаций разместили информацию одновременно на двух сайтах (на собственном и на сайте Госжилинспекции РБ).
За пять прошедших месяцев текущего года в Государственную жилищную инспекцию по РБ поступило 2130 обращений, что на 72% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самое большое число жалоб связано с неудовлетворительной работой управляющих компаний. Также очень часто собственники жилья жаловались на слабое техническое состояние многоквартирных домов. Не менее редкими оказались жалобы на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг. Треть звонивших оказалась недовольна правилами начисления платы за пользование ЖКУ.
По состоянию на 30 мая 2011 года рассмотрено 2005 (94%) поступивших обращений и приняты соответствующие решения, 125 обращений находятся на рассмотрении. По результатам выявленных нарушений также произведен перерасчет гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 64,68 смллмона рублей, отмечают в Госжилинспекции.
Рост числа жалоб на управляющие компании объясняется сегодня и тем, что большинство уфимцев до сих пор не знают своих прав и обязанностей перед жилищной организацией, а также прав и обязанностей последней перед жильцами. Если начисления за предоставляемые коммунальные услуги вызывают вопросы у собственника, ему необходимо обратиться с запросом в свою УК, которая в этом случае должна разъяснить, из чего складывается та или иная цифра, прописанная в квитанции. Если жилищная организация не реагирует на запрос или же после ответа компании расчеты продолжают казаться собственнику ошибочными, здесь необходимо обращаться в Госжилинспекцию или Управление Роспотребнадзора. В соответствии с законом о защите прав потребителей, деятельность управляющей компании по начислению платежей представляет собой услугу. И если она оказывается некачественной, собственник имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор и сообщить о нарушении закона «О защите прав потребителей».
«Жилищная организация, обслуживающая многоквартирный дом, обязана заключить в письменной форме с жителями и нанимателями договор управления многоквартирным домом. При этом все условия в договоре должны быть понятны и четко прописаны, – говорит директор УК «Барьер» Андрей Голубев. – Очень часто квартировладельцы не могут договориться ни между собой, ни с управляющей компанией насчет того, какими должны быть форма и содержание этого документа».
Договор на управление домом – это соглашение, достигнутое и подписанное как минимум двумя сторонами: жилищной организацией и собственником жилья. За нанимателя договор подписывает собственник помещения (представитель органа местного самоуправления). В большинстве случаев условия договора разрабатывались управляющей организацией, поэтому для потребителя лучшим вариантом будет, когда условия договора четкие и понятные, не содержат общих формулировок, а также условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Договор должен быть составлен грамотно и с максимальным учетом интересов жильцов.
Фото: Фото с сайта Clike.ru