Недвижимость Торговые площади ждут арендаторов

Торговые площади ждут арендаторов

На рынке торговой недвижимости Уфы с января по декабрь прошлого года прослеживается тенденция роста объемов предложения. Объем предложения торговых помещений увеличился на 85,8%, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране...

На рынке торговой недвижимости Уфы с января по декабрь прошлого года прослеживается тенденция роста объемов предложения. Объем предложения торговых помещений увеличился на 85,8%, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране, уверены аналитики.

По данным экспертов Rain Group Недвижимость, 2009 год в Уфе характеризовался снижением арендных ставок всех типов коммерческой недвижимости. Кроме базовой арендной ставки, снижались и операционные расходы, увеличивался срок арендных каникул, некоторые собственники брали на себя расходы на отделочные работы в помещениях арендатора, сократился размер гарантийного взноса и так далее.

Средняя арендная ставка на конец прошлого года составила 610 рублей за квадратный метр. Падение в период с января по декабрь 2009 года составило порядка 20-35%. Средняя стоимость продажи на конец прошлого года составляла 54 803 рубля за квадратный метр. Таким образом, падение за 2009 год составило порядка 25-40%.

«Необходимо отметить, что в настоящий момент некоторый рост спроса со стороны потребителей связан с существованием отложенного спроса, а не с общим улучшением ситуации. Если говорить о ситуации в целом, то увереннее всего себя чувствуют торговые операторы, ориентированные на аудиторию с доходами ниже среднего (дискаунтеры), – комментирует руководитель отдела маркетинговых исследований и аналитики RAIN GROUP Недвижимость Алина Шакурова. – Таким образом, можно сделать вывод, что основным фактором, определившим развитие рынка торговой недвижимости Уфы в 2009 году, стал финансово-экономический кризис».

По словам эксперта, финансовый кризис повлек за собой:

  • рост объема предложения торговых помещений на протяжении всего 2009 года;

  • дефицит заемных кредитных средств;

  • снижение цен и арендных ставок на объекты во всех сегментах рынка торговой недвижимости;

  • снижение спроса на объекты торгового назначения (чаще всего это поиск вариантов, позволяющих сократить расходы на аренду офиса, склада или магазина).

Если говорить о предложение по типу сделок, то лидирующую позицию занимает аренда помещений. Многие собственники по-прежнему предпочитают не продавать помещения на «низком рынке», констатируют аналитики Rain Group Недвижимость. Что касается торговых центров, то тут прослеживается следующая ситуация. На рынке торговой недвижимости резкая смена (в сторону сокращения) планов ретейлеров застала врасплох значительное количество строящихся объектов, многие из которых были заморожены. При этом в течение года к реализации не было заявлено ни одного нового крупного проекта. У девелоперов образовался излишек площадей, даже несмотря на падение арендных ставок.

Высокая конкуренция на рынке торговой недвижимости, как утверждают аналитики Rain Group Недвижимость, выявила ошибки в концепциях многих торговых проектов. Произошла резкая дифференциация объектов на успешные (спрос на них сохранялся на высоком уровне в течение всего прошлого года (ТРК «Семья») и менее успешные, которые без концептуальной коррекции останутся невостребованными среди арендаторов. Строительство ряда объектов, открытие которых было запланировано на конец текущего года, переносится на следующий год. Причины те же: проблемы с финансированием строительства, неправильное прогнозирование объемов и сроков строительных и отделочных работ и так далее.

Рынок коммерческой недвижимости, утверждает директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Юрий Тараненко, в следующем году будет носить ярко выраженный сезонный характер, наибольшую активность показывая весной и осенью, как это свойственно посткризисным годам. Тенденции роста спроса на аренду и покупку объектов различного назначения и активности собственников приведут к увеличению количества сделок, возможен небольшой рост рынка в пределах 10-12 процентов. Рост цен в 2010 году возможен прежде всего в формате street-retail – малых торговых помещений, а также малых и средних офисных площадей.

По словам управляющего директора NAI Becar Давид Годшо, в 2010 году при стабилизации мировой и российской экономики ожидается рост потребительского спроса. Увеличение предложения в торговом сегменте произойдет за счет проектов, находящихся в настоящее время на стадии завершения. Что касается спроса, по прогнозам NAI Becar, наиболее востребованными в течение следующего года останутся магазины эконом-класса. С точки зрения профиля арендаторов наиболее комфортно себя чувствовать будут операторы продуктового ретейла, фастфуда, магазины одежды демократичных марок. Спросом торговых операторов будут пользоваться площади в качественных, концептуальных объектах, предлагающих адекватный уровень ставок. В крупных городах возможна небольшая коррекция ставок в начале года в результате перезаключения договоров аренды. При благоприятном развитии экономических процессов восстановление уровня арендных ставок ожидается к концу 2010 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем