Не секрет, что земельный вопрос всегда был и остается одним из ключевых. В условиях кризиса его значимость только усилилась. Земля – это тот стратегический ресурс, от правильной оценки, эффективного использования и налогообложения которого зависит в немалой степени развитие малого и среднего бизнеса.
В рамках XIX Международной специализированной выставки «УралСтройИндустрия-2009» и республиканской специализированной выставки «Малоэтажное строительство-2009» в Уфе за круглым столом предприниматели города, представители госвласти, различных ведомств на днях обсуждали «Проблемы малого и среднего бизнеса в сфере земельных и имущественных отношений». А их, как известно, не мало.
Безусловно, по словам заместителя председателя Cовета ГО Уфа, председателя Совета Союза предпринимателей Уфы Ольги Одиноковой, нашему законодательству не так много лет, в настоящее время идет лишь наработка правоприменительной практики. Поэтому вопросов у бизнеса в сфере земельных и имущественных отношений более чем предостаточно.
Ольга Леонидовна, в частности, сказала, что большой проблемой, по сути, являются сроки рассмотрения, оформления документов. «Ни для кого не секрет, проходит не один год, пока мы получаем определенные разрешения на строительство. В то же время это оборачивается прямыми потерями, как для предпринимателей, так и для бюджета».
Представитель Союза предпринимателей также привела в пример слова Дмитрия Медведева о том, что в стране, к сожалению, до 700 дней занимает оформление документов на отвод земли и под строительство, в то время как в Китае на оформление уходит 70 дней, в Европе и США и того меньше – 30-40 дней. Словом, снова была поднята тема преодоления административных барьеров.
В то же время отметим, что административные барьеры – это фактически установленные законом правила игры, в рамках которых должно существовать общество. В этом смысле без таких барьеров, а также без органов, осуществляющих надзор за соблюдением установленных правил, невозможно существование государства. Проблема возникает тогда, когда логика жизни требует, чтобы барьер был минимален, а он велик. Тогда мы уже говорим о проблеме административных барьеров. На пути бизнесмена существует немало различных инстанций, в том числе при оформлении земельных отношений. В конечном итоге преодоление этого барьера занимает и время, и деньги и нервы.
Заместитель министра строительства, архитектуры и транспорта РБ Урал Ураксин признал, что данная тема очень актуальна. «На практике приходится сталкиваться с проблемами при выделении земельных участков, согласования разрешительной документации». Замминистра призвал предпринимателей сразу сообщать о чиновниках, препятствующих нормальной работе: «Если где-то затягивают со сроками, сразу сообщайте в вышестоящие органы».
Предприниматели могут обращаться и в Совет по защите малого и среднего бизнеса, созданного при прокуратуре. В частности, заместитель прокурора Уфы Маргарита Воронина отметила, что по инициативе Совета было проведено анкетирование предпринимателей на тему – с какими проблемами последние сталкиваются на практике. Большая часть анкетированных указало как раз на проблему затягивания сроков при оформлении документов на право пользования земельными участками.
Впрочем, подробнее о сроках рассмотрения правоустанавливающих документов при оформлении земель, а также с чем приходится сталкиваться предпринимателям, рассказал председатель совета Ассоциаций организаций предпринимательства РБ, депутат Государственного Собрания – Курултая РБ Алексей Щербацкий.
По словам Алексея Александровича, до 1 января предприниматели обязаны переоформить право пользования земельными участками по договору аренды. Это прописано в земельном законодательстве. 70 процентов предпринимателей к этому вопросу не приступили. А ведь предусмотрены серьезные наказания. А как же успеть все сделать в срок? По сути это трудновыполнимая задача.
Депутат привел простой пример: «Допустим, земельный участок состоит на кадастровом учете, находится в муниципальной собственности, и нет необходимости переоформлять вид деятельности на этот участок. На получение кадастрового паспорта в Роснедвижимости уходит десять рабочих дней, а на получение плана земельного участка – в Горкомземе, а ныне в МУП «Земельное агентство» – 30 дней, на подготовку проекта постановления на выделение земельного участка еще 30 дней, согласование проекта постановления в администрации города Уфы займет от одного до двух месяцев.
Кроме того, нужно собрать подписи в юридической службе Горкомзема, поставить подпись заместителя председателя «Земельного агентства», председателя агентства, юридической службы КУМСа и т.д.». После того как все документы собраны, они отправляются в Регпалату на месяц. А если есть замечания в этом ведомстве – документы возвращаются на «доделку», сроки, соответственно, удлиняются.
Кроме того, предприниматели вынуждены проходить эти процедуры с периодичностью раз в три года, а именно настолько, как правило, заключается договор аренды госсобственности.
Алексей Щербацкий считает, что выходом из сложившейся ситуации может быть удлинение сроков аренды по договору. Кроме того, по мнению депутата, должна быть предоставлена возможность заплатить за процесс ускорения получения необходимых документов.
Член Общественной палаты РБ, заместитель председателя совета Союза предпринимателей Уфы, генеральный директор ООО «Фонд «Аякс» Владимир Вишневский отметил, что существует нормативный документ – Указ президента, где всем главам администраций рекомендовалось с субъектами малого предпринимательства заключать договоры аренды на недвижимое имущество только на долгосрочной основе.
По словам эксперта, из года в год идут нарекания со стороны предпринимателей по поводу сложностей с регистрацией, оформлением права собственности, узаконением земли, недвижимости. Владимир Вишневский считает, что при Общественной палате необходимо создать рабочую группу, которая разработала бы комплект документов по прохождению этих процедур в соответствующих органах и организациях. Он также предложил внести ряд поправок в действующее законодательство, в том числе и в Налоговый кодекс РФ.
В то же время директор ГУП «Башземоценка» Раиль Еникеев считает, что предпринимателям предоставляется большое количество льгот. «Давайте делать экономический анализ с учетом социально-экономического развития районов, прежде чем устанавливать ставки по земельному налогу и предоставлять льготы», – призвал Раиль Амирович. Он также против снижения кадастровой стоимости (оценки) земли, которая является налогооблагаемой базой при расчете земельного налога. Он напомнил, земельный налог – это местный налог. И это доходная часть бюджета многих муниципальных образований, которая идет, к примеру, на содержание объектов социального значения.
Стоит отметить, все участники круглого стола поддержали главную идею Раиля Еникеева. По мнению директора ГУПа, чтобы сократить затраты времени на оформление земли, участков, недвижимости в различных инстанциях, необходимо создать Единую электронную карту Уфы, региона. «Давно назрела необходимость создания единой электронной карты республики, во-первых, для всех министерств и ведомств, муниципальных образований в целях своевременного принятия управленческих решений. А во-вторых, чтобы любой пользователь и собственник мог зайти на эту карту и увидеть, где земельный участок находится, какие налоги нужно заплатить, обременен ли участок или нет. Наличие такой единой базы сократит сроки оформления земельного участка», – считает Раиль Амирович.
В целом же участники круглого стола остались довольны обсуждением, по итогам проведенного мероприятия будет подготовлена резолюция. Остается надеяться, что все высказанные идеи и озвученные предложения по совершенствованию процедур оформления разрешительной документации на земельные участки найдут свое реальное воплощение в жизни предпринимателей.