Оптимизация работы любой компании сегодня актуальна как никогда. Нужно ли сокращать персонал? Как распределить кадровый ресурс, чтобы при этом не упало качество конечного продукта? Эти и многие другие вопросы в условиях кризиса вынужден задавать себе практически каждый руководитель.
Генеральный директор Экспертного центра сертификации систем менеджмента, глава Координационного совета и руководитель объединенного проекта «ИСО-Центр» Артур Рачковский (Москва) поделился своим мнением по поводу путей выхода из кризиса для строительных компаний, а также обнародовал свое видение работы строительной отрасли в условиях саморегулирования.
– Артур Яковлевич, поясните: для чего нужно сертифицировать систему менеджмента компании по стандартам ИСО 9000?
– Внедрение системы менеджмента кампании (СМК) с последующей ее сертификацией по международным стандартам качества ИСО 9000 – это системный подход к управлению компанией. С практической точки зрения благодаря ему система управления предприятием выстраивается так, что механизм работает четко, исключает дублирующие процессы, упорядочивает документооборот. Невозможно руководить предприятием эффективно и гарантировать потребителю качество продукта, не применяя системный подход к управлению. Он определен именно международными стандартами серии ИСО 9000.
– В условиях кризиса это востребовано?
– Безусловно, особенно сейчас, когда в компаниях идет недофинансирование. Если руководитель работал по старинке, то теперь ему следует уделить больше внимания системе менеджмента качества, переоценить сотрудников, их роль, определить, на каких участках людей достаточно, на каких нет. Тем самым руководитель избавится от лишнего балласта и сможет четко увидеть все процессы взаимодействия на предприятии. У него также появляются данные для анализа для принятия правильных решений, возможности быстро реагировать на изменения рынка. В кризис у нас нет права быть расточительными, мы должны держать под контролем все финансовые потоки.
Система менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 позволяет анализировать ситуацию, выстраивать мониторинг, совершенствовать все процессы организации. Это дисциплинирует персонал, повышается культура производства, а также появляется возможность выявить скрытые ресурсы, и это очень важно. Мы можем уменьшить риски и потери, найти скрытый человеческий потенциал. К тому же через систему качества легко продемонстрировать потенциальным партнерам эффективность работы компании.
– Обязательно ли сертифицироваться строителям, которые будут вступать в СРО?
Сертификация – это дело абсолютно добровольное, в этом и состоит ее суть. Но мы говорим про сертификацию именно сейчас, когда строительные компании переходят от лицензирования к саморегулированию. Задачи, которые ставятся в первую очередь при переходе к СРО, – это повышение качества и его стабильность.
Даже без привязки к законам, которые вышли, несложно понять, что добиться стабильности здесь можно, только применив системный подход. 25 июля 2008 года в силу вступил ФЗ №148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ». Он рекомендует иметь сертификат как документ, гарантирующий стабильное качество продукции. Но дело в том, что пока еще нет требований со стороны правительства к СРО, они в процессе формирования. Так или иначе, но этот вопрос встанет перед участниками СРО, поэтому мы и рассказываем заранее, что же дает система менеджмента качества компаниям.
Сертификат – это документ, который подтверждает, что система менеджмента качества соответствует заявленному стандарту. Это хороший инструмент для маркетинга. Здесь кроется и некая имиджевая составляющая.
– Какие еще практические преимущества дает сертификат?
– Дополнительное преимущество он дает на тендерных торгах. Так, в 2004 году правительство Москвы законом №953 постановило не допускать к проведению подрядных торгов строительные компании, не прошедшие сертификацию по стандарту ИСО 9000. По такому же принципу работает и Казань.
– То есть вы не исключаете, что в будущем это может стать обязательным требованием для всех строителей?
– Не исключаем, но и не делаем на это каких-то ставок. Пока у нас есть плановая работа на год, чем мы и занимаемся. Мы работаем по всем регионам России, к нам не раз обращались и обращаются не только руководители компаний, но и административные единицы.
– Больше всего сегодня за свое будущее и за вступление в СРО переживают малый и средний бизнес. На ваш взгляд, сертификация доступна каждому виду бизнеса или больше рассчитана на крупных игроков?
– Такая ситуация действительно была, и достаточно давно, когда только крупные компании могли подготовиться и пройти сертификацию по ИСО 9000. Сейчас ситуация изменилась, поскольку появилось много консалтинговых компаний, которые готовят предприятия к сертификации и ведут ценовую политику по нижней рыночной планке. Это вполне доступно и оперативно. Наши центры, входящие в объединенный проект «Центр сертификации ИСО»,например, имеют специально разработанные программы внедрения СМК в компаниях малых форм собственности. Где и по длительности проведения работ по сертификации и по финансовым вложениям существуют огромные различия по сравнению с работами по сертификации крупных предприятий.
– Вопрос к Алексею Вячеславовичу. Если сертифицированная компания не соблюдает рекомендаций, которые ей были прописаны экспертами после внедрения СМК , может ли она лишиться сертификата?
– Действительно, при сертификации проводится аудит системы управления, через год проводится повторный аудит. Так называемый инспекционный контроль. Эксперты анализируют, как за год выполнялись обозначенные рекомендации. С каждым годом деятельность компании должна улучшаться. Если же работа компании нестабильна, то сертификат может быть аннулирован.
– И много было таких случаев?
– Случаи были единичные. Если компания внедрила систему менеджмента качества, подтвердив это сертификатом соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000), она будет стремиться держать заявленную планку. Не нужно забывать, что эти стандарты – международные – применяются во всем мире. Это позволяет разговаривать с аудиторами и партнерами на одном языке.