Число желающих отремонтировать свое жилье вырастает осенью вдвое. Сезонный всплеск активности отражается прежде всего на компаниях, занимающихся преображением жилищ. Из-за резкого наплыва клиентов в некоторых фирмах буквально не осталось свободных рук. Искать работников приходится на стороне, что становится дополнительной графой в списке расходов компании, а также одной из причин взлета цен на их услуги. Еще одной причиной подросших на 20-30% цен за евроремонт стал рост стоимости строительных материалов.
По мнению специалистов, осень – наиболее подходящее время для того, чтобы переоборудовать свое жилище. «В это время рынок ремонтных услуг традиционно активизируется, – рассказывает коммерческий директор компании «Метаморфоза» Александр Шевелев. – Так повторяется из года в год. Люди возвращаются из отпусков и в первую очередь с энтузиазмом берутся за дела, которые откладывали в долгий ящик. Обычно торопятся успеть закончить ремонт к новогодним праздникам, поэтому период с сентября по декабрь – для нас очень жаркая пора».
Директор Дома экодизайна Ирина Фефелова соглашается, что осенью горожанам хочется привнести в свой дом больше уюта и комфорта, чтобы во всеоружии встретить приближающиеся уральские холода. Второй пик активности клиентов наступит уже после зимы, когда вместе с природой у человека пробуждается стремление к переменам.
По словам Александра Шевелева, в таких условиях повышение цен на услуги ремонтных бригад – обычное дело. В пиковый период компании повышают свои расценки на 10-30 процентов. В первую очередь это обусловлено нехваткой рабочей силы. «Количество квалифицированных кадров ограничено, – поясняет эксперт. – И если в обычное время их хватает, то в период резкого наплыва клиентов могут возникнуть трудности. Поэтому компании и вынуждены повышать цены на свои услуги».
Также игроки рынка говорят о значительном удорожании строительных материалов. По некоторым позициям они стали стоить дороже чуть ли не в половину, что не замедлило сказаться на кошельках клиентов. Ирина Фефелова рассказывает, что обычно в течение года цены на ремонт могут подскочить на 20 процентов, но в 2008 году по этой причине рост достиг и 35 процентов у некоторых представителей этого бизнеса. «Мы увеличиваем свои расценки один раз в год, обычно в марте на 15 процентов, – комментирует эксперт. – Подорожало практически все: и цемент, и кирпич и другие материалы».
Любопытно, что работники сетей, торгующих материалами для ремонта, значительных изменений спроса по осени не заметили. «Для ремонта в квартире в принципе подходит любое время года, – говорит менеджер оптового отдела сети строительных магазинов Екатерина Вдовина. – А пик активности покупательского спроса приходится скорее на весну – в это время начинаются фасадные работы. По сравнению с летом количество клиентов у нас существенно не увеличивается, а ближе к зиме оно, как правило, уменьшается. Связано это с невозможностью проведения некоторых видов работ. За последний год интересы покупателей, конечно, изменились. Например, сейчас популярностью пользуется стекломагнезитовый лист, который используется вместо ГВЛ».