В Башкирии почти целую неделю наблюдались проблемы в работе мессенджеров WhatsApp* и Telegram. Сбои, о которых начали сообщать еще 16 января, прекратились лишь к понедельнику, 22 января. Многие уверены, что доступ к мессенджерам целенаправленно «глушили» на фоне протестов в поддержку активиста Фаиля Алсынова** в Баймаке и Уфе. UFA1.RU обратился к экспертам с просьбой рассказать, существует ли у властей техническая возможность осуществлять такие блокировки.
Протесты в защиту Фаиля Алсынова** прошли в Баймаке 15 и 17 января, в Уфе — 19 января. Активисту дали четыре года колонии общего режима по статье о «возбуждении вражды» за его выступление на башкирском языке 28 апреля 2023 года в селе Ишмурзино Баймакского района. В своей речи он критиковал деятельность местных золотодобытчиков и, по версии следствия, негативно высказался о «жителях Кавказа», «Средней Азии», «армянах». Алсынов** связал свое преследование с инициативой руководства республики, указав на наличие в материалах дела жалоб на него за подписью главы Башкирии Радия Хабирова и замглавы его администрации Искандера Ахметвалеева. Сам Хабиров и ряд региональных чиновников заявили, что протесты раскачивали «предатели» из-за границы, а Алсынова** заклеймили экстремистом, напомнив, что в прошлом он руководил признанным экстремистским националистическим движением «Башкорт»***.
В пресс-службе самого Telegram ранее сообщали, что не ограничивали доступ пользователям «ни в каких регионах мира, в том числе в Башкортостане» и предположили, что перебои в доступе могли быть связаны «с действиями местных операторов связи». В пользу непричастности компаний к блокировкам говорит и то, что их сервисы были доступны через VPN и proxy-серверы.
По мнению руководителя информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, перебои в работе мессенджеров могли иметь разные причины.
— В принципе, проблемы могут быть просто из-за скопления народа, когда у оператора перегружаются сети, такое тоже бывает, — отметил он. — Однако, конечно, операторы имеют возможность отключать фрагменты сети — базовые станции, которые находятся там, где какие-то трудности возникают. В данной ситуации, вполне возможно, были моменты, связанные с отключением фрагментов сети или приложений ввиду беспорядков.
Руководитель Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что в ситуации «нет ничего секретного», и указывает на то, что государство располагает механизмом блокировок, которые могли бы проводиться, минуя операторов.
— Ситуация очень простая: на сетях операторов, как мобильных, так и проводных Роскомнадзором, установлены за счет самих же операторов так называемые ТСПУ. Это фактически «черные ящики», которые контролируют трафик, — пояснил он. — Сами операторы не видят, что в них происходит. После событий в Дагестане нечто подобное начало происходить в Башкирии после осуждения вот этого активиста. Ситуацию попытались раскачивать в мессенджерах WhatsApp* и Telegram. Пошли отключения, отключения со стороны государства — это не региональный уровень, а федеральный уровень отключения до момента, пока не спадет накал страстей. Почему государство в лице своих чиновников не хочет комментировать это — отдельный вопрос, но, в целом, абсолютно понятная и прозрачная ситуация.
ТСПУ (технические средства противодействия угрозам) — это оборудование, которое «заглядывает» внутрь каждого пакета и проверяет его содержимое. В октябре 2023 года глава Роскомнадзора Андрей Липов сообщал, что все узлы связи в российском сегменте интернета на 100% защищены при помощи этого оборудования.
Муртазин подчеркнул, что данная блокировка не связана с операторами — более того, приводила к сбоям в их работе. В то же время он считает эти действия властей «в данном случае оправданными», поскольку, по его мнению, протесты пытались «активно раскачать извне».
Собеседник UFA1.RU из телеком-сферы, попросивший сохранить его анонимность, сказал, что он слышал о случаях, когда операторам связи поступали указания об ограничении доступа к сервисам.
— В городе вряд ли можно [организовать блокировку без участия операторов], — сказал он. — То есть, операторам идет от Роскомнадзора распоряжение отключить такую-то базовую станцию либо, допустим, обеспечить ухудшение доступности к приложению. Естественно, операторы не будут вам говорить, что им приказали что-то там делать. Но такое есть. Такие возможности существуют везде, на самом деле, надо понять, что и в Америке при беспорядках отрубают интернет как средство связи. Это можно сделать без проблем.
В период массовых сбоев в работе мессенджеров корреспондент UFA1.RU направил запросы в пресс-службы ряда крупных мобильных операторов Башкирии. В ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») признавали, что «WhatsApp* и Telegram действительно могли работать нестабильно на указанной территории», но уточняли, что это происходило «по независящим от оператора причинам».
В «МегаФоне» были более лаконичны — сообщили, что их сети работали в штатном режиме и с их стороны «никаких ограничений нет». В пресс-службе Минцифры Башкирии сообщили, что вопрос находится «вне компетенции» ведомства и предложили обратиться с ним в Роскомнадзор.
На момент написания материала представители Роскомнадзора республики, а также «Уфанета», Yota, «Ростелекома» и МТС не ответили на запросы корреспондента UFA1.RU.
Отметим, что, помимо проблем с доступом к мессенджерам, в период протестов в Башкирии в Telegram перестали открываться оппозиционные каналы: «Куштау Байрам», блог самого Фаиля Алсынова**, переименованный в «Куштау Байрам» после блокировки оригинального ресурса, «Ирандыкский сабантуй» и канал «Как есть о Башкортостане», созданный взамен «Куштау on-line».
Последний похожим образом заблокировали еще в ноябре прошлого года, что сами представители оппозиции связали с действиями «властей Хабирова». По их словам, доступ к каналам ограничивали после массовых жалоб. Как сообщали в пресс-службе Telegram, каналы, освещавшие баймакские протесты, были заблокированы по той же причине. Несколько новостных Telegram-каналов в эти выходные опубликовали скриншоты из, как они утверждают, чатов проекта «Кибердружина» «Общероссийского Народного Фронта». Там пользователей призывают отправлять жалобы на каналы, часть которых в итоге действительно заблокировали.
* Мессенджер WhatsApp принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.
** Фаиль Алсынов внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
*** 22 мая 2020 года Верховный суд Башкирии признал БОО «Башкорт» экстремистской организацией и запретил ее деятельность.