На круглом столе в Высшей школе экономики вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин предложил сократить количество регионов в стране через их объединение, об этом писал ТАСС. Уже сегодня трансляция совещания исчезла из доступа в Сети, но председатель Курултая Константин Толкачёв успел высказаться по этому поводу. Что думает чиновник, а также политолог Дмитрий Михайличенко и экономист Рустем Шайахметов о возможном объединении российских регионов — в материале UFA1.RU.
«Я считаю, что нам 85 регионов не нужно»
На круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в НИУ ВШЭ вице-премьер Марат Хуснуллин, по информации ТАСС, высказал свою позицию по поводу укрупнения регионов, отметив, что она пока не согласована в правительстве России.
— Во-первых, я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься — не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим. <...> Или Курган. Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, у других — нет, — приводит ТАСС слова Марата Хуснуллина.
Как далее пишет издание, Хуснуллин также добавил, что не считает правильным существующий в настоящий момент принцип территориально-административного деления России.
— Я считаю, что надо укрупнять регионы — раз. Второе, я считаю, что надо идти на агломерации (точки роста у нас — агломерации), убрав от них административное деление. Почему мы сегодня не можем агломерации создать? Административное деление мешает, — далее приводит слова Хуснуллина ТАСС.
Далее вице-премьер пояснил, что бюджетные правила, налоги, и в том числе налоги на недвижимость, надо регулировать не по административному принципу, а определять территории с одной налоговой базой.
В Кремле возможное укрупнение не исключают
Накануне, 28 апреля, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам ТАСС, что Кремль все-таки не исключает возможное объединение некоторых российских регионов. Но, чтобы это осуществить, инициатива должна исходить от самих жителей.
— Нет, не исключают. Но это может идти, что называется, только снизу. То есть это не может навязываться, — высказался Песков.
Заявление Марата Хуснуллина пресс-секретарь, как пишет ТАСС, прокомментировал следующим образом: «Существуют разные экспертные точки зрения, в том числе и такая».
— Во многих регионах, действительно, экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения. Но здесь главным критерием является, конечно, воля жителей этих регионов, — приводит ТАСС слова Пескова.
«Нет депрессивных территорий»
Председатель Курултая Башкирии Константин Толкачёв отреагировал на заявление вице-премьера и также высказал свое мнение о возможном объединении регионов. Правда, мнение Толкачёва отличается от позиции вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина: Толкачёв считает, что конкретно Башкирия и соседние регионы — сильные и им не нужно объединение для того, чтобы укрепить экономику.
— Что же касается измышлений на тему наших соседей, то всё это безосновательные спекуляции. В нашем регионе все субъекты в достаточной мере состоятельны, нет депрессивных территорий. Национально-исторические отсылки здесь тоже не работают. Да, на заре создания нашей республики часть башкирского населения оказалась вне ее границ. Но вся логика дальнейшего развития была подчинена экономическим процессам. Сегодня и Башкортостан, и наши соседи — экономически сильные, политически состоятельные самостоятельные субъекты, со своими национально-культурными особенностями, — высказался Константин Толкачёв. — Башкортостан к тому же является крупнейшим по численности населения субъектом Приволжского федерального округа и седьмым в России.
Также председатель Госсобрания отметил, что если все-таки какому-либо региону не на что опереться и у него нет ресурсов для развития, то вхождение в состав экономически сильного соседа может помочь обрести устойчивость.
— В масштабе страны такое укрупнение устраняет управленческий дисбаланс, обеспечивает более справедливое распределение благ. В этом смысле перспектива административно-территориального переустройства может иметь практический смысл, — считает Толкачёв. — Но если для административного переустройства нет экономической целесообразности, то его перспективы крайне туманны, а последствия непредсказуемы. Поэтому рассуждения на эту тему считаю бесперспективными и непродуктивными.
«Укрупнение регионов — вещь очень сложная»
UFA1.RU обратился к политологу Дмитрию Михайличенко с просьбой дать оценку возможному объединению регионов. По его словам, например, проекция объединения Башкирии и Татарстана — неправильная, и в целом с мнением вице-премьера РФ он не согласен.
— Возможно, маленькие дотационные регионы будут укрупняться, но опыт показывает, что укрупнение регионов — вещь очень сложная, и часто люди сопротивляются. Поэтому это больше такой инфоповод, чем реальное положение процесса. Поэтому проекция для Башкирии абсолютно неправомерна, — считает политолог.
А вот что касается Курганской области, Еврейского автономного округа и ряда других субъектов, то их укрупнение, говорит Дмитрий Михайличенко, вполне реально.
— Но это сложно. Если посмотреть на практике, буквально в прошлом году попытались объединить Архангельскую область и Ненецкий автономный округ, и из этой идеи тоже ничего не вышло. Потому что в регионе НАО — крупные нефтяные месторождения, и люди выступают против объединения. Что касается Хабаровского края, он не имеет таких ресурсов — хотеть кого-то поглотить, а Тюменская область имеет ресурсы, но ей дотационная Курганская область абсолютно не нужна, — объяснил Михайличенко.
«Башкиро-Челябинская область?»
Экономист Рустем Шайахметов считает, что нужно отталкиваться от потребностей, а не «хотелок» какого-либо чиновника, поскольку в первую очередь, согласно Конституции РФ, жители регионов должны захотеть объединиться, а иначе сделать это невозможно.
— Что бы вице-премьер ни хотел бы, это не его права и обязанности. Его посыл «Я не хочу заниматься Еврейской автономной областью» вообще непонятен. Это высказывания капризной девочки. Тогда давайте, может быть, Ханты-Мансийский округ объединим с Ярославской областью? Там есть нефть, а там ее нет, и сразу уровень жизни что, начнет повышаться? — недоумевает экономист. — В соответствии с Конституцией определено административно-территориальное деление России. То есть только жители какого-то конкретного региона должны захотеть и жители другого региона тоже должны захотеть, — считает экономист.
Конечно, говорит Рустем Шайахметов, если у вице-премьера РФ есть соответствующие расчеты, которые покажут, что объединение сможет помочь сократить определенные расходы, обеспечит транспортную связь между регионами, новые дороги и всевозможные удобства для жителей, а также будет подготовлена дискуссия по возможному объединению, то тогда еще можно будет о чём-то говорить, но сейчас это лишь пустые слова.
— Я не уверен, что объединения станут благом для жителей, а если мы будем просто так идти и нагнетать общественный негатив — это неправильное решение, — считает Рустем Шайахметов.
Также Шайахметов полностью исключает возможность объединения Челябинской области и Республики Башкортостан, поскольку оба региона считаются сильными и одними из крупнейших в России.
— Челябинская область вполне самодостаточная, и, прежде всего, Башкирия — это национальная автономия, не нужно это забывать. Как и под чьей эгидой будут объединяться? Будет Башкиро-Челябинская область? У челябинцев есть своя очень хорошая история, во время Великой Отечественной войны, до революции и после. То же самое и с Оренбургской областью. Я не думаю, что у них жители стоят в очереди и хотят стать жителями Башкирии. Моя точка зрения: прежде чем делать заявления, нужно считать. Второе: объединение с Татарстаном вообще невозможно, возникнет очень мощный общественный протест, — подытожил экономист.
Аналогичная ситуация была в 2017 году. Тогда полпред Михаил Бабич сказал, что государство всегда ищет модели для эффективности регионов, для повышения качества жизни населения и некоторые регионы уже прошли процедуру укрупнения — и был эффект: и экономический, и социальный.