В своей жизни я видел несколько замечательных депрессивных комедий — «Иронию судьбы», «Дневник Бриджет Джонс», «Любовь и смерть». Ток-шоу «Антидебаты» замечательным не назовешь, но в остальном тут все как по учебнику.
Вот фигура одного участника возвышается над какими-то людьми, некоторые из которых захлебываются слюной, наслаждаясь минутой славы, пока другие смиренно молчат — любуются. Вот ведущие в элегантных костюмах торгуют лицами и без устали повторяют, какое беспрецедентное историческое событие происходит сейчас в студии. Все это смехотворно — маленькие людишки сходят с ума, пока на фоне стоит, не шелохнувшись, Русский Тлен.
Уныние, отчаяние — никто из кандидатов (а они собрались в студии в полном составе) не выглядит так, будто допускает хоть на секунду возможность своей победы в предстоящих выборах. Люди продолжат голодать, дети продолжат умирать, Сибай будет задыхаться, Ар-Рахим никогда не достроят.
Добавляет экзистенциальности во все происходящее и совершенно бездарная постановка. Зачем эта передача существует? В чем ее смысл? Что нового избиратели узнали о кандидатах? В чем позиция ведущих?
— А вы сами решайте, будете ли вы обращаться к избирателям или задавать друг другу вопросы, — говорят они.
Действительно, к черту сценарий, только импровизация, только хардкор! У нас же тут такие интересные люди собрались — лучшие мямли Башкирии, неспособные сказать хоть что-то внятное, визжащий кандидат-патриот, привносящий хоть немного разнообразия во все это беспросветное уныние, довольное лицо другого участника, который как будто не понимает, где вообще находится, и уверен, что позирует для очередного билборда со своим фото, и прочие, прочие...
Потерянные, отчаянные лица приглашенных в студию претендентов на трон красноречивее всех их заранее заготовленных горячих спичей. Кажется, и они во время «Антидебатов» думали: «Ну а что? Голосуй — не голосуй, все равно…»
Из интересных приемов — кольцевая композиция. Ток-шоу начинается с одного участника и им же заканчивается. Опять же удачно подчеркивает всю бессмысленность «Антидебатов», выборов и жизни вообще. В какой-то момент становится уже смешно, но это смех сквозь страшную тоску. И да, это нормально — депрессивные комедии так и работают.
А вот чему «Антидебатам» стоило бы поучиться у того же «Дневника Бриджет Джонс», так это драматургии. Любой первокурсник киношколы вам скажет, что если финал истории с самого начала ясен, если у главного героя на пути нет никаких препятствий, если его враги встают на его сторону с самого начала и радостно соглашаются вступить в республиканский Совет по правам человека по блату, то это очевидный провал. Смотреть такое кино мне не захотелось — я выключил его на тринадцатой минуте и переключился на Фассбиндера.
Согласны с автором?
Если вы желаете поспорить с автором текста, присылайте свои сообщения, фотографии и видеозаписи на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.